ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2020
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВОПРОС 25. Царский период
Древнего Рима
1. Периодизация.
2. Общественный и государственный строй
в царский период.
3. Реформа Сервия Туллия.
1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:
• царский период - 753 - 510 гг. до н. э.;
• период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;
• период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос-
ледовательно правили семь царей:
• Ромул;
• Нума Помпилий;
• Тулл Гостилий;
• Анк Марций;
• Тарквиний ГТриск;
• Сервий Туллий;
• Тарквиний Гордый.
Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процесса-
ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся
у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян,
сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.
Экономической основой ранней римской общины было сельское хо-
зяйство.
Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus -
делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом
племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их
было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три).
Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и
весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор-
ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз-
ни и т. д.
Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный,
по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо-
дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на
решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по
управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен-
ной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным
военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных
собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво-
вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро-
дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.
Каждый из патрициев обладал следующими правами:
• правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (буду-
чи, таким образом,-участником общей земельной собственности);
• правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
• правом на получение от рода помощи и защиты;
• правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.
Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ-
лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу
наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной
добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.
С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу-
ра общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические
U-1
семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты.
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее
крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами.
Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при-
шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра-
вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа-
ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны
были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни-
ми землевладельцами, а также ремесленниками.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил-
ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици-
ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой
плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
3, Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре-
форму общественного устройства, в результате которой плебеи были
введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась
на имущественном различии и территориальном делении, что усилило
процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе
первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на
шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии.
В основу деления был положен размер земельного надела, которым
владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена
денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом
входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д.
Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -
всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз-
ряд.
Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и
80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу-
рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и
самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193.
Центурии стали не только военной, но и политической силой. После
реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать-
ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по
центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые
роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер-
риториальному принципу.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных
округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три-
ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись
старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее
по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в
которых каждая триба имела один голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя.
Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в
центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала
консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
ВОПРОС 26. Римская республика
/. Общие понятия.
2. Общественный строй.
3. Государственный строй.
4. Армия.
5. Падение республики.
1. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до
н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.
Республиканский период принято делить на периоды ранней республи-
ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ-
водство, что привело к значительным социальным сдвигам.
В Римской республике сочетались аристократические и демократиче-
ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной
богатой верхушки рабовладельцев.
2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре-
мя статусами:
v' свободы;
• гражданства;
• семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:
• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
• мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших
большинство общества. К последним примыкала городская беднота.
Рабы были государственные и частные. В период республики они пре-
вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником
рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода полу-
чила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв-
лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его
имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж-
дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились
к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог-
раничены в правах.
Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные
римские граждане.
50
К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных
Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители
' иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из-
бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи-
лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри-
ны несли налоговые повинности.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль
богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II
в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников.
Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия-
ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса.
Экономической базой нобилитета было крупное землевладение.
Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред-
них землевладельцев.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право-
способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки.
Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо-
владыки.
Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно-
рожденный римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча-
ствовать в народном собрании и занимать государственные должности,
в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в
имущественных правоотношениях.
3. Высшими государственными органами в Римской республике являлись
народные собрания, сенат и магистратуры.
Существовали три вида народных собраний:
• центуриатные;
• трибутные;
• куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня-
тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра-
бовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государ-
ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания:
каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко-
личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до
373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако-
нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето-
ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово-
ры к смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на
плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни-
ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и
др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро-
ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в.
51
до л. э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна-
чения в политической жизни Рима.
Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво-
дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии
были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.
Действительно важное значение в государственном механизме Римс-
кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж-
ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со-
ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей,
то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга-
ном, независимым от воли большинства свободных граждан.
Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо-
чия входили функции:
• законодательные - он контролировал законодательную деятельность цен-
туриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед-
ствии предварительно рассматривая законопроекты;
• финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он
устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
• по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;
%/ внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то
мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз-
решал набор в армию и распределял легионы между командующими
армиями.
Государственные должности именовались магистратурами.
Магистратуры делились на:
• ординарные (обычные), к которым относились должности консулов,
преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных
обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внут-
ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение
об установлении диктатуры.
Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он
обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра-
ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.
Магистратуры замещались по следующим принципам:
• выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-
ными или трибутными собраниями;
• срочность - один год (за исключением диктатора);
• коллегиальность;
• безвозмездность;
• ответственность.
52
Ц. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя
политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой-
нами.
Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско-
вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо-
вало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность
обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и
плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог
клиент.
В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму-
щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число
вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии.
Всадниюи составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз-
ряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз-
ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо-
руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному
из двух консулов.
В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото-
рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра-
ничена воинская повинность римских граждан, производился набор
добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле-
гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель-
ными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия
сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за
счет завоеванных народов.
S, Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его