Файл: Радугин А.А. Философия. Курс Лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 3009

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

10

От автора

12

тема 1 Философия как мировоззренческая система:

ее смысл и предназначение

1. Понятие мировоззрение, и его структура 2. Предфилософское значение мифологии и религии 3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука

23

тема 2

Философский плюрализм: причины. и истолкования

1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы.

Гегелевская, марксистская и акзистенциалъно-персоналистская концепции философии

2. Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций

31

тема 3 Античная философия

1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит 2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит 3. Поворот к человеку — философские учения софистов

и Сократа v 4. Платон и Аристотель — систематизаторы

древнегреческой философии 5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

57

тема 4 Средневековая христианская философия

1. Христианская апологетика:

основная проблематика и идейные истоки 2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения

3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 4. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры,

77

тема 5 Философия эпохи Возрождения

1. Основные черты мировоззрения человека эпохи. Возрождения

2. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно

82

тема 6

Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза

1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:

учение об идолах и критика схоластики, 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода 3. Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода

4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции

5. Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы

92

тема 7

Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века

1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения

2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

98

тема 8

Эволюция британского эмпиризма конца XVII-середины XVIII века: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм

1. Теория познания Д. Локка 2. Субъективный идеализм Д. Беркли 3. Скептицизм Д. Юма

111

тема 9

Немецкая классическая философия

1. Концепция субъекта в философской системе Канта 2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга 3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса. Марксистское учение о практике и истине

138

тема 10

Русская религиозная философия XIX—XX вв.

1. Формирование русской религиозной философии:

славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности


2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

151

тема 11

Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира

1. Концепция бытия — фундамент философской картины мира 2. Диалектика-материалистическая картина мироздания 3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.

163

тема 12

Природа человека и смысл его существования

1. Решение проблемы специфики, человеческого бытия в "философской антропологии"

2. Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала 3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия

177

тема 13

Познание, его возможности и средства

1. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности 2. Чувственное и. рациональное познание

3. Диалектико-материалистическая теория истины.

4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера

189

тема 14

Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»

1. Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы.)

2. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме

3. Концепция науки в критическом рационализме 4. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии научного познания»

210

тема 15 Современный философский иррационализм:

решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях

1. Философский иррационализм как умонастроение и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности

3. Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное

4. Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности

230

тема 16

Общество и культура как предметы, философского анализа

1. Специфика философского осмысления общественной жизни 2. Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби 3. Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса

4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека

5. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

249

тема 17

Глобальные проблемы современности

1. Происхождение и сущность глобальных проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности

3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова

261

Рекомендуемая литература по всем темам

от автора


В нашей стране осуществляется формирование новой системы обра­зования с учетом всех отечественных достижений и в соответствии с мировыми стандартами. С этой целью Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию разработал в 1993 году основные профессиональные образовательные программы. Важное место в этих программах занимает социально-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утвердила «Госу­дарственные требования (Федеральный Компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие, гуманитарные и социально-эко­номические дисциплины». Изучение философии составляет фунда­мент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подго­товки специалиста любого профиля.


Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительнос­ти все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку совершенствоваться и вы­работать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых воз­можно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактиче­ский материал для размышлений, так и весьма эффективные инст­рументы мыслительной деятельности. Изучение философии — это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать по­нятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, рас­крывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Данное учебное пособие — это первая попытка изложить курс философии в соответствии с требованиями Государственного стан­дарта. Автор отказался от укоренившейся в нашей стране практики преподавания философии с разделением на историю и теорию философии. Такое разделение, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидактически не оправдано, так как предполагает существование какой-то особой, оторванной от конкретно-исторического движения философской мысли, теории философии. На практике это разделе­ние означает преподавание философии с позиции какой-то одной конкретной философской школы. В нашей стране это чаще всего оз­начало придание абсолютного приоритета марксистской философии

Не отвергая крупных достижений философии марксизма, ав­тор стремился избежать односторонности и идеологической догма-тизированности в изложении материала, ознакомить изучающих философию с различными философскими направлениями, течения­ми, школами, системами.

Основной замысел автора пособия — раскрыть содержание дидактических единиц Государственного стандарта, или, выражаясь проще, дать содержание программы курса философии через из­ложение истории философии и основных философский течений, школ и систем современности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему философию ознакомиться с философской проблемати­кой в ее историческом контексте и проследить ее развитие на протя­жении существования европейской цивилизации.

Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебного курса невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и учений. Цель автора — помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о пред­мете философии и ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдающихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобальными проблемами современности. При этом автор исходит из установки, что зна­ние философии — не самоцель. Он надеется, что это знание поможет читателю выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающие перед ним личные, профессиональные и общественные проблемы. тема 1


Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение

I/ Понятие мировоззрения и его структура 2/ Предфилософское значение мифологии и религии З/ Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука

Понятие мировоззрения и его структура

Каждый культурный молодой человек имеет определенное пред­ставление о философии. Он может назвать некоторые имена знаме­нитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут не только в том, что он изучал эту дисципли­ну в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые об­суждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по оп­ределенным законам? Кто или что определяет эти законы? Сущест­вует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертей человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человечес­кого существования? Может ли человек узнать о своем предназначе­нии в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от за­блуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравст­венные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих по­ступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого со­стояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересу­ющих людей проблем, которые рассматривает и которым дает опре­деленное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди

находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Сущест­венное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верова­ний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных

компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.


2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными обществен­ными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему цен­ностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несча­стье, цели и смысле жизни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторя­ющейся оценки человеком, своих отношений с другими людьми явля­ются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определен­ным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, Ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, пре­вращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выра­ботка определенной психологической установки на готовность дей­ствовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоци­онально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4) Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проек­тирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззре­ние как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфе­ра функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодей­ствие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают нацио­нальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллекту­альной и духовной культуры, характер профессиональной деятель­ности и многое другое.