Файл: Влияние государства на процесс межрегиональной миграции трудовых ресурсов (На примере влияния внутренней миграции на отдельный регион РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Миграционные процессы, протекающие в мире, обладают с одной стороны, рядом общих закономерностей, а с другой, - имеют особенности, характерные для той или иной группы стран.

Так, в частности в контрасте со всемирными изменениями в Европе, включая Россию, прослеживаются две основные тенденции: сокращение численности коренного населения и увеличение влияния старения населения на рынок труда.

Сложившаяся политическая и социально-экономическая ситуация на постсоветском пространстве резко активизировала миграционные процессы, как между бывшими республиками СССР, так и между российскими регионами. Это не могло не сказаться на проблемах формирования рынка труда, которые имеют отчетливо выраженную региональную специфику.

Региональный рынок труда представляет собой явление, развивающиеся в результате происходящих в обществе социально-экономических преобразований. При этом успешное его функционирование возможно только при наличии достаточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава. Важную роль в формировании рынка труда играет трудовая миграция, которая выступает частью постоянного движения трудовых ресурсов. Негативные последствия социально-экономических преобразований привели в регионах Российской Федерации к развитию противоположных по своей направленности миграционных процессов, что отразилось на эффективности использования трудового потенциала. Перераспределение трудовых ресурсов, когда в одних регионах наблюдается трудоизбыток, а в других - трудодефицит неизбежно оказывает воздействие на социально-экономическое развитие каждого из этих регионов.

В условиях экономических преобразований трудовая миграция стала важнейшим фактором формирования численности трудоспособного населения, оказывая существенное влияние на предложение рабочей силы на региональном рынке труда. Трудовую миграцию необходимо рассматривать как социально-экономическую категорию, отражающую качество трудовой жизни региона проживания мигранта и характеризующуюся и как социально-экономический процесс, и как структурный элемент трансформации и динамики трудовых ресурсов.

Миграционные процессы, в том числе трудовая миграция, имеют разную степень активности и направленность, вызванную не- одинаковыми воспроизводственными условиями в регионах, усилением во многих из них социальной напряженности, региональной дифференциацией уровня жизни, изменениями в социально-трудовой сфере. Задача общества и государства - увязать миграционные действия человека с системой мотивационного поведения и оптимизацией размещения производственных сил. Такого подхода к исследованию трудовых миграционных процессов пока нет. Это и обусловило выбор темы исследования и его структуры.


Методические подходы к исследованию демографических и миграционных процессов рассматриваются в работах Е.Е. Скворцовой, Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова, В.В. Суходеева, И.Б. Орловой, С.П. Ермакова, Г.К. Гинса, Ж.А. Зайончковской, Т.И., Заславской, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Е. Мрачковского, Б.Г. Збышко, В. Алонзо, Г.Г. Маерса. Исследованию функционирования социально-трудовой сферы, факторов и условий формирования рынков труда посвящены работы Е.Г. Антосенкова, Б.Д. Бреева, Н.А. Волгина, Л.А. Костина, Р.П. Колосовой, А.Э. Котляра, А.А. Никифоровой, Ю.Г.Одегова, Л.И. Плакси, Г.Г. Руденко, Г.Э. Слезингера, Р.С. Смита, Р.Дж. Эренберга, РА. Яковлева и др.

Миграция и, в частности, трудовая миграция, признается большинством исследователей особым фактором социально-экономического развития. В то же время ими отмечается, что не обеспечивается комплексный, системный анализ действующих теорий потребностей и мотиваций, которые позволяют диалектически раскрывать перспективы и возможности их реализации в условиях функционирования современных социально-экономических систем, определить место в них человека, участвующего в процессе общественного производства, его потребности, мотивы и стимулы к труду.

На наш взгляд, потребности, мотивация поведения человека в их взаимообусловленности находятся под воздействием глобальной общественной среды в их реальном проявлении (уровень жизни, социальная защита, качество трудовой жизни, здоровье, культура, идеология, политика, мир, война, семья, положение человека как индивидуума). В формировании и функционировании такой среды, как одной из движущих сил развития общества, определяющая роль принадлежит, с одной стороны - государству, а с другой - индивидууму. Целью исследования является определение основных направлений развития теории, методологии и практики регулирования трудовой миграции как важного компонента формирования рынка труда в России.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотрение внутренней миграции;

- анализ государственного регулирования миграции трудовых ресурсов;

-изучение миграции трудовых ресурсов на примере Алтайского края.

Объектом исследования являются рынок труда и трудовые ресурсы, участвующие в миграционных процессах.

Предмет исследования - социально-экономические, трудовые, финансовые, национальные и региональные отношения, обусловленные миграционными процессами.

Теоретической и методологической основой исследования служат фундаментальные положения мировой и отечественной теории и практики народонаселения, методологические подходы к исследованию общей и трудовой миграции, а также труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы занятости и формирования рынков труда.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Роль государства в трудовой миграции

1.1 Внутренняя миграция и российский рынок труда

Внутренняя миграция в пределах страны включает в себя переселения, связанные со сменой постоянного места жительства (постоянную миграцию, именно она фиксируется статистикой и является компонентом динамики численности населения регионов), и временные перемещения (временную миграцию), в основном связанные с занятостью вне своего региона или поселения. Два этих вида внутристрановой пространственной мобильности тесным образом взаимосвязаны и взаимозависимы.

В течение 1990-2000-х гг. масштабы внутренней миграции, фиксируемой статистикой, сокращались, как по причине изменения порядка учета мигрантов, так и вследствие трансформации социальных процессов в стране и ее регионах. Миграция, связанная со сменой постоянного жительства (в российском ее понимании – связанная со сменой прописки/регистрации) в определенной мере уступила место разным формам временной пространственной мобильности. Вновь, практически в тех же масштабах, что и сто лет назад, заявило о себе отходничество. Возросшее межрегиональное неравенство в уровне и качестве жизни, с одной стороны, стало мощным стимулом миграции, но с другой стороны, ее стали сдерживать т.н. «ловушки бедности» - по выражению С.М. Гуриева, это «когда все так плохо, что надо уезжать, но ехать не на что»[1]. Во многих крупных городах, прежде всего, в Москве, в результате не только и не столько международной, сколько внутристрановой миграции, разница между юридическим и фактическим населением может составлять очень большую величину (в Москве – несколько миллионов человек).

Определенную роль в динамике миграционной активности сыграли и институциональные барьеры – смена прописки на регистрацию, к которой, как к ее предшественнице, в определенной мере привязана возможность пользоваться социальными услугами. Важную роль играет «жилищный барьер» - дороговизна приобретения или аренды жилья в крупных городах, что затрудняет для многих переезд семьей, взамен которого в миграцию, чаще всего на положении временного работника, отправляется один из членов домохозяйства.


После стагнации в течение всех 2000-х гг. масштабы постоянной миграции, начиная с 2011 г., резко возросли, достигнув уровня 1990 г. (более 4 млн. человек в год, межрегиональная миграция – 1,9 млн.). Причина – изменение порядка статистического учета, включение в число постоянных мигрантов лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. В учет стали попадать лица, долгое время проживающие вне места постоянного жительства и оформляющие там временную регистрацию на указанный срок (например, студенты). Часть миграции по-прежнему остается вне рамок статистического учета, т.к. немало людей не оформляют регистрацию по месту пребывания. Масштабы временной трудовой миграции россиян известны не до конца, но она оказывает сильное воздействие на состояние рынков труда, как в регионах исхода работников, так и в местах их притока.

Основной центр притяжения внутренних мигрантов в России – Москва и Московская область, причем свою роль эти регионы в последние годы нисколько не утратили. Фактически, Москва и Московская область (столичный регион) - единый рынок труда и жилья; миграционная привлекательность Подмосковья базируется на желании большого числа людей жить если не в Москве, то в непосредственной близости от нее, совершать ежедневные маятниковые поездки. Число только трудовых перемещений, по оценкам, превосходит 1 млн. человек.

Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, - Санкт-Петербург с Ленинградской областью. Суммарный прирост можно оценить примерно в 700 тыс. за два десятилетия. «Вторая столица», также собирает население со всей страны, но почти треть миграционного прироста обеспечили регионы Северо-Запада, еще 40% - регионы востока страны.

Устойчивым центром миграционного притяжения является Краснодарский край, который нарастил свое население с начала 1990-х гг. примерно на 0,5 млн. человек за счет миграции с другими частями страны – прежде всего, регионами Азиатской части, а также регионами Северного Кавказа.

В Европейской России есть и иные центры притяжения населения: Татарстан, Белгородская, Калининградская, Нижегородская и Самарская области, Ставропольский край. Но два последних региона в последние годы не удерживали миграционный прирост, что является следствием обострившейся «конкуренции» за мигрантов даже между небольшим количеством привлекательных регионов, как между собой, так и со столичным регионом. Отток «в Москву» у многих из них по масштабам сопоставим с притоком населения из других регионов.


За пределами Европейской части страны значимые центры притяжения населения – богатый углеводородами и потому успешный Ханты-Мансийский АО, однако его притягательность является таковой только на фоне других регионов Севера, миграционный прирост здесь в отдельные периоды сменяется оттоком. Скромные результаты долгосрочной миграции компенсируются тем, что Ханты-Мансийский АО – крупнейший центр временной трудовой миграции, о чем будет сказано ниже. Также за Уралом центром притяжения (скорее, регионального масштаба) является Новосибирская область, привлекающая население из других регионов Сибири и Дальнего Востока. Но дальше на восток сколько-нибудь значимых центров притяжения населения в России нет.

Переток населения из сельской местности в города, ненадолго притормозившийся в начале 1990-х гг., ведет к сокращению сельского населения и, что не менее важно, к его ускоренному старению. Несмотря на то, что сельское население сокращается за счет миграции существенно меньшими темпами, чем в позднесоветский период, отток идет, прежде всего, молодежи. В последние два десятилетия схожие с сельской местностью масштабы оттока молодого населения имели малые и средние городские поселения, расположенные на некотором удалении от региональных столиц. По расчетам, основанным на данных переписей населения 2002 и 2010 гг., районы и города внутрирегиональной периферии теряют ежегодно более 30% выпускников школ, направляющихся на учебу в региональные столицы. Очень немногие из них возвращаются, оставаясь в дальнейшем проживать и работать в региональных центрах, или переезжая в Москву.

В результате оттока молодежи в сельской местности, поселках и малых городах не только изменяется структура населения, но и сокращается база для его дальнейшего воспроизводства. Напротив, региональные столицы, в т.ч. самые миграционно привлекательные, получают дополнительную подпитку за счет молодежи, прибывающей с периферии. Это необходимо учитывать при проведении социальной политики, в т.ч. при планировании и оптимизации сети социальных учреждений.

Региональные столицы – центры концентрации населения второго порядка, подавляющее их большинство имеет устойчивый прирост населения за счет миграции из других городов и районов своего региона. Отдельные, наиболее крупные и успешные города (помимо обеих столиц - Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Красноярск), стягивают население с соседних регионов. Среди них выделяются своего рода «учебные центры», например, Томск. Из нестоличных городов большой миграционный прирост имеют города Московской области, благодаря их «пристоличному» положению.