ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2020
Просмотров: 257
Скачиваний: 5
каждое суждение предъявляется экспертами, которые выражают свое к нему отношение по 5-ти балльной шкале (полностью согласен, согласен, нейтрален, не согласен, полностью не согласен);
далее, для каждого эксперта социолог рассчитывает общий балл (за каждое суждение эксперт получает балл от 1 до 5, которые затем складываются по всем суждениям);
затем каждое суждение сравнивается с остальными суждениями; для этого строится таблица сопряженности, причем на ее основе рассчитывается коэффициент корреляции, который показывает тесноту связи данного вопроса с итоговым показателем; в основе таблицы сопряженности лежит два показателя: балл эксперта по проверяемому вопросу (от 1 до 5), разность между общим баллом эксперта и баллом проверяемого вопроса;
вопросы с отрицательными и малыми корреляциями "выбрасываются"; в общей сложности должно остаться около 20 суждений; получается порядковая шкала;
в процессе массового опроса респондент отвечает на эти 20 вопросов и получает суммированный балл.
Шкала Гуттмана.
Процедура построения шкалы
отбираются около 100 суждений, которые затем раздаются группе 50 - 100 экспертов, каждый из которых выражает согласие или несогласие с каждым из суждений;
по результатам опроса строится шкалограмма, которая представляет собой матрицу, строками которой являются респонденты, а столбцами - суждения; согласие респондента с суждением в шкалограмме обозначается знаком "+", несогласие знаком "-";
далее рассчитывается число баллов, которые получил каждый респондент и каждый вопрос, причем каждый "+" засчитывается за 1 балл;
следующий шаг - построение новой шкалограммы, в которой респонденты упорядочиваются по числу набранных ими баллов, от большего к меньшему;
на основе второй шкалограммы строится третья, в которой по такому же принципу упорядочиваются вопросы;
далее, шкалограмма сравнивается с идеальной шкалой, рассчитывается коэффициент воспроизводимости r, который в идеале должен составлять: r = 0.90 (90%).
Метод семантического дифференциала
Этот метод был предложен Осгудом в 1940 г. Он основан на существовании специфического явления, называемого синестезия, возникновении единых чувственных восприятий под действием других. Основа для применения данного метода - несколько пар (10-20) прилагательных, которые являются антонимами и каждая из них оценивается респондентами по семантической шкале, которая имеет 7 градаций (или шкальных значений).
Например сильный 3 2 1 0 -1 -2 -3 слабый. Предполагается, что 0 - значение, когда человек не имеет ассоциаций по данному понятию, либо не имеет адекватной оценки, не может установить соответствий. 3 - очень сильный, 2 - сильный, 1 не очень сильный, 0 - не сильный и не слабый, -1 - не очень слабый, - 2 - слабый, -3 - очень слабый.
Совокупность шкал, по которым респонденты дают оценку, называют семантическим пространством, причем каждое из оцениваемых понятий может быть представлено в данном пространстве в виде точки.
Осгуд сформировал 21 шкалу антонимов. Затем он эти шкалы разделил на три группы, в которых шкалы тесно связаны между собой. Обычно используют не 21 шкалу а 9-10, причем из каждой группы выбираются те шкалы, которые наибольший коэффициент корреляции.
Данная процедура разбиения множества шкал на группы осуществляется с помощью факторного анализа. При этом получены три группы по трем факторам.
Фактор оценки реализует себя через следующие пары антонимов: хороший–плохой, светлый–темный, чистый–грязный, красивый–некрасивый, правдивый–ложный.
Фактор силы формирует пары: сильный–слабый, тяжелый–легкий, твердый–мягкий.
Фактор активности дает следующие пары: активный–пассивный, быстрый–медленный, теплый–холодный, острый–тупой.
Процедура:
в ходе опроса респондент получает определенное количество карточек с понятиями, которые он должен оценить;
каждое из этих понятий респондент оценивает по предложенным ему шкалам (9-11), в которые входит фактор оценки, фактор силы и фактор активности;
результаты обобщаются по всем респондентам;
далее, каждое понятие проверяется на единство мнений респондентов путем рассчета семантического дифференциала D
Список литературы:
1. В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1999.
2. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Д. Д. Вачугова – 2-е изд. Перераб. И доп.- М: Высшая школа , 2005.
3. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Кабушкина.
- М: Высшая школа , 2004
4. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Семенова.- М: Высшая школа ,2005.
5. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. –М. .2000
6. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. В.И Гончарова.- М: ИНФРА-М , 2005
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М. Банки и биржи, 2003
8. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2001