Файл: Ф.Антропология (1 часть) специалитет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 209

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета политических наук

_______________ Е.В. Притчина

М.П.

«___» __________________________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (часть 1)»



Специальность: 030101.65 - «Философия»

Форма обучения: очная, заочная










Барнаул

2011



При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:



1) ГОС ВПО по специальности 030101. 65 - «Философия», утвержденный Министерством образования РФ «24» марта 2000 г.



2) Учебный план по специальности 030101. 65 - «Философия», утвержденный Ученым советом университета от «25» сентября 2002 г., протокол № 1









Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры социальной философии, онтологии и теории познания от «28» февраля _2011 г., протокол № 5



Заведующая кафедрой,

к.филос.н., доцент _______________________ И.В. Черданцева





Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета политических наук от «13» апреля 2011 г., протокол № 3



Председатель методической

комиссии к.и.н., доцент ____________________ О.С. Опекун









Введение:

Программа курса «Философская антропология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Философия». Студенты дневного обучения изучают данный предмет в 8 семестре. Студенты заочного обучения – 9 семестре.

Оценка знаний студентов проводится в форме экзамена после каждого семестра обучения.

Занятия у студентов философов включают лекции и семинары.

Цель курса – дать студентам базовые знания по проблемам философской антропологии.

Задачи курса:

- основной задачей курса является дальнейшее освоение студентами-философами теоретико-методологического аппарата исследования антропологической проблемы;

- рассмотрение содержания основных исторических подходов в понимании человека,

осмысление многообразия форм бытия человека и их "измерения";

- осмысление проблемы субъектности, типологии человека;

- раскрытие содержания основных проблем бытия человека в мире культуры и цивилизации;

- научение видению отдельных проблем философской антропологии в контексте мировой философской мысли;

  • научение применению знания, полученных в рамках курса философской антропологии, в анализе текстов классиков.

Требования к уровню освоения программы и формы контроля:

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- теоретико-методологический аппарат исследования антропологической проблемы;

- место философской антропологии в системе наук о человеке;

- образы человека в философии.

- типологии человека в социально-философской антропологии;

- социально-философские типы и габитус крестьянина, дворянина, буржуа, интеллектуала, маргинала;

- специфику и проблематику структурной антропологии;

- способы «субъективации» человеческого знания;

- постмодерные концепции деконструкции антропологических построений классической философии;

- антропологические мотивы современных психоаналитических практик;

- новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко.



уметь:

-применять в процессе обучения эти знания;

-понимать логику авторов оригинальных источников;


-эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности.



владеть:

- категориальным и понятийным аппаратом философии;

- навыками философского и научного анализа, критической рефлексии;

-способностью диалектического видения процессов;

-навыками обнаружения и постановки проблем;

-навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста.

Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских занятиях.

Промежуточная аттестация студентов проводится в виде контрольных точек.

Итоговая аттестация проводится в виде экзамена.



Тематический план курса для студентов дневной формы обучения:

Часть1. Философская антропология

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Семинары

Самост. раб.


Раздел I. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина





1.

Образы человека в философии.

8

2

2

4

2.

Человек как практическое существо.

8

2

2

4

3.

Философская антропология в системе наук о человеке

8

2

2

4


Раздел II. Социально-философская антропология о типологии человека





4.

Крестьянин, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

5.

Дворянин, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

6.

Буржуа, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

7.

Наемный работник, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

8.

Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус

12

2

4

6

9.

Маргинал, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4


Раздел III. Структурная антропология





10.

Структурализм о человеке

4

2


2

11

Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации

4

2


2

12.

Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания

4

2


2


Раздел IV. Человек в философии французского постмодерна





13.

Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии

4

2


2

14.

Антропологические мотивы современных психоаналитических практик

4

2


2

15.

Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко

4

2


2


Итого

100

30

20

50



Тематический план курса для студентов заочной формы обучения

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лекции

Семинары

Самост. раб.


Раздел I. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина





1.

Образы человека в философии.

8

2

2

4

2.

Человек как практическое существо.

8

2

2

4

3.

Философская антропология в системе наук о человеке

8

2

2

4


Раздел II. Социально-философская антропология о типологии человека





4.

Крестьянин, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

5.

Дворянин, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

6.

Буржуа, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

7.

Наемный работник, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4

8.

Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус

12

2

4

6

9.

Маргинал, его социально-философский тип и габитус

8

2

2

4


Раздел III. Структурная антропология





10.

Структурализм о человеке

4

2


2

11

Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации

4

2


2

12.

Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания

4

2


2


Раздел IV. Человек в философии французского постмодерна





13.

Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии

4

2


2

14.

Антропологические мотивы современных психоаналитических практик

4

2


2

15.

Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко

4

2


2


Итого

100

30

20

50




Содержание дисциплины:

Раздел I. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина

Тема 1. Образы человека в философии.

Человек в зеркале своей мысли. Идея человека. Человеческое бытие. Человек и космос, человек и Бог, человек – человек, человек и общество, человек и животное. Проблема «Другого». Деперсонализация; тождество и идентификация; интерсубъективность. Личность и индивидуальность. Объективация и отчуждение. Субъектность и субъективность.



Тема 2. Человек как практическое существо.

Исторический опыт становления человека. Человек как творение и творец культуры. Человек и история. Открытость и незавершенность человека. Многообразие «человеческого». Человек в гетерогенном и мультикультурном пространстве современности.



Тема 3. Философская антропология в системе наук о человеке

Значение философской антропологии в общественной жизни. Социальные теории в разрыве между массой, толпой и личностью. Философская антропология как теория социального действия и стратегия жизненного поиска. Антропология и философская антропология. Философская антропология и социология. Философская антропология и история.



Раздел II. Социально-философская антропология о типологии человека



Тема 4. Крестьянин, его социально-философский тип и габитус

Личные связи крестьянина в локальной социальной общности. Хозяйство на земле – границы природного и социального. Крестьянский образ жизни и крестьянская культура.



Тема 5. Дворянин, его социально-философский тип и габитус

Роль «благородных» сословий в жизни общества. Элита средневекового общества и создание нового стиля жизни. Этос джентльмена, его содержание и формы.



Тема 6. Буржуа, его социально-философский тип и габитус

Появление буржуазии и становление новых антропологических качеств человека. Формирование человека капиталистического общества, экономическая робинзонада. Социальные изобретения буржуа.



Тема 7. Наемный работник, его социально-философский тип и габитус

Модернизация феодального общества, разрыв привычного пространства и времени. Тело работника и типологии его исследования. Социальное распределение благ жизни. Марксизм о пролетариате: прозрения и ошибки.



Тема 8. Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус

Интеллектуал, его антропологические характеристики и содержание деятельности. Знания и власть. Воспроизводство интеллектуальной жизни и создание новых стилей общественной деятельности.



Тема 9. Маргинал, его социально-философский тип и габитус

Маргинал, его основные антропологические характеристики. Маргинал в философии марксизма и постмодерна.



Тема 10. Структурализм о человеке

Леви-Стросс о структурном понимании человека. Изначальная сущность мыслительных структур и их воздействие на восприятие окружающего мира и образ жизни. Сознание как место пересечения бессознательных структур человеческой жизни. Миф – основа устойчивости структуры человека.




Тема 11. Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации

Барт о языке как возможности понимания. Язык – коллективный договор, обеспечивающий коммуникацию. Язык как взаимодействие индивидуального и коллективного.



Тема 12. Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания

Фуко и археология знаний, теория изучения дискурсов и эпистем. Фуко об эпистемах труда, жизни и языка, их характеристики. Эко и Делез о концептуальном понимании структуры человека.



Раздел IV. Человек в философии французского постмодерна



Тема 13. Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии

Деконструкция как преодоление жестких оппозиций классической философии. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы «Другого».



Тема 14. Антропологические мотивы современных психоаналитических практик

Лакан о видах и формах психотерапии. Психоанализ и семиотика. Воображаемое, символическое, реальное.



Тема 15. Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко

Шизоанализ Делеза, человеческое производство желаний. Фуко о знании и власти. Власть и управление жизнью: разум и безумие; производство тела в культуре; тело и язык, телесное письмо.



Список основной и дополнительной литературы:

1. Моторина, Л. Е. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Моторина. - М. : Высш. шк., 2003. - 256 с.

2. Казаков, Е. Ф. Антропология : учеб. пособие / Е. Ф. Казаков ; КемГУ. - Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2006. - 187 с.. - ([Учебная литература КемГУ])

3. Лысков, А. П. Социальная философия : учеб. пособие / А. П. Лысков ; РГУ. - Калининград : Изд-во РГУ им. Иммануила Канта Ч.1 - 2009. - 121 с.. - Библиогр.: с. 120.



Дополнительная литература:

  1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.

  2. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург. 1997.

  3. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. СПб., 2000.

  4. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

  5. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1998.

  6. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

  7. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Сочинения. М., 1989.

  8. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

  9. Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ему // Человек и общество: проблемы человека на ХVIII Всемирном философском конгрессе. Вып.4. М., 1992.

  10. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.

  11. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

  12. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М., 1995.

  13. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

  14. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

  15. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л., 1991.