ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2020
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
Лабораторное занятие 1 (2 ч.)
Развитие в пренатальный период и в младенческом возрасте
Цель: формирование знаний о пренатальном периоде развития и младенческом возрасте
Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:
-
Особенности пренатального развития:
- первый триместр
- второй триместр
- третий триместр
-
Психологическая характеристика младенческого возраста.
-
Структура младенческого возраста (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и основные психические новообразования)
-
Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте.
- Характеристика этапов младенческого возраста:
а) новорожденность как первый этап младенчества. Предпосылки и условия
психического развития. Безусловные рефлексы, явление госпитализма
б) кризис новорожденности. Комплекс оживления как новообразование.
в) фазы (микропериоды) младенчества. Особенности физического (сенсомоторного) и психического развития и их взаимосвязь. Тенденция в познавательном развитии младенца. Основные этапы развития речи в младенческом возрасте.
-
Кризис 1 года.
- суть
- признаки
- причины
- новообразования
Задания для самостоятельной работы:
-
Подготовить сообщение «Особенности развития ребенка в пренатальный период»
-
Заполните таблицы.
Характеристика возрастных кризисов
Кризис |
Причинакризиса |
Содержание кризиса |
Признаки (симптомы) кризиса |
Новообразованиякризиса |
Новорожденности |
|
|
|
|
1 года |
|
|
|
|
-
Письменно представьте характеристику младенческого возраста.
Ключевые понятия:
Пренатальное развитие, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, комплекс оживления, госпитализм, сенсомоторика, гукание, гуление, лепет, автономность речи, активная и пассивная речь.
Список обязательной литературы:
-
Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Т.4, статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». – М., 1992.
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – С.234 – 279.
-
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
Список дополнительной литературы:
-
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии – 1996. - № 4. – с. 5.
-
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
-
Божович Л.И., Славиной Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Составитель Л.М. Семенюк – М., 1998. с. 242 – 246, (копия в папке).
-
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Гамезо и др. – М., 1984.
-
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
-
Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2002.
-
Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии – 1993. - № 2. – с. 17.
-
Гамезо М.В. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1999.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
-
Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии – 1993. - № 3. – с. 17.
-
Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
-
Мухамедрахимова Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии – 1994. - № 6. – с. 16-25.
-
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
-
Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
-
Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (Кризис 1 года) // Вопросы психологии. – 1999. - 1. – С. 42.
-
Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии – 1997. - № 5. – с. 118.
-
Филипова Г.Г. Сравнительно – психологическое исследование комплекса оживления // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – С. 24.
-
Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. труды. – М., 1989.
Лабораторное занятие 2 (2 ч.)
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте
Цель: формирование умения давать психологическую характеристику возраста (на примере раннего возраста)
Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:
-
Психологическая характеристика раннего возраста.
-
Структура раннего возраста
-
Характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте.
-
Особенности психического развития (познавательное и умственное развитие в раннем детстве, предпосылки формирования личности и эмоциональное развитие в раннем возрасте, основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста).
2. Характеристика кризиса 3 лет.
Задания для самостоятельной работы:
-
Подготовиться к контрольному опросу по теме занятия.
-
Заполните таблицу.
Характеристика возрастных кризисов
Кризис |
Причинакризиса |
Содержание кризиса |
Признаки (симптомы) кризиса |
Новообразованиякризиса |
3 лет |
|
|
|
|
3. Письменно представьте характеристику раннего возраста.
Ключевые понятия:
Ориентировочные реакции, орудийные и соотносящие действия, ситуативная речь, наглядно-действенное мышление, самосознание.
Список обязательной литературы:
-
Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Т.4, статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». – М., 1992.
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – С.234 – 279.
-
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
Список дополнительной литературы:
-
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии – 1996. - № 4. – с. 5.
-
Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
-
Божович Л.И., Славиной Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Составитель Л.М. Семенюк – М., 1998. с. 242 – 246, (копия в папке).
-
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Гамезо и др. – М., 1984.
-
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
-
Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2002.
-
Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии – 1993. - № 2. – с. 17.
-
Гамезо М.В. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1999.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
-
Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии – 1993. - № 3. – с. 17.
-
Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
-
Мухамедрахимова Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии – 1994. - № 6. – с. 16-25.
-
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
-
Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
-
Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (Кризис 1 года) // Вопросы психологии. – 1999. - 1. – С. 42.
-
Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии – 1997. - № 5. – с. 118.
-
Филипова Г.Г. Сравнительно – психологическое исследование комплекса оживления // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – С. 24.
-
Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. труды. – М., 1989.
Лабораторное занятие 3 - 4 (4 ч.)
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Цель: формирование умения давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории.
Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:
1. Психологическая структура дошкольного возраста.
2. Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
-
Продуктивные виды деятельности, их роль в развитии ребенка.
-
Развитие речи и познавательных процессов в дошкольном возрасте. Мышление и воображение дошкольника.
-
Развитие личности дошкольника: особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания.
-
Особенности общения детей дошкольного возраста.
3. Кризис 7 лет. Психологические новообразования дошкольного возраста.
4. Проблема школьной зрелости и структура готовности к школе. Виды психологической готовности к школе.
Задания для самостоятельной работы:
-
Подготовить таблицу «Развитие психических процессов дошкольника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы:
Психический процесс |
Определение |
Свойства, виды |
Особенности развития |
|
Младший дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
|||
Восприятие |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
-
Выписать названия и краткое содержание различных методик изучения психологической готовности ребенка к школе, например, из книг: М.М. Безруких, Знаете ли вы своего ученика; У.В. Ульенковой, Исследование психологической готовности 6-ти летних детей к школе//Вопросы психологии. – 1983. - № 4. Сгруппировать методики по видам психологической готовности к школе.
Методик и диагностики |
Виды психологической готовности к школе |
|||
Интеллектуальная (познавательная) |
Мотивационная (личностная) |
Социальная |
Волевая |
|
|
|
|
|
-
Заполните таблицу
Сравнительная таблица особенностей развития детей от рождения до 6-7 лет
Параметр анализа |
Младенческийвозраст |
Ранний возраст |
Дошкольный возраст |
Временные рамки |
|
|
|
Ведущий вид деятельности |
|
|
|
Социальная ситуация развития |
|
|
|
Познавательные процессы, наиболее активно развивающиеся на данном этапе |
|
|
|
Новообразования |
|
|
|
-
Внимательно ознакомиться, при необходимости, законспектировать соответствующие разделы раздаточного теоретического материала из методической папки и в учебной литературе по теме лабораторного занятия. Подготовиться к контрольной работе по теме занятия.
Ключевые понятия:
Эгоцентричная речь, эгоцентричное мышление, наглядно-образное мышление, сенсорное развитие, игра (игровая роль, содержание игры, сюжет, правила, игра-драматизация, режиссерская игра, ролевая игра), идентификация, самоконтроль, самооценка, соподчинение и иерархия мотивов, позиция школьника, школьная зрелость, психологическая готовность к обучению.
Список обязательной литературы:
-
Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Педагогика, 1991.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – С.281 – 320.
-
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
-
Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности 6-ти летних детей к школе//Вопросы психологии. – 1983. - № 4
-
Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – с. 64
Список дополнительной литературы:
-
Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни//Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С. 5 – 13.
-
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина. – М., 1999. – С. 29 - 34
-
Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет//Вопросы психологии. – 1987. - № 5. – С. 78 - 85.
-
Ермолова Т.В. и др. Особенности психического развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет//Вопросы психологии. – 1999. - № 1. – с. 50.
-
Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. – Минск, 1987.
-
Карпова С.Н. Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов–на–Дону, 1987.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.
-
Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
-
Проблемы дошкольной игры: психолого–педагогический аспект. – М., 1987.
-
Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
-
Ушакова Т.Н. Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии – 2000. - № 2. – с. 56.
-
Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.
-
Эльконина Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Возрастная и педагогическая психология: тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М., 1992. с.63 - 79.
Лабораторное занятие 5 - 6 (4 ч.)
Психическая характеристика младшего школьного возраста
Цель: формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории, определять признаки проблемного развития и прогнозировать психолого-педагогическую помощь детям младшего школьного возраста.
Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:
1. Психологическая структура возраста.
-
Социальная ситуация развития. Место ребенка в системе общественных отношений.
-
Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, источник психического развития и развития личности младшего школьника.
2. Характеристика психического развития ребенка в возрасте
-
Познавательные процессы в младшем школьном возрасте.
-
Развитие личности в младшем школьном возрасте.
3. Основные психологические новообразования младшего школьника. «Ценность» младшего школьного возраста.
4. Актуальные проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления (медлительность, неуспеваемость, личностная реакция на оценку, тревожность как показатель школьной дезадаптации, агрессия и агрессивность). Младшие школьники группы риска (неуспевающие, дети СДВГ, леворукие, дети, пережившие горе, дезадаптация и невроз, воровство, ложь, медлительность, бродяжничество, компьютерная зависимость и т.д.).
Индивидуальные доклады:
-
Мухина В.С. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. С. 251 – 269.
-
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1994. – с. 158 – 160.
-
Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии – 1998. - № 5.
Задания для самостоятельной работы:
1. На основании статей В.В. Давыдова и Е.Е. Даниловой подготовьте краткую характеристику младшего школьного возраста:
-
Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 18 – 24
-
Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 50 – 52.
Подготовить таблицу «Развитие психических процессов младшего школьника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы. Воспользуйтесь заданиями предыдущей лабораторной работы.
Психический процесс |
Определение |
Свойства, виды |
Особенности развития |
|
Начало младшего школьного возраста |
Итог младшего школьного возраста |
|||
Восприятие |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
-
Ознакомьтесь с разделом «Младшие школьники «группы риска»» из книги Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006. (с.327 – 365); выпишите психолого-педагогические признаки и особенности детей из разных групп риска.
-
Вспомните признаки кризиса семи лет, сопоставьте их с актуальными проблемами современного младшего школьника и признаками детей группы риска.
Предложите психологически обоснованные способы помощи младшему школьнику. Можно выполнить задание в виде таблицы «Варианты неблагоприятного развития в младшем школьном возрасте и помощь ребенку», варианты неблагополучного развития можно соотнести с вопросом №4 лабораторной работы.
-
№
Вариант неблагоприятного развития
Психолого-педагогическая помощь
Автор и название статьи
Список литературы для выполнения задания:
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 233 – 310. (раздел «Развитие личности и воспитание»)
-
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ сост. В.С. Мухина, М., 1999, С.228 – 284 – 332 (раздел «Проблемы воспитания и обучения»).
-
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
Ключевые понятия:
Учебная деятельность, рефлексия, произвольность, внутренний план действий, средства деятельности, учебные действия, формирование, цель, внутренний план действий, рефлексия, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, тревожность, агрессивность, адаптация и дезадаптация, неуспеваемость, латентный период, понятийное (словесно-логическое) мышление.
Список обязательной литературы:
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999, с. 233 – 310., С.18 – 24, 50-52.
-
Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – Раздел Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях: девиации, акцентуации, нарушения поведения у подростков ( с. 404 – 460)
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2007 (стереотипное издание).
-
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.
-
Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006. (с.327 – 365)
-
Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития/ Под ред. А.А. Реана – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.
-
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2007.
Список дополнительной литературы:
-
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 80 – 88.
-
Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 68 – 78.
-
Бардин К. В. Как предупредить нежелание учиться/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 99 – 103.
-
Безруких М.М. Знаете ли Вы своего ученика? – М., 1991.
-
Безруких М.М. Школьные проблемы медлительных детей / Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – С. 270 - 274.
-
Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М., 1995.
-
Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М. : МГУ, 1992. – Раздел: Личность и общение, С. 173- 230.
-
Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры/ Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – С. 274 – 284.
-
Завденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования//Вопросы психологии. – 1999. - № 4. – С.21 - 28
-
Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьника//Вопросы психологии.- 1994. - № 5.
-
Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
-
Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.
-
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 106 – 111.
-
Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии. – 1996. - № 2.
-
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. Гл. 1 С. 5 – 29, гл. 4 С. 59 – 84
-
Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И, Калмыковой И.Ю. Кулагиной. – М., 1986.
-
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности//Психологическая наука и образование. – 1998. № 2, с. 11 – 17.
-
Развитие личности ребенка/ Под ред. А.М. Фокерева. – М., 1987. – С. 231 – 266
-
Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети//Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4. – С. 11 – 14.
-
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994.
-
Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 65 – 68.