Файл: "Жизненный цикл организации и управление организацией"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Управленческая деятельность руководства предприятия направлена на достижение эффективности производственной деятельности, которая подтверждается положительной динамикой показателей результативности на каждом жизненном цикле от процесса формирования до достижения стабильного экономического роста.

Результатами эффективности управленческой деятельности являются:

- обеспечение оптимальной организационной структуры управления;

- достижение эффективности бюджетирования основного производства и социально-экономической стабильности производства;

- внедрение инновационных технологий;

- создание системы управления персоналом;

- достижение устойчивых форм взаимодействия с другими белорусскими и зарубежными организациями;

- способность управленческой структуры к самостоятельному разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных стратегических целей.

2.4. Концептуальные тенденции совершенствования управлением организации в условиях стабилизации экономического развития

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях создавшихся рыночных отношений, обусловленных интеграцией в международное экономическое пространство, неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом, как отмечалось выше, совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Мировой кризис финансовой системы, резкие колебания политической и экономической конъюнктуры четко прослеживают факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации:

- рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;

- рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;

- финансовый рынок;

- рынок труда;

- окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития современного белорусского предприятия. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления, проявляющимся в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала. В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.


Отечественные ученые (О.С. Виханский, А.В. Никитин, А.И. Орлов и другие) отмечают, что система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

- обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг), что обусловлено тем, что жизненный цикл
продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска
разовых партий - больше;

- быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

- учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и
времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для
традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;

- учитывать изменение структуры издержек производства;

- принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.[47]

Это далеко не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в исследованиях, анализе существующего положения. Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует
уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более
эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и так далее. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений руководством предприятия.

Процесс исследования, как составная часть менеджмента организации, осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.[48]

Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить: обладает ли предприятие внутренними резервами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.


Существует множество классификаций методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат различные признаки. Одним из наиболее информативных является деление приемов и методов по степени их формализуемости, то есть в зависимости от того, в какой степени описывается данный метод с помощью формализованных (в первую очередь математических) процедур.[49]

Наиболее эффективным методом, использующимся для диагностики внутренних проблем предприятия, является управленческий метод обследования.[50] Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации.

Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон: маркетинг; финансы (бухгалтерский учет); производство; персонал; организационную культуру и имидж организации.

При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования: доля рынка и конкурентоспособность предприятия; разнообразие и качество ассортимента производимой продукции; рыночная демография; рыночные исследования и разработки; предпродажное и последовательное обслуживание потребителей: сбыт, реклама, продвижение производимой продукции (предоставления услуг по ее обслуживанию). Решение многих проблем современного предприятия зависит от обеспеченности, как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем; компетентность и подготовка высшего руководства предприятия; система мотивации работников; соответствие персонала текущим и стратегическим целям и задачам.[51]

Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить неформальную структуру организации; систему общения и поведения работников; последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей; положение предприятия по сравнению с другими организациями: способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Вышеуказанные анализируемые функциональные зоны организации относятся к факторам внутренней среды организации. Однако проводимые исследования как составная часть менеджмента анализируют и факторы внешней среды организации. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.


Угрозы и возможности могут проявляться в областях внешнего окружения, соответственно им группируются факторы.

Контроль за технологической внешней средой позволяет не упустить моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, в применении средств вычислительной техники для проектирования новой продукции и услуг, в управлении, изменении в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

- анализ будущих целей конкурентов;

- оценка их текущей стратегии;

- оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;

- изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

Таким образом, исследования как составная часть менеджмента организации - это совокупность методов организационного и технико-экономического исследования всех указанных выше факторов и системных характеристик конкретной организации. Поиск путей и методов совершенствования системных характеристик является основной целью исследований как составной части менеджмента.

К таким характеристикам с позиции общего менеджмента относятся:

- цели системы управления;

- функции управления;

- управленческие решения;

- структура управления.

В основу исследования как составной части менеджмента организации на современном этапе в научной литературе рекомендовано применение следующих принципов:

- системный подход, означающий исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации как системы, то есть характеристики «входа», «процесса» и «выхода»;[52]

- функциональный подход, который означает исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества при минимальных затратах на управление или производство;[53]

- общегосударственный подход к оценке результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;


- творческий коллективный подход для поиска наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

В результате проведения исследований при использовании любого из упомянутого метода должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию системы управления организацией. Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Непосредственной базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.

Для промышленных предприятий в условиях стабилизации экономического развития особенно важно правильное уточнение и формулировка целей системы управления в процессе системного анализа, которые должны быть выражены в виде конкретных показателей. Это обусловлено особенностями промышленного предприятия. Четко и грамотно сформулированные цели развития производственного предприятия являются основой для системного анализа и разработки программы исследований. Программа системного анализа в свою очередь включает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа системного анализа может включать следующие разделы:

- анализ предприятия в целом;

- анализ типа производства и его технико-экономическая характеристика;

- анализ подразделений предприятия, выпускающих продукцию (услуги) - основные подразделения;

- анализ вспомогательных и обслуживающих подразделений;

- анализ системы управления предприятием;

- анализ форм связей документов, действующих на предприятии, маршруты их движения и технология обработки.

Каждый раздел программы представляет собой самостоятельное исследование и начинается с постановки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкретной системы управления.

В таблице 12 приведен пример взаимосвязи конкретных целей и задач анализа, характерных для промышленного предприятия.

Таблица 12

Основные цели и задачи анализа промышленного предприятия

Формулировка цели

Задачи анализа

Примечания

1. Увеличение выпуска  конкурентоспособной продукции

Изучение рынка сбыта (спрос и предложение)

Принимается в качестве стратегии развития

2. Повышение рентабельности  производства

Изучение финансового состояния предприятия

Применяется в качестве критерия

3. Обеспечение ритмичности производства

Изучение работ производственно-диспетчерского отдела

Определение оптимальной величины заделов

4. Повышение обоснованности производственных планов

Изучение работы планово-экономического отдела

Улучшение планирования

5. Внедрение методов маркетингового исследования

Изучение работы отдела маркетинга

Расширение или укрепление отдела маркетинга

6. Обоснование и разработка программы развития предприятия

Разработка конкретных бизнес-планов по каждому изделию

Улучшение баланса мощностей