Файл: Влияние государства на процесс межрегиональной миграции трудовых ресурсов (На примере влияния внутренней миграции на отдельный регион РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях миграция высококвалифицированных специалистов является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Одна из стратегических задач государства – создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе[9].

Миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами остается на невысоком уровне и распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Мигранты, в основном из СНГ, обладают все более низкими уровнем образования, знания русского языка, профессионально - квалификационной подготовки.

Одним из проблем, связанных с трудовой миграцией – увеличение негативного отношения к трудовым мигрантам со стороны населения Российской Федерации вызвана тем, что большое количество мигрантов осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.

Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована. А именно необходимо совершенствование правовых основ. Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом.

Одной из основных проблем, с которым сталкиваются трудовые мигранты – получение разрешения на временное проживание и вида на жительство. Для получения разрешения на временное проживание соискатель должен быть включен в квоту, которая определяется по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сложности в получении правового статуса затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных трудовых мигрантов.

В начальной стадии формирования находятся механизмы привлечения (отбора) трудовых мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социально - культурными и другими характеристиками, обладающих высоким потенциалом для адаптации и интеграции в российское общество. Система привлечения временных трудовых мигрантов не эффективна. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год. Исключением является узкая категория высококвалифицированных специалистов. Действующая система квотирования не отражает реальной потребности российской экономики в иностранной рабочей силе.


Исходя из анализа современной миграционной ситуации и перспектив ее развития основными направлениями действий в решении миграционных проблем являются следующие:

Обеспечение контроля за иммиграционными потоками в Российской Федерации, сокращение нелегальной иммиграции;

Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

Содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

Интеграция Российской Федерации на международном рынке труда. регулирование экономической миграции;

Поддержка и развитие взаимоотношений с представителями коренных народов России, проживающими за рубежом;

Оптимизация внутренних миграционных процессов, содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации

Содействие добровольному переселению представителей коренных народов России из государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии

Следовательно проблемы, связанные с трудовой миграцией стали глобальными проблемами. Процессы трудовой миграции стали значимым фактором, оказывающим большое и неоднозначное воздействие на экономику страны, регионов, рынок труда, на политическую ситуацию. И в силу этой неоднородности и неоднозначности этих процессов она требует от государств проведения дифференцированной государственной политики, чтобы сократить негативные импульсы, связанные с нерегулируемой или нелегальной миграцией повысить путём государственного регулирования позитивную отдачу от неё.

Глава 2. Трудовая миграция в Алтайском крае

2.1 Трудовая миграция сельских жителей Алтайского края как результат дисбаланса рабочей силы

Развитие и должное функционирование сельского хозяйства – основа экономики любого государства. Россия исторически является аграрной страной. Несмотря на это, в настоящее время в данной отрасли существует ряд нерешенных проблем, которые сдерживают ее развитие. Алтайский край по основным социально-экономическим показателям относится к аграрным регионам. Доля сельского населения края стабильно более чем в 1,5 раза превышает среднюю долю по Российской Федерации (45 и 26% соответственно)[10].


Демографическая ситуация в сельской местности Алтайского края на современном этапе развития характеризуется как неблагоприятная. В сложившихся условиях алтайское село переживает глобальный кризис. Он проявляется во многих сферах жизни нашего региона.

В современных условиях снижается качество жизни в сельской местности. В селах Алтайского края наблюдается ряд негативных тенденций: разрушается инфраструктура села, закрываются общеобразовательные школы, создаются классы-комплекты. Во многих селах региона отсутствуют дома культуры, школьникам и молодежи зачастую негде реализовать свои творческие возможности. Досуг населения ограничивается просмотром телепередач и прогулкой. Сеть дошкольных учреждением по сравнению с 1990 г. уменьшилась на 40%, число клубов и домов культуры – на 23, розничная торговля – на 66%, в разы сократилось количество детских садов[11].

Актуальной проблемой современного алтайского села является низкий уровень медицинского обслуживания. За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 32%, обеспеченность сельского населения врачами в 4,4 раза ниже по сравнению с городским.

Характерной проблемой алтайских сел являются возрастающие показатели сельской бедности и безработицы. В настоящее время ситуация на рынке труда в сельской местности характеризуется значительным преобладанием предложения рабочей силы над спросом на нее, то есть количество рабочих мест в сельской экономике далеко не обеспечивает работой всех желающих трудиться[12].

Трансформация экономики, применение новейших технологий в агропромышленном комплексе, а также прекращение функционирования ряда сельскохозяйственных предприятий в сельской местности Алтайского края способствовали сокращению работников сельскохозяйственных организаций. Необходимо отметить, что в 2012 г. доля работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, составила 19,5% от общей численности занятых в экономике. По состоянию на 01.12.2012 г. на сельские районы приходилось 14 % вакансий, на которые претендовало 19 тыс. безработных (74% от их общей численности). В этих условиях часть сельских жителей трудоспособного возраста вынуждена искать место работы за пределами постоянного места жительства.

Возникшая в последнее время негативная демографическая ситуация в сельской местности региона оказывает значительное влияние на имеющиеся трудовые ресурсы, например, с позиции таких социально-демографических признаков, как половозрастной состав населения и уровень образования.


В данных условиях наблюдается стремительный отток молодежи из сельской местности края, что приводит к сокращению наиболее мобильного, активного, динамичного населения. Молодежь уезжает из села по объективным причинам.

В большей части сельских поселений Алтайского края практически пришла в упадок материально-техническая база, не ведутся работы по реконструкции зданий, прекратились строительные работы. Жители сел и деревень Алтайского края живут в невыгодных, а иногда даже критических социальных условиях. Например, жилищный фонд сельской местности не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 39% жилого фонда, центральным отоплением – 37%, канализацией – 30, горячим водоснабжением – 17%.

На фоне этих причин наблюдается сокращение численности сельского населения Алтайского края. При этом интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня.

Все вышеперечисленные процессы способствуют резкому сокращению численности сельского населения Алтайского края посредством миграции трудовых ресурсов.

Можно выделить три основных вида трудовой миграции сельских жителей. К ним относятся маятниковая, сезонная и постоянная миграции.

Все три вида характерны для Алтайского края. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах[13].

Исторически сложившееся размещение производительных сил определило нахождение значительной доли трудовых ресурсов Алтайского края в сельской местности. Однако сферы приложения труда сельских жителей в настоящее время выходят за пределы населенного пункта – места их проживания. Одной из причин является сокращение в целом по России в период с 1992 по 2009 гг. доли занятого населения в сельском и лесном хозяйствах с 48% до 23%. В современных условиях сельская местность уже не выполняет свою прежнюю двойственную функцию – не является одновременно местом проживания и местом приложения труда для ее жителей. При возможности трудоустройства в населенных пунктах, находящихся в приемлемом радиусе удаления от места жительства, возрастает объем трудовой маятниковой миграции.

Сезонные миграции – это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок обычно в несколько месяцев с сохранением возможности возвращения в места постоянного проживания.


Сезонные миграции помогают сбалансировать рынок рабочей силы, удовлетворяя потребности того или иного вида производства. Такого рода миграции возникают, как правило, когда потребность в рабочей силе разнится во времени.

Постоянная миграция (или переселение) – единственный безвозвратный вид миграции. В отличие от предыдущих он является важным источником формирования постоянного состава населения. Известно, что в крае наблюдается стабильный отток населения из сельской местности. В 2005 г. он составил 3 755 чел., достиг своего пика в 2011 г. – 10 652 чел., несколько снизился в 2015 г. – 9 863 чел..

Одной из главных причин, способствующих сокращению численности населения сельских территорий края, является активное передвижение молодых людей в города, где расположены необходимые для реализации своих способностей объекты социальной инфраструктуры. В последнее время актуальна следующая тенденция: получив профессиональное образование, молодые люди не хотят возвращаться в село.

Низкий уровень жизни, отсутствие развитой инфраструктуры, невысокий уровень заработной платы, безработица являются для молодежи социально непригодными. Данная тенденция вызывает проблемы в восполнении трудовых ресурсов в сельской местности Алтайского края.

Как любое социальное явление трудовая миграция имеет как позитивные, так и негативные аспекты. К позитивным, например, можно отнести ликвидацию дефицита рабочей силы за счет привлечения трудовых мигрантов.

Миграция трудовых ресурсов может негативно сказаться на различных сферах жизни общества. Особенно заметно это влияние в сфере труда и занятости, где мигрантские ниши практически не встроены в официальную экономику и практически срастаются с теневой. Миграции трудового населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая или увеличивая ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда[14].

Подводя итог необходимо отметить, что дисбаланс на рынке труда в сельской местности Алтайского края приводит к массовому оттоку жителей из сел и деревень края. Это, в свою очередь, ведет к деградации алтайских сел. А для должного функционирования экономики в стране, необходимо процветание села, его экономическое, социальное благополучие, высокий уровень жизни сельчан. Поэтому необходимо принимать определенные меры. В настоящее время в крае реализуется ряд социально-экономических программ, направленных на поддержку сельского хозяйства. Государство ежегодно выделяет дополнительные средства на развитие АПК. Несмотря на это ситуация в селах региона остается плачевной. Для стабилизации ситуации в сельской местности края необходимо привлечь людей на село, создать комфортные условия для жизни на селе, создать необходимые объекты социальной инфраструктуры, в АПК привлечь региональный и местный бизнес.