Файл: Основные формы шкал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каждое суждение предъявляется экспертами, которые выражают свое к нему отношение по 5-ти балльной шкале (полностью согласен, согласен, нейтрален, не согласен, полностью не согласен);

далее, для каждого эксперта социолог рассчитывает общий балл (за каждое суждение эксперт получает балл от 1 до 5, которые затем складываются по всем суждениям);

затем каждое суждение сравнивается с остальными суждениями; для этого строится таблица сопряженности, причем на ее основе рассчитывается коэффициент корреляции, который показывает тесноту связи данного вопроса с итоговым показателем; в основе таблицы сопряженности лежит два показателя: балл эксперта по проверяемому вопросу (от 1 до 5), разность между общим баллом эксперта и баллом проверяемого вопроса;

вопросы с отрицательными и малыми корреляциями "выбрасываются"; в общей сложности должно остаться около 20 суждений; получается порядковая шкала;

в процессе массового опроса респондент отвечает на эти 20 вопросов и получает суммированный балл.

Шкала Гуттмана.

Процедура построения шкалы

отбираются около 100 суждений, которые затем раздаются группе 50 - 100 экспертов, каждый из которых выражает согласие или несогласие с каждым из суждений;

по результатам опроса строится шкалограмма, которая представляет собой матрицу, строками которой являются респонденты, а столбцами - суждения; согласие респондента с суждением в шкалограмме обозначается знаком "+", несогласие знаком "-";

далее рассчитывается число баллов, которые получил каждый респондент и каждый вопрос, причем каждый "+" засчитывается за 1 балл;

следующий шаг - построение новой шкалограммы, в которой респонденты упорядочиваются по числу набранных ими баллов, от большего к меньшему;

на основе второй шкалограммы строится третья, в которой по такому же принципу упорядочиваются вопросы;

далее, шкалограмма сравнивается с идеальной шкалой, рассчитывается коэффициент воспроизводимости r, который в идеале должен составлять: r = 0.90 (90%).

Метод семантического дифференциала

Этот метод был предложен Осгудом в 1940 г. Он основан на существовании специфического явления, называемого синестезия, возникновении единых чувственных восприятий под действием других. Основа для применения данного метода - несколько пар (10-20) прилагательных, которые являются антонимами и каждая из них оценивается респондентами по семантической шкале, которая имеет 7 градаций (или шкальных значений).

Например сильный 3 2 1 0 -1 -2 -3 слабый. Предполагается, что 0 - значение, когда человек не имеет ассоциаций по данному понятию, либо не имеет адекватной оценки, не может установить соответствий. 3 - очень сильный, 2 - сильный, 1 не очень сильный, 0 - не сильный и не слабый, -1 - не очень слабый, - 2 - слабый, -3 - очень слабый.

Совокупность шкал, по которым респонденты дают оценку, называют семантическим пространством, причем каждое из оцениваемых понятий может быть представлено в данном пространстве в виде точки.


Осгуд сформировал 21 шкалу антонимов. Затем он эти шкалы разделил на три группы, в которых шкалы тесно связаны между собой. Обычно используют не 21 шкалу а 9-10, причем из каждой группы выбираются те шкалы, которые наибольший коэффициент корреляции.

Данная процедура разбиения множества шкал на группы осуществляется с помощью факторного анализа. При этом получены три группы по трем факторам.

Фактор оценки реализует себя через следующие пары антонимов: хороший–плохой, светлый–темный, чистый–грязный, красивый–некрасивый, правдивый–ложный.

Фактор силы формирует пары: сильный–слабый, тяжелый–легкий, твердый–мягкий.

Фактор активности дает следующие пары: активный–пассивный, быстрый–медленный, теплый–холодный, острый–тупой.

Процедура:

в ходе опроса респондент получает определенное количество карточек с понятиями, которые он должен оценить;

каждое из этих понятий респондент оценивает по предложенным ему шкалам (9-11), в которые входит фактор оценки, фактор силы и фактор активности;

результаты обобщаются по всем респондентам;

далее, каждое понятие проверяется на единство мнений респондентов путем рассчета семантического дифференциала D













Список литературы:

1. В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1999.

2. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Д. Д. Вачугова – 2-е изд. Перераб. И доп.- М: Высшая школа , 2005.

3. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Кабушкина.

- М: Высшая школа , 2004

4. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Семенова.- М: Высшая школа ,2005.

5. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. –М. .2000

6. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. В.И Гончарова.- М: ИНФРА-М , 2005

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М. Банки и биржи, 2003

8. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2001



15