Файл: Лабораторные занятия 1-6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторное занятие 1 (2 ч.)

Развитие в пренатальный период и в младенческом возрасте

Цель: формирование знаний о пренатальном периоде развития и младенческом возрасте

Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:

    1. Особенности пренатального развития:

- первый триместр

- второй триместр

- третий триместр

    1. Психологическая характеристика младенческого возраста.

  • Структура младенческого возраста (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и основные психические новообразования)

  • Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте.

- Характеристика этапов младенческого возраста:

а) новорожденность как первый этап младенчества. Предпосылки и условия

психического развития. Безусловные рефлексы, явление госпитализма

б) кризис новорожденности. Комплекс оживления как новообразование.

в) фазы (микропериоды) младенчества. Особенности физического (сенсомоторного) и психического развития и их взаимосвязь. Тенденция в познавательном развитии младенца. Основные этапы развития речи в младенческом возрасте.

    1. Кризис 1 года.

- суть

- признаки

- причины

- новообразования

Задания для самостоятельной работы:

    1. Подготовить сообщение «Особенности развития ребенка в пренатальный период»

    2. Заполните таблицы.


Характеристика возрастных кризисов


Кризис

Причина
кризиса

Содержание кризиса

Признаки

(симптомы) кризиса

Новообразования

кризиса

Новорожденности





1 года






    1. Письменно представьте характеристику младенческого возраста.


Ключевые понятия:

Пренатальное развитие, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, комплекс оживления, госпитализм, сенсомоторика, гукание, гуление, лепет, автономность речи, активная и пассивная речь.


Список обязательной литературы:

  1. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Т.4, статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». – М., 1992.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – С.234 – 279.

  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

Список дополнительной литературы:

  1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии – 1996. - № 4. – с. 5.

  2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.

  3. Божович Л.И., Славиной Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Составитель Л.М. Семенюк – М., 1998. с. 242 – 246, (копия в папке).

  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

  6. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2002.

  7. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии – 1993. - № 2. – с. 17.

  8. Гамезо М.В. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1999.

  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

  10. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии – 1993. - № 3. – с. 17.

  11. Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  12. Мухамедрахимова Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии – 1994. - № 6. – с. 16-25.

  13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

  14. Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

  15. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (Кризис 1 года) // Вопросы психологии. – 1999. - 1. – С. 42.

  16. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии – 1997. - № 5. – с. 118.

  17. Филипова Г.Г. Сравнительно – психологическое исследование комплекса оживления // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – С. 24.

  18. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. труды. – М., 1989.



































Лабораторное занятие 2 (2 ч.)

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Цель: формирование умения давать психологическую характеристику возраста (на примере раннего возраста)

Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:

        1. Психологическая характеристика раннего возраста.

  • Структура раннего возраста

  • Характеристика психического развития ребенка в раннем возрасте.

  • Особенности психического развития (познавательное и умственное развитие в раннем детстве, предпосылки формирования личности и эмоциональное развитие в раннем возрасте, основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста).

2. Характеристика кризиса 3 лет.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовиться к контрольному опросу по теме занятия.

  2. Заполните таблицу.

Характеристика возрастных кризисов


Кризис

Причина
кризиса

Содержание кризиса

Признаки

(симптомы) кризиса

Новообразования

кризиса

3 лет






3. Письменно представьте характеристику раннего возраста.


Ключевые понятия:

Ориентировочные реакции, орудийные и соотносящие действия, ситуативная речь, наглядно-действенное мышление, самосознание.


Список обязательной литературы:

  1. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Т.4, статьи: «Кризис 3 лет», «Младенческий возраст», «Ранний возраст». – М., 1992.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – С.234 – 279.

  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

Список дополнительной литературы:

  1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии – 1996. - № 4. – с. 5.

  2. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.

  3. Божович Л.И., Славиной Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии / Составитель Л.М. Семенюк – М., 1998. с. 242 – 246, (копия в папке).

  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

  6. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2002.

  7. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии – 1993. - № 2. – с. 17.

  8. Гамезо М.В. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1999.

  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

  10. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии – 1993. - № 3. – с. 17.

  11. Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  12. Мухамедрахимова Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии – 1994. - № 6. – с. 16-25.

  13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

  14. Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

  15. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (Кризис 1 года) // Вопросы психологии. – 1999. - 1. – С. 42.

  16. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии – 1997. - № 5. – с. 118.

  17. Филипова Г.Г. Сравнительно – психологическое исследование комплекса оживления // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – С. 24.

  18. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. труды. – М., 1989.



















































Лабораторное занятие 3 - 4 (4 ч.)

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Цель: формирование умения давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории.

Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:

1. Психологическая структура дошкольного возраста.

2. Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

  • Продуктивные виды деятельности, их роль в развитии ребенка.

  • Развитие речи и познавательных процессов в дошкольном возрасте. Мышление и воображение дошкольника.

  • Развитие личности дошкольника: особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания.

  • Особенности общения детей дошкольного возраста.

3. Кризис 7 лет. Психологические новообразования дошкольного возраста.

4. Проблема школьной зрелости и структура готовности к школе. Виды психологической готовности к школе.

Задания для самостоятельной работы:

        1. Подготовить таблицу «Развитие психических процессов дошкольника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы:


Психический

процесс

Определение

Свойства,

виды

Особенности развития

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Восприятие










        1. Выписать названия и краткое содержание различных методик изучения психологической готовности ребенка к школе, например, из книг: М.М. Безруких, Знаете ли вы своего ученика; У.В. Ульенковой, Исследование психологической готовности 6-ти летних детей к школе//Вопросы психологии. – 1983. - № 4. Сгруппировать методики по видам психологической готовности к школе.





Методик

и диагностики

Виды психологической готовности к школе

Интеллектуальная (познавательная)

Мотивационная (личностная)

Социальная

Волевая







        1. Заполните таблицу

Сравнительная таблица особенностей развития детей от рождения до 6-7 лет

Параметр анализа

Младенческий
возраст

Ранний

возраст

Дошкольный

возраст

Временные рамки




Ведущий вид деятельности




Социальная ситуация развития




Познавательные процессы, наиболее активно развивающиеся на данном этапе




Новообразования





        1. Внимательно ознакомиться, при необходимости, законспектировать соответствующие разделы раздаточного теоретического материала из методической папки и в учебной литературе по теме лабораторного занятия. Подготовиться к контрольной работе по теме занятия.



Ключевые понятия:

Эгоцентричная речь, эгоцентричное мышление, наглядно-образное мышление, сенсорное развитие, игра (игровая роль, содержание игры, сюжет, правила, игра-драматизация, режиссерская игра, ролевая игра), идентификация, самоконтроль, самооценка, соподчинение и иерархия мотивов, позиция школьника, школьная зрелость, психологическая готовность к обучению.

Список обязательной литературы:

  1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Педагогика, 1991.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания). – С.281 – 320.

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

  5. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности 6-ти летних детей к школе//Вопросы психологии. – 1983. - № 4

  6. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – с. 64

Список дополнительной литературы:

  1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни//Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С. 5 – 13.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина. – М., 1999. – С. 29 - 34

  3. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет//Вопросы психологии. – 1987. - № 5. – С. 78 - 85.

  4. Ермолова Т.В. и др. Особенности психического развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет//Вопросы психологии. – 1999. - № 1. – с. 50.

  5. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. – Минск, 1987.

  6. Карпова С.Н. Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов–на–Дону, 1987.

  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997.

  8. Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  9. Проблемы дошкольной игры: психолого–педагогический аспект. – М., 1987.

  10. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.

  11. Ушакова Т.Н. Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии – 2000. - № 2. – с. 56.

  12. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

  13. Эльконина Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Возрастная и педагогическая психология: тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М., 1992. с.63 - 79.


















Лабораторное занятие 5 - 6 (4 ч.)

Психическая характеристика младшего школьного возраста

Цель: формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории, определять признаки проблемного развития и прогнозировать психолого-педагогическую помощь детям младшего школьного возраста.

Теоретические вопросы для подготовки к лабораторному занятию:

1. Психологическая структура возраста.


  • Социальная ситуация развития. Место ребенка в системе общественных отношений.

  • Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, источник психического развития и развития личности младшего школьника.

2. Характеристика психического развития ребенка в возрасте

  • Познавательные процессы в младшем школьном возрасте.

  • Развитие личности в младшем школьном возрасте.

3. Основные психологические новообразования младшего школьника. «Ценность» младшего школьного возраста.

4. Актуальные проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления (медлительность, неуспеваемость, личностная реакция на оценку, тревожность как показатель школьной дезадаптации, агрессия и агрессивность). Младшие школьники группы риска (неуспевающие, дети СДВГ, леворукие, дети, пережившие горе, дезадаптация и невроз, воровство, ложь, медлительность, бродяжничество, компьютерная зависимость и т.д.).

Индивидуальные доклады:

  1. Мухина В.С. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. С. 251 – 269.

  2. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1994. – с. 158 – 160.

  3. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии – 1998. - № 5.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основании статей В.В. Давыдова и Е.Е. Даниловой подготовьте краткую характеристику младшего школьного возраста:

    • Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 18 – 24

    • Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста// Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 50 – 52.

  1. Подготовить таблицу «Развитие психических процессов младшего школьника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы. Воспользуйтесь заданиями предыдущей лабораторной работы.



    Психический

    процесс

    Определение

    Свойства,

    виды

    Особенности развития

    Начало

    младшего школьного возраста

    Итог

    младшего школьного возраста

    Восприятие










    1. Ознакомьтесь с разделом «Младшие школьники «группы риска»» из книги Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006. (с.327 – 365); выпишите психолого-педагогические признаки и особенности детей из разных групп риска.

    2. Вспомните признаки кризиса семи лет, сопоставьте их с актуальными проблемами современного младшего школьника и признаками детей группы риска.

    Предложите психологически обоснованные способы помощи младшему школьнику. Можно выполнить задание в виде таблицы «Варианты неблагоприятного развития в младшем школьном возрасте и помощь ребенку», варианты неблагополучного развития можно соотнести с вопросом №4 лабораторной работы.


    Вариант неблагоприятного развития

    Психолого-педагогическая помощь

    Автор и название статьи





    Список литературы для выполнения задания:

          1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ сост., И.В. Дубровина, с. 233 – 310. (раздел «Развитие личности и воспитание»)

          2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ сост. В.С. Мухина, М., 1999, С.228 – 284 – 332 (раздел «Проблемы воспитания и обучения»).

          3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.


    Ключевые понятия:

    Учебная деятельность, рефлексия, произвольность, внутренний план действий, средства деятельности, учебные действия, формирование, цель, внутренний план действий, рефлексия, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, тревожность, агрессивность, адаптация и дезадаптация, неуспеваемость, латентный период, понятийное (словесно-логическое) мышление.

    Список обязательной литературы:

    1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999, с. 233 – 310., С.18 – 24, 50-52.

    2. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – Раздел Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях: девиации, акцентуации, нарушения поведения у подростков ( с. 404 – 460)

    3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2007 (стереотипное издание).

    4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

    5. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2006. (с.327 – 365)

    6. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития/ Под ред. А.А. Реана – СПб. – «прайм – ЕВРОЗНАК», 2005.

    7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2007.

    Список дополнительной литературы:

    1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 80 – 88.

    2. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 68 – 78.

    3. Бардин К. В. Как предупредить нежелание учиться/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 99 – 103.

    4. Безруких М.М. Знаете ли Вы своего ученика? – М., 1991.

    5. Безруких М.М. Школьные проблемы медлительных детей / Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – С. 270 - 274.

    6. Божович Л.И. Этапы формирования личности. – М., 1995.

    7. Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М. : МГУ, 1992. – Раздел: Личность и общение, С. 173- 230.

    8. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М. Индивидуальность школьника и компьютеры/ Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия/Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – С. 274 – 284.

    9. Завденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования//Вопросы психологии. – 1999. - № 4. – С.21 - 28

    10. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьника//Вопросы психологии.- 1994. - № 5.

    11. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

    12. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.

    13. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 106 – 111.

    14. Локалова Н.П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии. – 1996. - № 2.

    15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. Гл. 1 С. 5 – 29, гл. 4 С. 59 – 84

    16. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / Под ред. З.И, Калмыковой И.Ю. Кулагиной. – М., 1986.

    17. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности//Психологическая наука и образование. – 1998. № 2, с. 11 – 17.

    18. Развитие личности ребенка/ Под ред. А.М. Фокерева. – М., 1987. – С. 231 – 266

    19. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети//Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4. – С. 11 – 14.

    20. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994.

    21. Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя/ Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 65 – 68.