Файл: зачёт политология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 443

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Политология как наука: понятие, предмет. Функции. Место и роль политологии в обществе. Термин политика- искусство упр-я гос-вом. Политология – это наука о власти и властных отношений, которые определяют сущность полит сферы общества

Полит наука – это наука о хар-ре и ф-яъ гос и его правительстве как органе через который гос-во реализует свою власть.

Объектом выступает полит сферы общества

Предметом яв-ся закономерности формирования и развития полит власти, формы и методы её функционирования и использования. Ф-ии:

1. Служебные, инструментальные ф-ии обслуживающие полит практики:

а) нормативная опр-ет нормы дея-ти полит учреждений и мун

б) планирование полит действий и процессов

в) прогнозирование (рекомендации, модели и т.д.)

2. Познавательные и критические:

а) теоретический анализ полит идей и теорий

б) проверка теорий и идей

в) построение теорий соответствующего полит объекта

д) создание собственной методологии

в рамках этих ф-ий модельной ситуации и явления и прочее.

В исследовании полит проблем исп-ся методы:

- исторический (изучение полит яв-ся в процессе их становления)

- ситуативный (учёт всех условий и обстоятельств которые создают конкретную ситуацию)

- институциональный (наблюдение, описание и анализ полит структур и их взаимосвязи)

- деятельностный (рассматривает политику в динамике)

- социологический (опросы)

- эк-ие (закономерности развития эк рынка переносятся в эк-ую сферу

- методы психологии дают возможность изучать системные мотивы дея-ти человека и его поведения).


2. Политика: понятие, функции и принципы; субъекты политики.

Политика – опр-ет совокупность отношений, которые складываются в рез-те целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования гос власти. Политика – глобальный механизм регулирования соц отношений. Т.е. политика –способ регулирование межгрупповых конфликтов как способ придания конкуренции за власть мирных форм.

Ф-ии политики:

* выражение и реализация властно- значимых интересов

* рационализация конфликтов

* распределение и перераспределение общественного блага с учётом групповых приоритетов жизни общества

* управление и руководство общ процессами как методы согласования групп интересов

* интеграция т.е. единство

* социализация личности. Введение личности в полит мир

* коммуникабельность, формирует особые типы общения

* создание дея-ти, создание проектов

Принципы:

  1. консенсус

  2. гуманизм

  3. справедливость

  4. законность

  5. демократизм

  6. научность

  7. целеполагание

  8. нравственность

Субъекты п-ки – любые социальные субъекты, вступающие в отношения по поводу завоевания или осуществления политической власти. Субъектами п-ки могут быть как гос-ва, нации, классы, политич партии, так и индивиды. Люди не существуют вне п-ки и являются её субъектами вне зависимости от своей воли.



3. Политика и мораль.

Мораль в политике-воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые противоположности. М.- это сфера добра, гуманизма, политика же- всегда зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика д.б. нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия, борьбой с антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на эффективность действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно


4. Власть как общественное явление.

  1. Понятие власти. Некоторые теории власти.

  1. Теологические теории.

Власть – способность достижения опр-х целей и получение намеченных рез-ов.

  1. Бихевиористкие теории.

Власть – особый тип поведения, при котором один командуют, а др подчиняются. Силовая модель власти – стержнем любого властного поведения яв-ся стремление к власти. Рыночная модель – институционализация властного поля.

  1. психологическая теория (Фрейд). Сложный характер психики человека. Власть возникающая как вз-ие воли к власти одних и готовность подчиняться др.

  2. Биологический подход к власти. Власть яв-ся специф только для человека и чел сообщества. Где живое. Там властные отношения.

  3. Антропогенный подход к власти. Власть распределяется на ве соц образования, в том числе и доклассовые.

  4. Социологический подход к власти. Основы власти сводятся к полит влиянию одной группы над др.

Ежи Вятр систематизировал подходы к власти. Выделим систему направлений:

  • бихевиористкое

  • телеологическое

  • инструментолиское (власть – это возможность исп-ть опр ср-в воздействия)

  • структуралиское (власть – особого рода отношения между управляющим и управляемым)

  • конфликтное (власть – возможность принятия ею решению, регл распределение благ в конфликтных ситуациях с целью стабилизации).

Власть – это такое общественное отношение между 2мя и более системами, при котором один согласно нормам общества имеет право приказывать. А др обязан подчиняться тоже согласно нормам общества.


5. Легитимность власти: понятие, типы.

Легитимность – законность; ещё рассматривается как опр сост психики индивида в опр-ый промежуток времени т.е. это составляющая, которая выражает уровень удовлетворенности функционирования соц полит структур.


Легитимность – положительная оценка населением власти, признание её права управлять и согласие починяться.

Легитимация – процедура общ признания к-л действия, действ лица или события.

Легитимность рассматривается в системе отношений – народ, власть.

Подходы:

  1. нормативный. Источники легитимности вне властных отношений – это закон, мораль и традиции. Легитимность власти – этот соответствие полит институтов и отношений опр-щих законом и правилами. Легитимность – это проявление поддержек и доверия народа властным структурам, действие которых соответствует ценностям и традициям. Имеющих широкое распространение. Уровни доверия: общественное мнение и интересы народа и отдельных соц слоёв, которые согласны поддерживать власть, если это им выгодно; соц ценности и традиции, которые играют большую роль в отношении народа к власти.

  2. Функциональный подход исходит из процесса осущ властных полномочий, т.е. основы легитимности лежат внутри власти. Легитимность – способность власти обеспечивать стабильность функционирования фин институтов и способ убедить нас, что институты соответствуют составляющим общества и интересам народа. Типы легитимности по М. Веберу:

  • традиции легитимность – традиц власть основанная на вере в священный хар-р норм, обычаев; лидер нарушает их, теряет доверие и может быть отстранён от власти;

  • харизматическая легитимность – св-ва лидера опр-ть легитимность власти;

  • легальная или рацион – правовая легитимность. Легальная власть основана на признании юр норм, которые регулируют отношения управление – подчинение. Эти нормы открыты для изменения. Хар-рен для демократичных гос-в.


6. Принцип разделения властей: сущность и содержание:

Дж. Локк – основатель идеи о разделении властей.

- в любом общ сущ зак-ая власть. Представляющая коллектив органом, которого избирает народ, следовательно, власть не деспотична, народ может эту власть заменить.

Цель зак-ой власти – разработка законов и сохранение общества.

  • исполнительная власть подотчётная и подчиняется зак-ой власти, которая имеет право созывать зак-ый орган, имеет свободу в решении общественных проблем.

  • Федеративная власть осущ отношениями с др гос-ми.

Шарль Монтескье – идея раздел властей на основе Локо:

- законодательная

- исполнительная

- судебная

Каждая власть имеет своё воплощение: зак-ый (парламент), исполнительная (монарх), судебная (суд). Разделение властей не означает противотворства между ними, т.е. власти должны сотрудничать, быть равноправными, сдерживать др друга.

Положение механизма вз-ия между властями получило развитие в США (Мэдисон, Джефферсон). Мэдисон сформулировал систему сдержек и противовесов, определяющих взаимодействие между властями:

  1. ветви власти должны формировать по – разному, т.е. получать свои полномочия из равных источников

  2. различные сроки полномочий ветвей власти

  3. механизмы, которые дают возможность одной власти воздействовать на др


суд получает право толкования закона, имеет право объявлять законы не конституцией, объявление действия гос-ав и др. высших должностных лиц тоже не конституционально.

Гос власть структурирована по вертикали и горизонтали.

Вертикаль – разделение между 3 ветвями власти (за, исп, суд). Гос власть функционально разделена внутри на:

  • рабочих, осущ полит власть в гос органах

  • рабочие, осущ в гос органах административной власти или гос службу


7. Законодательная власть: понятие, функции, институты.

Законодательная власть – гос власть, которая в официальной форме устанавливает правовые формы, общие правила, определяет меру свободы человека в обществе и гос-ве. Она основана на принципах конституции, законодательные органа подконтрольны избирателями. Ф-ии:

  • законотворческая

  • представительская

  • учредительная

  • контрольная

  • властная

  • финансово- бюджетная

Полномочия:

  1. законодательная компетенция – право на принятие закона.

  2. Фин компетенция – полномочия парламента утверждать роспись доходов и расходов гос-ва и устанавливать законы.

  3. Ратификация – окончательное согласие гос-ва на заключение договора, который выражен в установленной форме

  4. Денонсация – в установленной форме волеизъявление гос-ва, направленное на расторжение договора.

  5. Назначение референдума

  6. Формирование гос органов, назначенных либо избранными должностными лицами или участие в этих процедурах (в рамках учредительной ф-ии).

  7. Контроль за дея-тью гос органов и должностных лиц

  8. Судебное полномочие

  9. Делегирование полномочий – конституция предусматривает возможность делегирования полномочий др. гос органов.


    1. Исполнительная власть: понятие. Функции, институты.

Исполнительная власть – власть, управляющая повседневными делами страны. Испол власть – власть, представленная коллективным органом наиболее универсальной компетенции, которая осущ исполнительную функцию. Признаки исполнительной власти:

  1. универсальность – власть и её органы действуют непрерывно и везде аа всей территории гос-ва.

  2. Предметность – опр ресурсы в гос. Используется системой подвижных и служебных поощрений. Исполнит власть сама издаёт норм акты и постоянно стремится расширить свои полномочия. Главная задача исполнит – власти – руководства.

Ф-ии исполн власти:

* определение основных направлений политики гос

* контроль за претворением в жизнь намеченной линии

* ф-ия мобилизации

* церемониальное руководство – способность выступать символом единства нац гос-ва.

* руководство в условиях кризиса – защита прав и свобод граждан.


    1. Судебная власть: понятие, функции, институты.

Судебная власть – система институтов, которая обеспечивает законность и правопорядок; это инструмент, по средствам которого право воздействовать на общ отношения.


Обязанности:

  1. суд не создаёт общих правил поведения законов

  2. не занимается гос управлением

  3. решает и расширяет конкретные дела

  4. осущ либо судьёй, либо суд коллегией

  5. рассматривает и разрешает конфликты в обществе, в соответствии с законом и внутренними убеждениями судьи.

В современных условиях суд выступает не только как правовой, но и как полит институт.

Ф-ии:

* арбитражная

* охранительная

* ф-ия наказания

* контрольная

* воспитательная

Принципы судоустройства и судопроизводства:

  • принцип независимости

  • коллегиальности

  • гласности

  • право обжалования суд решений

  • равноправие сторон в суд процессе и состязательности.

Институты:

  • конституционный

  • арбитражный

  • мировой суд

  • адвокатура


    1. Политическая система общества.

  1. Понятие полит системы, ф-ии и типология.

Подходы:

  1. Структурно- функциональное обращения внимания на основные ф-ии. полит системы и вз-ие элементов.

  2. институциональный подход: полит система рассматривается совокупность полит институтов, организует полит процессы и определяет их динамику.

  3. Элитарный подход: внимание на роль элит, концентрирование власть над эк-ми ресурсами, управление и правление системой.

  4. Системный подход. Теория Д. Истона. Рассматривал полит систему во вз-ии с внешней средой.

Полит система – это разнообразная вз-зь видов дея-ти. Которые влияют на принятие и исполнение решений.

Полит система – это система отношений, действий, идей, институтов связанных с формированием и практическим осущ политики т.е. власти и управления

Полит система – это реальная форма проявления полит власти, соответственно системе полит управления и поли механизмами регулирование соц – эк процессов. Полит система по своему содержанию разнообразна и сложна. Структура полит системы:

  1. Институциональный компонент – этот компонент включает характерные для данного общества способы агрегации и артикулировании соц интересов; а также тип формирования полит партий, групп, интересов; набор института, участвующего в борьбе за власть.

  2. Нормативный компонент хар-т устоявшийся в обществе тип принятия решений, преобладают методы полит принуждений, формы гос контроля за принятием решений, опр технологию контроля общества за властью; определяет особенности судебной системы и принципы полит этики.

  3. Информационный компонент опр-т принятый в обществе тип культур языка

  4. идеалогичный включает полит сознание, культуру и систему ценностей.

Полит система выполняет опр-ые ф-ии по отношению к обществу в целом:

  • опр-е целей и задач общества

  • ф-ия управления

  • ф-ия мобилизации ресурсов общества на достижение постоянных целей

  • ф-ия интеграции

  • распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранившиеся в данной системе власти и собственности

  • контрольная ф-ия

  • ф-ия полит социализация т.е. включает граждан в полит жизнь