ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 443
Скачиваний: 3
1. Политология как наука: понятие, предмет. Функции. Место и роль политологии в обществе. Термин политика- искусство упр-я гос-вом. Политология – это наука о власти и властных отношений, которые определяют сущность полит сферы общества
Полит наука – это наука о хар-ре и ф-яъ гос и его правительстве как органе через который гос-во реализует свою власть.
Объектом выступает полит сферы общества
Предметом яв-ся закономерности формирования и развития полит власти, формы и методы её функционирования и использования. Ф-ии:
1. Служебные, инструментальные ф-ии обслуживающие полит практики:
а) нормативная опр-ет нормы дея-ти полит учреждений и мун
б) планирование полит действий и процессов
в) прогнозирование (рекомендации, модели и т.д.)
2. Познавательные и критические:
а) теоретический анализ полит идей и теорий
б) проверка теорий и идей
в) построение теорий соответствующего полит объекта
д) создание собственной методологии
в рамках этих ф-ий модельной ситуации и явления и прочее.
В исследовании полит проблем исп-ся методы:
- исторический (изучение полит яв-ся в процессе их становления)
- ситуативный (учёт всех условий и обстоятельств которые создают конкретную ситуацию)
- институциональный (наблюдение, описание и анализ полит структур и их взаимосвязи)
- деятельностный (рассматривает политику в динамике)
- социологический (опросы)
- эк-ие (закономерности развития эк рынка переносятся в эк-ую сферу
- методы психологии дают возможность изучать системные мотивы дея-ти человека и его поведения).
2. Политика: понятие, функции и принципы; субъекты политики.
Политика – опр-ет совокупность отношений, которые складываются в рез-те целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования гос власти. Политика – глобальный механизм регулирования соц отношений. Т.е. политика –способ регулирование межгрупповых конфликтов как способ придания конкуренции за власть мирных форм.
Ф-ии политики:
* выражение и реализация властно- значимых интересов
* рационализация конфликтов
* распределение и перераспределение общественного блага с учётом групповых приоритетов жизни общества
* управление и руководство общ процессами как методы согласования групп интересов
* интеграция т.е. единство
* социализация личности. Введение личности в полит мир
* коммуникабельность, формирует особые типы общения
* создание дея-ти, создание проектов
Принципы:
-
консенсус
-
гуманизм
-
справедливость
-
законность
-
демократизм
-
научность
-
целеполагание
-
нравственность
Субъекты п-ки – любые социальные субъекты, вступающие в отношения по поводу завоевания или осуществления политической власти. Субъектами п-ки могут быть как гос-ва, нации, классы, политич партии, так и индивиды. Люди не существуют вне п-ки и являются её субъектами вне зависимости от своей воли.
3. Политика и мораль.
Мораль в политике-воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые противоположности. М.- это сфера добра, гуманизма, политика же- всегда зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика д.б. нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия, борьбой с антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на эффективность действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно
4. Власть как общественное явление.
-
Понятие власти. Некоторые теории власти.
-
Теологические теории.
Власть – способность достижения опр-х целей и получение намеченных рез-ов.
-
Бихевиористкие теории.
Власть – особый тип поведения, при котором один командуют, а др подчиняются. Силовая модель власти – стержнем любого властного поведения яв-ся стремление к власти. Рыночная модель – институционализация властного поля.
-
психологическая теория (Фрейд). Сложный характер психики человека. Власть возникающая как вз-ие воли к власти одних и готовность подчиняться др.
-
Биологический подход к власти. Власть яв-ся специф только для человека и чел сообщества. Где живое. Там властные отношения.
-
Антропогенный подход к власти. Власть распределяется на ве соц образования, в том числе и доклассовые.
-
Социологический подход к власти. Основы власти сводятся к полит влиянию одной группы над др.
Ежи Вятр систематизировал подходы к власти. Выделим систему направлений:
-
бихевиористкое
-
телеологическое
-
инструментолиское (власть – это возможность исп-ть опр ср-в воздействия)
-
структуралиское (власть – особого рода отношения между управляющим и управляемым)
-
конфликтное (власть – возможность принятия ею решению, регл распределение благ в конфликтных ситуациях с целью стабилизации).
Власть – это такое общественное отношение между 2мя и более системами, при котором один согласно нормам общества имеет право приказывать. А др обязан подчиняться тоже согласно нормам общества.
5. Легитимность власти: понятие, типы.
Легитимность – законность; ещё рассматривается как опр сост психики индивида в опр-ый промежуток времени т.е. это составляющая, которая выражает уровень удовлетворенности функционирования соц полит структур.
Легитимность – положительная оценка населением власти, признание её права управлять и согласие починяться.
Легитимация – процедура общ признания к-л действия, действ лица или события.
Легитимность рассматривается в системе отношений – народ, власть.
Подходы:
-
нормативный. Источники легитимности вне властных отношений – это закон, мораль и традиции. Легитимность власти – этот соответствие полит институтов и отношений опр-щих законом и правилами. Легитимность – это проявление поддержек и доверия народа властным структурам, действие которых соответствует ценностям и традициям. Имеющих широкое распространение. Уровни доверия: общественное мнение и интересы народа и отдельных соц слоёв, которые согласны поддерживать власть, если это им выгодно; соц ценности и традиции, которые играют большую роль в отношении народа к власти.
-
Функциональный подход исходит из процесса осущ властных полномочий, т.е. основы легитимности лежат внутри власти. Легитимность – способность власти обеспечивать стабильность функционирования фин институтов и способ убедить нас, что институты соответствуют составляющим общества и интересам народа. Типы легитимности по М. Веберу:
-
традиции легитимность – традиц власть основанная на вере в священный хар-р норм, обычаев; лидер нарушает их, теряет доверие и может быть отстранён от власти;
-
харизматическая легитимность – св-ва лидера опр-ть легитимность власти;
-
легальная или рацион – правовая легитимность. Легальная власть основана на признании юр норм, которые регулируют отношения управление – подчинение. Эти нормы открыты для изменения. Хар-рен для демократичных гос-в.
6. Принцип разделения властей: сущность и содержание:
Дж. Локк – основатель идеи о разделении властей.
- в любом общ сущ зак-ая власть. Представляющая коллектив органом, которого избирает народ, следовательно, власть не деспотична, народ может эту власть заменить.
Цель зак-ой власти – разработка законов и сохранение общества.
-
исполнительная власть подотчётная и подчиняется зак-ой власти, которая имеет право созывать зак-ый орган, имеет свободу в решении общественных проблем.
-
Федеративная власть осущ отношениями с др гос-ми.
Шарль Монтескье – идея раздел властей на основе Локо:
- законодательная
- исполнительная
- судебная
Каждая власть имеет своё воплощение: зак-ый (парламент), исполнительная (монарх), судебная (суд). Разделение властей не означает противотворства между ними, т.е. власти должны сотрудничать, быть равноправными, сдерживать др друга.
Положение механизма вз-ия между властями получило развитие в США (Мэдисон, Джефферсон). Мэдисон сформулировал систему сдержек и противовесов, определяющих взаимодействие между властями:
-
ветви власти должны формировать по – разному, т.е. получать свои полномочия из равных источников
-
различные сроки полномочий ветвей власти
-
механизмы, которые дают возможность одной власти воздействовать на др
суд получает право толкования закона, имеет право объявлять законы не конституцией, объявление действия гос-ав и др. высших должностных лиц тоже не конституционально.
Гос власть структурирована по вертикали и горизонтали.
Вертикаль – разделение между 3 ветвями власти (за, исп, суд). Гос власть функционально разделена внутри на:
-
рабочих, осущ полит власть в гос органах
-
рабочие, осущ в гос органах административной власти или гос службу
7. Законодательная власть: понятие, функции, институты.
Законодательная власть – гос власть, которая в официальной форме устанавливает правовые формы, общие правила, определяет меру свободы человека в обществе и гос-ве. Она основана на принципах конституции, законодательные органа подконтрольны избирателями. Ф-ии:
-
законотворческая
-
представительская
-
учредительная
-
контрольная
-
властная
-
финансово- бюджетная
Полномочия:
-
законодательная компетенция – право на принятие закона.
-
Фин компетенция – полномочия парламента утверждать роспись доходов и расходов гос-ва и устанавливать законы.
-
Ратификация – окончательное согласие гос-ва на заключение договора, который выражен в установленной форме
-
Денонсация – в установленной форме волеизъявление гос-ва, направленное на расторжение договора.
-
Назначение референдума
-
Формирование гос органов, назначенных либо избранными должностными лицами или участие в этих процедурах (в рамках учредительной ф-ии).
-
Контроль за дея-тью гос органов и должностных лиц
-
Судебное полномочие
-
Делегирование полномочий – конституция предусматривает возможность делегирования полномочий др. гос органов.
-
Исполнительная власть: понятие. Функции, институты.
Исполнительная власть – власть, управляющая повседневными делами страны. Испол власть – власть, представленная коллективным органом наиболее универсальной компетенции, которая осущ исполнительную функцию. Признаки исполнительной власти:
-
универсальность – власть и её органы действуют непрерывно и везде аа всей территории гос-ва.
-
Предметность – опр ресурсы в гос. Используется системой подвижных и служебных поощрений. Исполнит власть сама издаёт норм акты и постоянно стремится расширить свои полномочия. Главная задача исполнит – власти – руководства.
Ф-ии исполн власти:
* определение основных направлений политики гос
* контроль за претворением в жизнь намеченной линии
* ф-ия мобилизации
* церемониальное руководство – способность выступать символом единства нац гос-ва.
* руководство в условиях кризиса – защита прав и свобод граждан.
-
Судебная власть: понятие, функции, институты.
Судебная власть – система институтов, которая обеспечивает законность и правопорядок; это инструмент, по средствам которого право воздействовать на общ отношения.
Обязанности:
-
суд не создаёт общих правил поведения законов
-
не занимается гос управлением
-
решает и расширяет конкретные дела
-
осущ либо судьёй, либо суд коллегией
-
рассматривает и разрешает конфликты в обществе, в соответствии с законом и внутренними убеждениями судьи.
В современных условиях суд выступает не только как правовой, но и как полит институт.
Ф-ии:
* арбитражная
* охранительная
* ф-ия наказания
* контрольная
* воспитательная
Принципы судоустройства и судопроизводства:
-
принцип независимости
-
коллегиальности
-
гласности
-
право обжалования суд решений
-
равноправие сторон в суд процессе и состязательности.
Институты:
-
конституционный
-
арбитражный
-
мировой суд
-
адвокатура
-
Политическая система общества.
-
Понятие полит системы, ф-ии и типология.
Подходы:
-
Структурно- функциональное обращения внимания на основные ф-ии. полит системы и вз-ие элементов.
-
институциональный подход: полит система рассматривается совокупность полит институтов, организует полит процессы и определяет их динамику.
-
Элитарный подход: внимание на роль элит, концентрирование власть над эк-ми ресурсами, управление и правление системой.
-
Системный подход. Теория Д. Истона. Рассматривал полит систему во вз-ии с внешней средой.
Полит система – это разнообразная вз-зь видов дея-ти. Которые влияют на принятие и исполнение решений.
Полит система – это система отношений, действий, идей, институтов связанных с формированием и практическим осущ политики т.е. власти и управления
Полит система – это реальная форма проявления полит власти, соответственно системе полит управления и поли механизмами регулирование соц – эк процессов. Полит система по своему содержанию разнообразна и сложна. Структура полит системы:
-
Институциональный компонент – этот компонент включает характерные для данного общества способы агрегации и артикулировании соц интересов; а также тип формирования полит партий, групп, интересов; набор института, участвующего в борьбе за власть.
-
Нормативный компонент хар-т устоявшийся в обществе тип принятия решений, преобладают методы полит принуждений, формы гос контроля за принятием решений, опр технологию контроля общества за властью; определяет особенности судебной системы и принципы полит этики.
-
Информационный компонент опр-т принятый в обществе тип культур языка
-
идеалогичный включает полит сознание, культуру и систему ценностей.
Полит система выполняет опр-ые ф-ии по отношению к обществу в целом:
-
опр-е целей и задач общества
-
ф-ия управления
-
ф-ия мобилизации ресурсов общества на достижение постоянных целей
-
ф-ия интеграции
-
распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранившиеся в данной системе власти и собственности
-
контрольная ф-ия
-
ф-ия полит социализация т.е. включает граждан в полит жизнь