Файл: Юридическая сущность предпринимательского права ( Предмет российского предпринимательского права и его метод).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
Введение
Для правоведения современного российского государства одной из новых дисциплин выступает именно предпринимательское право. Актуальность проблем правового регулирования, как экономической, так и предпринимательской деятельности в современных экономических условиях не вызывает совершенно ни каких, даже малейших сомнений. Именно поэтому предпринимательское право выступает в качестве учебной дисциплины, которую предусматривает государственный образовательный стандарт Российской Федерации. Необходимо заметить, что, как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах изучению предпринимательского права в настоящее время уделяется достаточно большое внимание, выходит в свет методическая и учебная литература, которая посвящена подобного рода проблемам.
И не смотря ни на что, вопрос, касающийся места предпринимательского права в современной правовой системе представляется достаточно неоднозначным.
В различных высших учебных заведениях Российской Федерации к определению предпринимательского права имеют место различные подходы, в связи с этим, соответственно, несколько отличаются и рабочие программы данного учебного курса.
В связи со сказанным выше, необходимо отметить, что данные положения, собственно говоря, и определяют актуальность избранной темы исследования.
Цель представленной курсовой работы видится в определении и характеристике юридической сущности предпринимательского права в правовой системе российского государства.
Исходя из актуальности темы, и для достижения определенной выше цели работы, в процессе ее подготовки представляется необходимым решение определенных задач, а именно:
- дать понятие предпринимательскому праву и определить его место в в структуре российского права;
- определить предмет и метод предпринимательского права Российской Федерации;
- изучить принципы предпринимательского права.
При подготовке курсовой работы были использованы научные труды ученых-правоведов Российской Федерации и Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты, касающиеся рассматриваемой темы.
1 Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
Рассматривая реалии современного предпринимательского права, необходимо отметить, что между учеными имеются определенные теоретические разногласия.
Современная юридическая литература выделяет в настоящее время три основные теории предпринимательского права, относя к господствующей теории, в соответствии с которой, предпринимательское право выступает как основная часть гражданского права. По мнению многих цивилистов, у права отсутствуют предмет и методы правового регулирования в традиционном их понимании, а равно особые принципы в отрасли предпринимательской деятельности. Однако возникает вопрос, что подразумевается под словосочетанием «часть гражданского права»?
Как считают некоторые ученые, часть гражданского права подразумевает совокупность общих и особенных нор гражданского права, призванных регулировать имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, либо же с их участием или предпринимательские отношения, основанные на автономии воли, на равенстве, а также имущественной самостоятельности их участников.[1]1
Предпринимательское право как самостоятельная отрасль права, будучи второй теорией, принадлежит сторонникам концепции хозяйственного или предпринимательского права. Так, по мнению Д.А. Макарова, в процессе перехода к рыночной экономике прослеживается достаточно ощутимая роль хозяйственного права, которое становится правом предпринимательской деятельности. Итак, понятия предпринимательского права и права хозяйственного выступают синонимами с вытекающими отсюда всеми научными выводами.[2]2
Традиционно представителями теории предпринимательского права выделяются предмет и особый метод правового регулирования единых предпринимательских правоотношений.
Таковые отношения принято разделять на три группы общественных связей, к числу которых относятся:
- во-первых, предпринимательские имущественные, именуемые горизонтальными;
- во-вторых, предпринимательские управленческие, именуемые вертикальными;
- в-третьих, предпринимательские внутрифирменные или корпоративные.
Согласно третьей теории, - предпринимательское право как комплексная отрасль, т.е. образование – базируется на определенных исходных положениях ученых, которыми, наряду с первичными правовыми структурами, например, конституционного, административного, гражданского, процессуального, указывается на наличие вторичных и третичных правовых образований. Такими образом, в узком смысле предпринимательское право следует рассматривать в качестве отрасли второго уровня, которая сочетает в себе признаки и методы некоторых базовых отраслей.
Выступая в качестве комплексной отрасли, предпринимательское право призвано регулировать отношения особого рода в области предпринимательской деятельности. Названными отношениями образуется так называемое предметное единство.
Итак, как предпринимательское право можно определить комплексную отрасль, которая сочетает гармонично частноправовые и публичноправовые начала. Комплексная отрасль характеризуется преобладанием разноотраслевых норм, призванных регулировать общественные отношения.
Идея формирования предпринимательского права на стыке частного публичного начал актуальной и плодотворной представляется и сегодня. В то же время, подобного рода идея, по мнению автора, выстраивается на отказе от разделения права на публичное и право, как утверждается иногда сторонниками предпринимательского права. В реальной же жизни между частным и публичным правом отсутствует граница. В этом плане показательным можно назвать высказывание М.М. Агаркова, согласно которому, социальный слой, который основывается лишь на частноправовых началах, к гуманному обществу не приводит; в обоих случаях благие намерения лишь способствуют уничтожению личности. Историческое развитие российского государства лишь подтверждает справедливость данного прогноза, сделанного известным ученым-юристом еще в начале прошлого столетия.[3]1
Те исследования проблем правового регулирования экономических отношений, которые не проводят разграничения между делением права на публичное и частое, с одной стороны, и дуализм частного права с другой, допускают смешение разнопорядковых понятий, каковыми можно назвать предпринимательское право, торговое право и коммерческое право, что выступает в качестве составной части предпринимательского права, той частью, которая призвана регулировать отношения в области обмена товарами.
2 Предмет российского предпринимательского права и его метод
Рассматривать современное предпринимательское право в настоящее время учеными-правоведами принято рассматривать, исходя из трех положений:
- во-первых, в качестве комплексной отрасли права, т.е. совокупности юридических норм, призванные регулировать общественные отношения, которые складываются в области организации, осуществления, а равно государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- во-вторых, в качестве науки или совокупности концепций, теорий, идей, которые изучают правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направлены на улучшение современного законодательства;
- в-третьих, в качестве учебной дисциплины, т.е. совокупности знаний, из которых слагается часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов разного уровня в отрасли юриспруденции.[4]1
Следует отметить, что относительно вопроса о том, выступает ли предпринимательское право Российской Федерации в качестве самостоятельной отрасли права, среди ученых-юристов отсутствует единое мнение.[5]2
По мнению сторонников дуалистической концепции, в числе которых можно отметить Е.А. Суханова и Б.И. Пугинского, предпринимательские отношения подлежат регулированию административным и гражданским правом.
Как считают приверженцы монистической теории, в качестве каковых можно отметить В.К. Мамутова и В.С. Мартемьянова, данная теория исходит из того, что предпринимательское право представляется самостоятельной комплексной отраслью права.
В качестве объекта российского предпринимательского права выступает предпринимательская деятельность.
В качестве предмета регулирования предпринимательского права как отрасли права можно назвать три группы общественных отношений, в частности:
а) предпринимательские отношения, возникающие между субъектами хозяйствования на основании сделок гражданско-правового регулирования, к примеру, в связи с заключением различных договоров;
б) организационно-имущественные правоотношения, создающие условия для осуществления предпринимательской деятельности, например, создание, реорганизация и ликвидация тех или иных предприятий;
в) отношения, которые образуются в ходе государственного регулирования предпринимательской деятельности, к примеру, в процессе государственного контроля, при государственной регистрации хозяйствующих субъектов.[6]1
В теории предпринимательского права под методом его правового регулирования подразумевается совокупность способов и приемов воздействия на отношения, которые составляют предмет предпринимательства.
По мнению автора, понятие правового метода необходимо рассматривать, как в широком, так и узком смыслах. В первом случае речь ведется о методах частного и публичного права, во втором же только об отраслевом методе. С точки зрения разделения права на публичное и частное, можно выделить два метода правового регулирования, а именно:
- метод централизованного или императивного регулирования, который основывается на отношениях субординации между участниками общественных отношений. При помощи данного мнения регулированию подлежат те отношения, в которых, как правило, в качестве приоритетного выступает общественный интерес. В связи с этим централизованные методы принято использовать в отраслях публично-правового характера;
- метод регулирования децентрализованного или дозволительного, наоборот, выстраивается на координации интересов и целей сторон и находит свое применение для регламентации отношений между субъектами гражданского общества, которые, в первую очередь, удовлетворяют свои частные интересы.
Понятие правового метода в так называемом узком или же отраслевом понимании наполняется определенным содержанием, исходя из характера и учета регулируемых отношений. К примеру, в области гражданского права находит применение такой метод правового регулирования, как юридическое равенство, а в отрасли административного права – метод подчинения. Названные методы присутствуют в той или иной интерпретации и в иных отраслях российского права. Так, например, экологическое и земельное право сочетают в себе и метод подчинения, и метод юридического равенства. Подобную картину можно проследить в области действия и предпринимательского права.
По мнению автора, научные исследования категории правового метода следует продолжать в двух направлениях, а именно:
- общетеоретическом;
- отраслевом.
При этом следует отметить, что оба направления между собой имеют достаточно тесную взаимосвязь.
Наверное, следует все таки признать справедливым имеющееся утверждение о том, что и развитие, и совершенствование, как теоретических, так и правовых основ предпринимательского права в области его предмета и метода представляется длительным, однако абсолютно неизбежным процессом. Зачастую даже самые идеальные определения понятий в уже сложившихся отраслях, как публичного, так и частного права могут иметь относительно стабильное существование только лишь определенный промежуток времени, после чего в них вносятся определенные дополнения и изменения.[7]1