Файл: СОЦИОЛОГИЯ (памятка).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Памятка для студентов 2 курса направления 080500 «Менеджмент»

по изучению дисциплины «Социология» (3 семестр)

Составил

Утверждаю

к.и.н., ст. преподаватель каф.ТиПС

Зав. каф. ТиПС

________________М.Г. Колокольцев

___________А.А. Удоденко


«29» апреля 2011 г.


Виды занятий и их трудоемкость: лекции 34 часа, практические занятия 17 часов, самостоятельная работа студентов 34 часа. Всего 68 часов. Экзамен.

Трудоемкость в зачетных единицах: четыре зачетных единицы (кредита ECTS).

Процедура оценки успеваемости: модульно-рейтинговая система квалиметрии (МРСК) учебной деятельности студентов, принятая в АлтГТУ.

Цель изучения дисциплины: цель дисциплины “Социология” - изучить закономерности и особенности социальной системы общества, её социальной структуры и протекающих в ней социальных процессов.

Пререквизиты: “Философия”, “История”, “Политология”, “Менеджмент”.

Источники информации: Волков, Ю.Г. Социология: учеб. Ростов-на-Дону: Наука Спектр, 2008. 382 с.; Воронцов, А.В. История социологии, XIX - начало XX века : учеб. пособие: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2005.; Громов, И.А. Западная социология: учеб. пособие для вузов. СПб. : Изд-во ДНК, 2003. 560 с.; Добреньков, В.М. Социология: учеб. М.: ИНФРА-М, 2008. 623 с.; Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований : в 3 т. / В. И. Жуков. Т. 2. М.: Изд-во РГСУ, 2007. с. 674.; Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Демо, 2002.; Золотов, В.И. Основы социологии. Барнаул: Из-во АлтГТУ, 2009. С. 167.; Кравченко, А.И. Социология: учеб. для вузов. М.: Акад. Проект : фонд "Мир", 2005. 507с.; Мелёхин, В.А. Возникновение социальных идей: от Античности до Нового времени. Барнаул: Из-во АлтГТУ, 2009. 94 с.; Удоденко, А.А. Логика программы социологического исследования : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003. 208 с.; .Ядов, В.А. Проблемы российских трансформаций. СПб.: Из-во СПбГУП, 2006. 45 с.

Лекции

Лекция № 1 (2 часа) Социология - наука об обществе. История становления и развития социологии в Европе и в России. Социально-философские предпосылки социологии. Русская социологическая мысль. Структура социологического знания: объект, предмет, законы, уровни и функции. Программа, логика и методы прикладного социологического исследования. Методы социологического исследования.

Лекция № 2 (2 часа). Социокультурная система общества. Общество в понимании социологов различных научных школ. Формирование в обществе социальных взаимосвязей: социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Институционализация социальных отношений: социальные институты и организации, их виды и функции. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Культура как фактор социальных изменений. Функции культуры в социальной системе.


Лекция № 3 (2 часа) Социология личности. Взаимодействие личности и общества. Социологические теории личности. Понятие социального статуса. Личность как социальный тип. Личность как деятельный субъект: социализация, типологизация, идентификация и девиации. Социальный контроль и девиация.

Лекция № 4 (2 часа) Социальная структура общества. Социологические теории социальной структуры. Базовые элементы социальной структуры общества. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность: особенности социальной структуры современной России.

Лекция № 5 (2 часа) Этносоциология. Объект, предмет и категории этносоциологии. Социально-этнические, внеэтнические и межэтнические процессы. Этносоциальная структура общества.

Этнонациональные конфликты. Социологические исследования национально-этнических отношений.

Лекция № 6 2 (часа) Социология конфликта. Становление социологии конфликта. Концепции социального конфликта К. Маркса, Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, Л. Козера. Структура, процесс и функции социального конфликта. Классификация социальных конфликтов и способы из разрешения.

Лекция № 7(2 часа) Политическая социология. Становление политической социологии. Структура политической социологии и методы исследования. Политическая организация общества. Взаимодействия государства и гражданского общества. Политическая стратификация. Социальные движения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Лекция № 8. (2 часа) Социальные изменения. Сущность, причины и факторы, структура и критерии социальных изменений. Теории социальных изменений. Социальные революции и реформы. Модели социальных изменений. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Глобализация социокультурных процессов в современном мире.



Расписание лекций и консультаций


Неделя

День

Время

Место

Лекции

I




II




Консультации

I




II




Практические занятия.

Семинар № 1 (2 часа) Социология - наука об обществе. Уясните особенности предсоциологии? социальной мысли Античности, Нового времени. Обратите внимание на условия и причины оформления социологии в ХIХ в. Разберитесь, в чем принципиальная разница между социологическими концепциями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса и др. Используя лекции, сделайте теперь выводы об этапах становления социологии и определите специфику русской социологии. Объясните, как из суммы случайных величин, характеризующих действия людей, складывается средняя равнодействующая величина, которая отклоняется от абсолютных требований закона. Обратите внимание, по каким основаниям проводится типологизация социальных законов. Подумайте о значении методологической, идеологической, практической, управленческой функций социологии.


Семинар № 2 (2 часа). Социокультурная система общества.

Напишите аналитические записки по каждому социологическому научному направлению, прочитав учебные пособия и работы О. Конта, Т. Парсонса, Л. Козера и т.д. В источниках найдите определение социетальных систем – экономических, социальных, политических, идеологических подсистем общества, которые образуют определенную иерархическую зависимость. Выясните, что представляет собой процесс институционализации. Подведите итоги анализа функционирования социальных институтов в современной России. Анализ данного вопроса следует начать с выявления дифференцирующего социально-классового, этнического и национального, цивилизационного, общечеловеческого содержания культуры. Cделайте выводы о социальной системе общества.

Семинар № 3 (2 часа) Социология личности.

Узнайте структуру личности, цели, задачи, проблемы социологического исследования личности. Понять сущность социального отчуждения личности, его причины и отрицательные последствия разделенного труда, который превращает человека в "частичную" личность, вам поможет учебное пособие и дополнительная литература. Определите различия в подходе к изучению личности представителей позитивизма, неофрейдизма, марксизма, бихевиоризма, персонализма. Обратите внимание на причины, типы и пути разрешения межролевых, внутриролевых, инновационных ролевых конфликтов. Прочитайте о сущности, этапах, факторах и механизмах социализации. Используя рекомендуемую литературу, сделайте выводы о проблемах социализации, идентификации личности в современном российском обществе, а также проанализируйте причины и формы девиантного поведения.







В АлтГТУ качество образовательных услуг гарантировано Системой Менеджмента Качества в соответствии с требованиями

МС ИСО 9001:2008

Семинар № 4 (2 часа) Социальная структура общества.

Выясните критерии стратификации. Обратите внимание на то, что представители разных школ в социологии все-таки едины в выделении таких критериев стратификации, как тип деятельности, собственность, доходы, образования, места жительства, но социологи расходятся в оценке значимости указанных критериев. Прочитав предложенную литературу, сделайте выводы о проблемах структурирования социальных отношений. Выясните в чем различие малых и больших социальных групп. Прочитайте об основных тенденциях изменения социально-классовой структуры российского общества.

Семинар № 5 (2 часа) Этносоциология.

Познакомившись с литературой, выявите различия содержания таких категорий, как “этнос”, “этносоциальная общность”, “этничность”, “национальность”, “национальные отношения”, “национальная политика”, “этническая структура общества”. Проясните для себя процесс этнической стратификации.


Сделайте выводы об этносоциальной структуре общества, выделив её элементы и проанализировав социальные процессы, обусловленные этническим фактором. Рассмотрите особенности таких характерных для национальных отношений процессов как миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация. Семинар № 6 2 (часа) Социология конфликта.

Охарактеризуйте теории конфликта. Обратите внимание на различие между объектом и предметом конфликта. Используя литературу, определите функции конфликта. Используя конспект лекции, учебные пособия, классифицируйте по нескольким основаниям типы социальных конфликтов. Прочитайте о причинах социальных конфликтов в современной России. Охарактеризуйте основные стили поведения в конфликте, их положительные и отрицательные стороны, а также возможность их применения в различных ситуациях.

Семинар № 7(2 часа) Политическая социология.

Проследите развитие взглядов социальных мыслителей на государство, власть, человека и общества. Сделайте вывод на основе перечисленной литературы об этапах развития политической социологии. Рассмотрите такие темы политической социологии, как политическая власть, политическая деятельность и политические взаимодействия, политические процессы, политические институты и политическая система, политическое сознание и политическая психология. Сделайте вывод о специфике политической организации общества.

Семинар № 8. (2 часа) Социальные изменения.

Выясните, какие виды социальных изменений выделяют социологи. Прочитайте о социологических подходах к изучению социальных изменений, которые авторы объединили в эволюционный, циклический, функциональный, конфликтологический. Выясните в учебнике представителей различных теорий социальных изменений и выявите различия в их концепциях

Самостоятельная работа студентов.

1 Подготовка к лекционным занятиям (8 час.)

2 Подготовка к лабораторным занятиям

(4 час.)

3 Подготовка к трем письменным

контрольным опросам (12 час.)

4 Написание и защита реферата (10 час.)

Примерные темы рефератов: Теория Общественного договора Т. Гоббса. Социологическая концепция О. Конта, Г. Спенсера и т.д. Сравнительный анализ позитивизма, марксизма и других направлений в социологии. Специфика развития русской социологии: этапы, проблемы и перспективы. Вебер М. о социальном действии. Теория индустриального общества Р. Арона. Концепция явных и латентных функций Р. Мертона. К. Маркс о причинах отчуждения личности. Концепция ролевых игр Э. Берна. П.А. Сорокин о социальной стратификации и социальной мобильности общества. Концепция "конфликтной модели общества" Р. Дарендорфа. Л. Козер о функциях социального конфликта. Глобальные проблемы современности. Концепция культурно-исторических типов развития общества Н. Данилевского. А. Тойнби. Теория социального изменения Т. Парсонса.


График контроля

Вид занятия

Вид контрольного

Испытания

Время

проведения

Вес в ит
гово
рейтинге

Лекции. Модуль 1

Письменный контрольный опрос

6-я неделя


0,1

Лекции. Модуль 2

Письменный контрольный опрос

12-я неделя


0,1

Лекции. Модуль 3

Письменный контрольный опрос

16-я неделя


0,1

Лабораторные занятия

Сдача отчета

17-я неделя


0,1

СРС. Реферат

Защита реферата

В течение семестра

0,1

Лекции. Модуль

1-3

Экзамен

(письменно)

Сессия


0,5

Смысловое (семантическое) определение оценок

Баллы 100-балльной шкалы

(оценка)

Семантическое соответствие

100-95 (превос-ходно)

Владение в совершенстве материалом контрольного испытания. Высочайшая креативность и оригинальность решений

94-81 (отлично)

Свободно, последовательно, системно, творчески владеет материалом контрольного испытания. Отдельные несущественные ошибки

80-75 (почти отлично)

Отдельные незначительные погрешности. Поставленные задачи полностью решены с незначительным количеством ошибок

74-69

(более

чем хорошо)

В дополнение к «хорошо» проявление элементов самостоятельного творческого подхода, системных навыков

68-56 (хорошо)

Изложение детальное с примерами. Не достаточно креативен

55-50 (недоста-точно хо-

рошо)

Изложение значительной части материала с умением логически рассуждать. В СРС демонстрация обязательного подхода

49-44

(более чем

удовлетво-рительно)

В дополнение к «удовлетворительно» – заполнение «бреши» в знаниях логическим подходом из других сфер. Попытки творческих начал

43-31

(удов-летвори-тельно)

Знания системного характера, подтверждены примерами. Однако не в состоянии выделить главное. В СРС минимум допустимого уровня

30-25

(мало-удовлет-ворительно)

Изложение большей части материала, есть отдельные успешны
попытки к обобщению, классификации и систематизации

24-19 (все еще неудов-летвори-тельно)

Изложение отрывочных сведений, ответ на меньшую часть вопро
ов; основные цели заданий не
достигнуты

18-7 (неудов-летвори-тельно)

Слабые, разрозненные фрагментальные знания; выводы отчета, реферата не осмыслены, цель задания не достигнута

6-1 (нет знаний)

Грубые ошибки; полное непонимание темы, отчета, реферата

0 (не аттестован)

Не явка на контрольное испытание, не сдан отчет, реферат

Премия

1. Экзамен «автомат» выставляется при семестровом рейтинге не менее 75 баллов по письменному заявлению студента.