ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2020

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование страхового продукта. Данное исследование, с одной стороны,

показывает руководству страховой компании, что хочет иметь страхователь

применительно к конкретным условиям договора страхования, а с другой — каким

образом предоставить потенциальным клиентам новые страховые продукты, на кого

ориентировать рекламу, разъясняя содержание условий договора страхования.

Западная практика рекомендует придерживаться следующего правила: во всех

случаях договор страхования должен попасть туда, где потенциальный

страхователь его более всего ждет и поэтому скорее всего заключит.

Когда данное обстоятельство будет самым тщательным образом принято во

внимание и страховщик начнет вносить соответствующие коррективы в организацию

рекламы и информирование страхователей о достоинствах предлагаемых видов

страховых.

Анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к

потенциальному клиенту включает изучение функций и особенностей деятельности

посредников страховщика, характера сложившихся взаимоотношений со

страхователями.

Изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции. Здесь прежде

всего предстоит установить главных конкурентов данной страховой компании на

рынке, выявить их сильные и слабые стороны. Собирается и систематизируется

информация о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков:

финансовое положение, страховые тарифы на конкретном рынке, особенности

управления страховым делом.

Первый этап анализа конкуренции на страховом рынке — оценка степени его

подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов,

обусловливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:

* численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;

* изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная

динамика;

* барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования

страховой деятельности);

* ситуация на смежном кредитном рынке;

* различия в стратегии страховщиков-конкурентов;

* особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке.

Численность конкурирующих страховых компаний и их сравнительная емкость в

наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях

интенсивность конкуренции наибольшая, когда на страховом рынке борется

значительное число страховых компаний приблизительно равной силы. Для сбора

этой информации прибегают к составлению специальных досье. На основе

полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции.

На втором этапе анализа уровня конкуренции выделяются основные страховые

компании-конкуренты и рассматривается их роль в совокупной реализации

страховых услуг. Данные по этой категории конкурентов сводят в единую таблицу


по определенной форме.

Принято различать ценовую и неценовую конкуренцию страховщиков. В основе

ценовой конкуренции лежит тарифная ставка, по которой предлагается заключить

договор страхования данного вида. Снижение тарифной ставки всегда было той

основой, с помощью которой страховщик, выделяя свои страховые услуги из

общего перечня, привлекал к ним внимание потенциального страхователя. В

современном мире, когда страховые рынки индустриально развитых стран в

основном разделены между рядом крупных страховых компаний, использование

ценовой конкуренции в борьбе за страхователя выглядит проблематично. Ценовая

конкуренция применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их

борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у

аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные

услуги страховщиков своим клиентам (преимущественное право приобретения акций

страховой компании, содействие в приобретении недвижимости, бесплатные

консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшим орудием неценовой

конкуренции всегда была реклама, сегодня же роль ее возросла многократно. С

помощью рекламы страховые компании индустриально развитых стран стремятся

создать престижный имидж своей фирмы в глазах страхователей. Клиентам

рассказывают о новых видах услуг, предлагаемых страховой компанией, о планах

дальнейшего развития и участия страховой компании в общественной жизни

данного региона. У клиентов выясняют их мнение об имидже страховой компании,

отношение к ассортименту и качеству предлагаемых страховых услуг. Этим же

целям служат и периодически проводимые конференции, в которых участвуют

ведущие менеджеры.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся шпионаж ноу-хау,

переманивание специалистов, владеющих профессиональными секретами организации

страхового дела, подлог страховых свидетельств.

Любые страховые услуги проходят проверку на степень удовлетворения

общественных потребностей, которые выражаются в коллективных, групповых и

индивидуальных страховых интересах. Эта проверка осуществляется на страховом

рынке, где каждый страхователь приобретает именно тот страховой полис,

который наиболее полно удовлетворяет его страховые интересы. В этой связи

конкурентоспособность страховщика представляет собой возможности сбыта

страховых продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страховых интересов.

Выделяют экономические и организационные параметры, характеризующие

конкурентоспособность страховщика. К числу экономических параметров относятся

расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов,

налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные


параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и

условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и

организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть

ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика5.

По сути дела, отдел маркетинга занимается исследованием рынка. Исследование

рынка - это компас страховой компании. Вообще основой маркетингового подхода

к страховой деятельности является ориентация на удовлетворение потребностей

клиента. А их можно понять, только исследовав рынок. Средства исследования

рынков представляют собой инструменты получения ответов на конкретные вопросы

об их состоянии. Поэтому для проведения маркетингового исследования

необходимо сформулировать эти вопросы, а также определить те средства,

которые могут быть использованы для достижения поставленной цели.

При исследовании рынков страховщик, как правило, старается получить ответы на

следующие основные вопросы:

* Каковы потребности рынков в целом и отдельных потребительских групп в

страховой продукции?

* Какова конкурентность рынка и его отдельных сегментов?

* Каким образом можно побудить потенциальных потребителей к приобретению

страховой продукции?

Сбор информации может осуществляться страховщиком на основании имеющихся баз

данных – собственных или внешних, или же с использованием специально

созданных инструментов - внешних по отношению к страховщику информационных

источников. Данные, полученные на основании исследования, по определению

имеет вероятностный характер, но, по существу, они представляет собой

единственный точный измеритель состояния рынков. С учетом изложенных

элементов маркетинга разрабатывается общая стратегия маркетинга страховой

компании.

2. Применение данных маркетингового исследования.

2.1. Маркетинговая стратегия.

Маркетинговая стратегия страховой компании является воплощением и

концентрацией всех его маркетинговых усилий. Маркетинговая стратегия

страховщика воплощается и реализуется в следующем наборе инструментов:

* политика в области разработки страховой продукции,

* ценовая политика,

* способ организации продаж страховой продукции и политика в области

распределения,

* обучение агентов, стимулирование продаж и организация системы сбыта,

* поддержание контактов с потребителями (общественные связи и реклама

страховых услуг).

Однако для грамотной и эффективной реализации маркетинговой стратегии все ее

инструменты должны рассматриваться во взаимной увязке, а также с учетом

взаимного влияния. Критерием оптимальности маркетинговой стратегии страховой

компании является максимизация прибыли или финансового при использовании

всего набора маркетинговых инструментов. Так, свойства страхового продукта и


полнота страхового покрытия прямо определяют выбор системы сбыта, а также

ценовую политику страховщика. Важным моментом является также учет динамики

страховых рынков и продуктов. Однако во всех случаях именно страховой продукт

является ключевым звеном маркетинговой стратегии.

На сегодня забота о качестве страхового продукта выходит на первый план.

Высокое качество страховой услуги позволяет страховщику перейти от активного

поиска новых клиентов как основы поддержания собственной рентабельности к

опоре на постоянную фиделизированную клиентуру. Для того, чтобы обеспечить

нужный уровень качества, компаниям необходимо создавать службы работы с

потребителями, основным назначением которых является анализ клиентских

рекламаций. В связи с этим важнейшей задачей страховщика является отбор

наиболее востребованных рисков, дополнительных услуг, имеющих наивысшую

потребительскую оценку, а также их балансирование с ценой страхового

продукта. Страховой продукт формируется исходя из потребностей определенного

целевого сегмента, для которого он предназначен. Сегментация — это деление

рынка на группы (сегменты) по определенным признакам. На сегодня в практике

российских и зарубежных компаний существуют следующие основные типы деления

страхового рынка:

1) По типу страхователей — на физических и юридических лиц, а также

общественные организации;

2) По поведенческим критериям — исходя из ориентации на определенную систему

ценностей (рыночный способ мышления предполагает использование страхования в

качестве инструмента защиты от неблагоприятных событий);

3) По признаку наличия страхового полиса и намерения его приобрести — на

страхующихся, намеренных застраховаться или принципиально отказывающихся от

страхования;

4) По типу страхуемых рисков или страхуемого имущества,

5) По географическому признаку;

6) По способности выплатить страховую премию — платежеспособных и

неплатежеспособных,

7) По социально-экономическим признакам,

8) По демографическим критериям;

9) Исходя из активности на стадии приобретения страхового продукта — на

активных потребителей, самостоятельно проводящих выбор страховой компании и

продукта, а также пассивных страхователей — тех, кто ориентируется на мнение

друзей, коллег, страхового агента.

Сегментация страховых сетей — это процесс, который проходит в страховых

компаниях экономически развитых стран на сегодняшний день и далек от

завершения. В России страховщики находятся еще на стадии осмысления

необходимости сегментации собственных сбытовых сетей и их приспособления к

конкретным потребительским группам.

Наряду с этим, другая составляющая маркетинговой стратегии - система сбыта

страховой продукции, для большинства современных компаний является основной,


наиболее важной частью структуры компании.

В настоящее время мировая практика знает несколько типов каналов сбыта

страховой продукции:

* через специализированных страховых посредников — брокеров,

* через посредников, для которых продажа страховой продукции является не

основным занятием — банки, супермаркеты, авторемонтные мастерские и т.д.,

* у представителей страховщика, являющихся его штатными и нештатными

сотрудниками (агентами),

* в подразделениях головного офиса страховщика или его дочерних предприятиях,

занимающихся прямой продажей по телефону, почте или компьютерной сети.

На базе собранной и обработанной информации создается научно разработанная

концепция анализа и учета требований страхователей. Обычно на практике

используется сбытовая система типа: “страховой продукт (условия договора

страхования данного вида) — стимулирование заключения договоров страхования

(включая рекламу) — страховой рынок”. Данная система наиболее соответствует

условиям, когда спрос и предложение на страховые услуги находятся в

относительном равновесии или когда предложение незначительно превышает спрос.

На рынке создается ситуация, при которой требуемые виды и условия страхования

постоянно присутствуют в виде предложения страховщиков. В задачу посредников

и персонала страховщика входит осуществление ряда мер с целью заинтересовать

страхователя и побудить его к заключению договора страхования определенного

вида в данной страховой компании, а не у конкурентов. Система маркетинговой

информации страховщика является не замкнутой, а логично связанной и

развивающейся как бы по спирали, т.е. при повторении и преемственности ее

элементов предполагается их качественно новый, более совершенный уровень.

Важным моментом, определяющим структуризацию систем сбыта страховой продукции

в российских условиях, являются реалии современного российского рынка и

экономического окружения, к числу отрицательных факторов в этой связи

относится:

1) Общая неразвитость страхового рынка, низкий уровень страховой культуры,

непонимание населением и предпринимателями необходимости страхования,

2) Общий экономический кризис, не дающий развиваться страховому рынку в целом,

3) Отсутствие развитой сети независимых брокерских компаний, предоставляющих

посреднические услуги в области заключения договоров страхования клиентам и

страховщикам,

4) Неразвитость потребительского кредита и расчетных банковских операций, что

затрудняет распространение страховых услуг при помощи банков и иных

не страховых посредников,

5) Неразвитость негосударственной пенсионной системы – отсутствие традиции

пенсионного и накопительного страхования на старость,

6) Отсутствие практики продажи страховой продукции при помощи почтовой