ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОС 25. Царский период

Древнего Рима

1. Периодизация.

2. Общественный и государственный строй

в царский период.

3. Реформа Сервия Туллия.

1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период - 753 - 510 гг. до н. э.;

период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос-

ледовательно правили семь царей:

Ромул;

Нума Помпилий;

Тулл Гостилий;

Анк Марций;

Тарквиний ГТриск;

Сервий Туллий;

Тарквиний Гордый.


Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процесса-

ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся

у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян,

сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Экономической основой ранней римской общины было сельское хо-

зяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus -

делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом

племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их

было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три).

Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и

весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор-

ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз-

ни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный,

по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо-

дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на

решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по

управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен-

ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным

военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных

собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво-

вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро-

дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.

Каждый из патрициев обладал следующими правами:

правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (буду-

чи, таким образом,-участником общей земельной собственности);

правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

правом на получение от рода помощи и защиты;

правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ-

лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу

наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной

добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу-

ра общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические

U-1

семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты.


Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее

крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами.

Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при-

шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра-

вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа-

ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны

были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.

Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни-

ми землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил-

ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици-

ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой

плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3, Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре-

форму общественного устройства, в результате которой плебеи были

введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась

на имущественном различии и территориальном делении, что усилило

процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе

первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на

шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии.

В основу деления был положен размер земельного надела, которым

владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена

денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом

входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д.

Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -

всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз-

ряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и

80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу-

рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и

самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193.

Центурии стали не только военной, но и политической силой. После

реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать-

ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по

центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые

роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер-

риториальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных

округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три-

ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись

старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее

по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в

которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя.


Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в

центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала

консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

ВОПРОС 26. Римская республика

/. Общие понятия.

2. Общественный строй.

3. Государственный строй.

4. Армия.

5. Падение республики.

1. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до

н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республи-

ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ-

водство, что привело к значительным социальным сдвигам.

В Римской республике сочетались аристократические и демократиче-

ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной

богатой верхушки рабовладельцев.

2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре-

мя статусами:

v' свободы;

гражданства;

семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших

большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они пре-

вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником

рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода полу-

чила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв-

лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его

имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж-

дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились

к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог-

раничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные

римские граждане.

50

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных

Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители

' иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из-

бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи-

лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри-

ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль

богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II

в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников.

Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия-

ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса.

Экономической базой нобилитета было крупное землевладение.

Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред-


них землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право-

способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки.

Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо-

владыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно-

рожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча-

ствовать в народном собрании и занимать государственные должности,

в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в

имущественных правоотношениях.

3. Высшими государственными органами в Римской республике являлись

народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

центуриатные;

трибутные;

куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня-

тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра-

бовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государ-

ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания:

каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко-

личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до

373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако-

нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето-

ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово-

ры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на

плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни-

ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и

др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро-

ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в.

51

до л. э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна-

чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво-

дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии

были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительно важное значение в государственном механизме Римс-

кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж-

ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со-

ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей,

то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга-

ном, независимым от воли большинства свободных граждан.

Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо-

чия входили функции:

законодательные - он контролировал законодательную деятельность цен-

туриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед-

ствии предварительно рассматривая законопроекты;

финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он


устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

%/ внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то

мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз-

решал набор в армию и распределял легионы между командующими

армиями.

Государственные должности именовались магистратурами.

Магистратуры делились на:

ординарные (обычные), к которым относились должности консулов,

преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных

обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внут-

ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение

об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он

обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра-

ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Магистратуры замещались по следующим принципам:

выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-

ными или трибутными собраниями;

срочность - один год (за исключением диктатора);

коллегиальность;

безвозмездность;

ответственность.

52

Ц. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя

политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой-

нами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско-

вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо-

вало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность

обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и

плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог

клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму-

щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число

вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии.

Всадниюи составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз-

ряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз-

ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо-

руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному

из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото-

рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра-

ничена воинская повинность римских граждан, производился набор

добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле-

гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель-

ными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия

сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за

счет завоеванных народов.

S, Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его