ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 213
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ |
Декан факультета политических наук _______________ Е.В. Притчина М.П. «___» __________________________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (часть 1)»
Специальность: 030101.65 - «Философия»
Форма обучения: очная, заочная
Барнаул
2011
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030101. 65 - «Философия», утвержденный Министерством образования РФ «24» марта 2000 г.
2) Учебный план по специальности 030101. 65 - «Философия», утвержденный Ученым советом университета от «25» сентября 2002 г., протокол № 1
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры социальной философии, онтологии и теории познания от «28» февраля _2011 г., протокол № 5
Заведующая кафедрой,
к.филос.н., доцент _______________________ И.В. Черданцева
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета политических наук от «13» апреля 2011 г., протокол № 3
Председатель методической
комиссии к.и.н., доцент ____________________ О.С. Опекун
Введение:
Программа курса «Философская антропология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Философия». Студенты дневного обучения изучают данный предмет в 8 семестре. Студенты заочного обучения – 9 семестре.
Оценка знаний студентов проводится в форме экзамена после каждого семестра обучения.
Занятия у студентов философов включают лекции и семинары.
Цель курса – дать студентам базовые знания по проблемам философской антропологии.
Задачи курса:
- основной задачей курса является дальнейшее освоение студентами-философами теоретико-методологического аппарата исследования антропологической проблемы;
- рассмотрение содержания основных исторических подходов в понимании человека,
осмысление многообразия форм бытия человека и их "измерения";
- осмысление проблемы субъектности, типологии человека;
- раскрытие содержания основных проблем бытия человека в мире культуры и цивилизации;
- научение видению отдельных проблем философской антропологии в контексте мировой философской мысли;
-
научение применению знания, полученных в рамках курса философской антропологии, в анализе текстов классиков.
Требования к уровню освоения программы и формы контроля:
В результате изучения курса студенты должны:
знать:
- теоретико-методологический аппарат исследования антропологической проблемы;
- место философской антропологии в системе наук о человеке;
- образы человека в философии.
- типологии человека в социально-философской антропологии;
- социально-философские типы и габитус крестьянина, дворянина, буржуа, интеллектуала, маргинала;
- специфику и проблематику структурной антропологии;
- способы «субъективации» человеческого знания;
- постмодерные концепции деконструкции антропологических построений классической философии;
- антропологические мотивы современных психоаналитических практик;
- новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко.
уметь:
-применять в процессе обучения эти знания;
-понимать логику авторов оригинальных источников;
-эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности.
владеть:
- категориальным и понятийным аппаратом философии;
- навыками философского и научного анализа, критической рефлексии;
-способностью диалектического видения процессов;
-навыками обнаружения и постановки проблем;
-навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста.
Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация студентов проводится в виде контрольных точек.
Итоговая аттестация проводится в виде экзамена.
Тематический план курса для студентов дневной формы обучения:
Часть1. Философская антропология
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Лекции |
Семинары |
Самост. раб. |
|
Раздел I. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина |
|
|
|
|
1. |
Образы человека в философии. |
8 |
2 |
2 |
4 |
2. |
Человек как практическое существо. |
8 |
2 |
2 |
4 |
3. |
Философская антропология в системе наук о человеке |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел II. Социально-философская антропология о типологии человека |
|
|
|
|
4. |
Крестьянин, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
5. |
Дворянин, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
6. |
Буржуа, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
7. |
Наемный работник, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
8. |
Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус |
12 |
2 |
4 |
6 |
9. |
Маргинал, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел III. Структурная антропология |
|
|
|
|
10. |
Структурализм о человеке |
4 |
2 |
|
2 |
11 |
Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации |
4 |
2 |
|
2 |
12. |
Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания |
4 |
2 |
|
2 |
|
Раздел IV. Человек в философии французского постмодерна |
|
|
|
|
13. |
Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии |
4 |
2 |
|
2 |
14. |
Антропологические мотивы современных психоаналитических практик |
4 |
2 |
|
2 |
15. |
Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко |
4 |
2 |
|
2 |
|
Итого |
100 |
30 |
20 |
50 |
Тематический план курса для студентов заочной формы обучения
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Лекции |
Семинары |
Самост. раб. |
|
Раздел I. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина |
|
|
|
|
1. |
Образы человека в философии. |
8 |
2 |
2 |
4 |
2. |
Человек как практическое существо. |
8 |
2 |
2 |
4 |
3. |
Философская антропология в системе наук о человеке |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел II. Социально-философская антропология о типологии человека |
|
|
|
|
4. |
Крестьянин, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
5. |
Дворянин, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
6. |
Буржуа, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
7. |
Наемный работник, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
8. |
Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус |
12 |
2 |
4 |
6 |
9. |
Маргинал, его социально-философский тип и габитус |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Раздел III. Структурная антропология |
|
|
|
|
10. |
Структурализм о человеке |
4 |
2 |
|
2 |
11 |
Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации |
4 |
2 |
|
2 |
12. |
Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания |
4 |
2 |
|
2 |
|
Раздел IV. Человек в философии французского постмодерна |
|
|
|
|
13. |
Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии |
4 |
2 |
|
2 |
14. |
Антропологические мотивы современных психоаналитических практик |
4 |
2 |
|
2 |
15. |
Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко |
4 |
2 |
|
2 |
|
Итого |
100 |
30 |
20 |
50 |
Содержание дисциплины:
Раздел I. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина
Тема 1. Образы человека в философии.
Человек в зеркале своей мысли. Идея человека. Человеческое бытие. Человек и космос, человек и Бог, человек – человек, человек и общество, человек и животное. Проблема «Другого». Деперсонализация; тождество и идентификация; интерсубъективность. Личность и индивидуальность. Объективация и отчуждение. Субъектность и субъективность.
Тема 2. Человек как практическое существо.
Исторический опыт становления человека. Человек как творение и творец культуры. Человек и история. Открытость и незавершенность человека. Многообразие «человеческого». Человек в гетерогенном и мультикультурном пространстве современности.
Тема 3. Философская антропология в системе наук о человеке
Значение философской антропологии в общественной жизни. Социальные теории в разрыве между массой, толпой и личностью. Философская антропология как теория социального действия и стратегия жизненного поиска. Антропология и философская антропология. Философская антропология и социология. Философская антропология и история.
Раздел II. Социально-философская антропология о типологии человека
Тема 4. Крестьянин, его социально-философский тип и габитус
Личные связи крестьянина в локальной социальной общности. Хозяйство на земле – границы природного и социального. Крестьянский образ жизни и крестьянская культура.
Тема 5. Дворянин, его социально-философский тип и габитус
Роль «благородных» сословий в жизни общества. Элита средневекового общества и создание нового стиля жизни. Этос джентльмена, его содержание и формы.
Тема 6. Буржуа, его социально-философский тип и габитус
Появление буржуазии и становление новых антропологических качеств человека. Формирование человека капиталистического общества, экономическая робинзонада. Социальные изобретения буржуа.
Тема 7. Наемный работник, его социально-философский тип и габитус
Модернизация феодального общества, разрыв привычного пространства и времени. Тело работника и типологии его исследования. Социальное распределение благ жизни. Марксизм о пролетариате: прозрения и ошибки.
Тема 8. Интеллектуал, его социально-философский тип и габитус
Интеллектуал, его антропологические характеристики и содержание деятельности. Знания и власть. Воспроизводство интеллектуальной жизни и создание новых стилей общественной деятельности.
Тема 9. Маргинал, его социально-философский тип и габитус
Маргинал, его основные антропологические характеристики. Маргинал в философии марксизма и постмодерна.
Тема 10. Структурализм о человеке
Леви-Стросс о структурном понимании человека. Изначальная сущность мыслительных структур и их воздействие на восприятие окружающего мира и образ жизни. Сознание как место пересечения бессознательных структур человеческой жизни. Миф – основа устойчивости структуры человека.
Тема 11. Язык как система обоснования человеческого знания и коммуникации
Барт о языке как возможности понимания. Язык – коллективный договор, обеспечивающий коммуникацию. Язык как взаимодействие индивидуального и коллективного.
Тема 12. Структурализм о способах «субъективации» человеческого знания
Фуко и археология знаний, теория изучения дискурсов и эпистем. Фуко об эпистемах труда, жизни и языка, их характеристики. Эко и Делез о концептуальном понимании структуры человека.
Раздел IV. Человек в философии французского постмодерна
Тема 13. Деррида о деконструкции антропологических построений классической философии
Деконструкция как преодоление жестких оппозиций классической философии. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы «Другого».
Тема 14. Антропологические мотивы современных психоаналитических практик
Лакан о видах и формах психотерапии. Психоанализ и семиотика. Воображаемое, символическое, реальное.
Тема 15. Новые смыслы антропологического дискурса в философии Делеза и Фуко
Шизоанализ Делеза, человеческое производство желаний. Фуко о знании и власти. Власть и управление жизнью: разум и безумие; производство тела в культуре; тело и язык, телесное письмо.
Список основной и дополнительной литературы:
1. Моторина, Л. Е. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Моторина. - М. : Высш. шк., 2003. - 256 с.
2. Казаков, Е. Ф. Антропология : учеб. пособие / Е. Ф. Казаков ; КемГУ. - Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2006. - 187 с.. - ([Учебная литература КемГУ])
3. Лысков, А. П. Социальная философия : учеб. пособие / А. П. Лысков ; РГУ. - Калининград : Изд-во РГУ им. Иммануила Канта Ч.1 - 2009. - 121 с.. - Библиогр.: с. 120.
Дополнительная литература:
-
Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.
-
Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург. 1997.
-
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. СПб., 2000.
-
Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.
-
Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1998.
-
Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
-
Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Сочинения. М., 1989.
-
Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.
-
Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ему // Человек и общество: проблемы человека на ХVIII Всемирном философском конгрессе. Вып.4. М., 1992.
-
Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.
-
Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.
-
Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М., 1995.
-
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
-
Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.
-
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л., 1991.