ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 175
Скачиваний: 5
Рождаемость
Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства населения. В течение длительного времени, а в России вплоть до середины 1980-х годов, она составляла основной ресурс роста населения. Поэтому анализу рождаемости всегда уделялось особое внимание. Понятие «рождаемость» используют для характеристики процесса рождения детей либо в конкретном поколении, либо в совокупности поколений или населении[2]. Показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей. Об изменении рождаемости часто судят, прежде всего, по динамике абсолютного числа рождений. На этот показатель влияют такие факторы, как численность и половозрастной состав населения, зависящие от событий прошлых лет, поэтому он быть не может корректной мерой рождаемости. Однако он имеет самостоятельное значение, так является одним из главных компонентов изменения численности населения и определения коэффициента естественного прироста населения. На основе абсолютного числа рождений вычисляется общий коэффициент рождаемости как отношение числа рождений к численности населения отнесенный к 1000 человек. Оба эти показателя сильно зависят от структуры населения. Более надежные показатели уровня рождаемости, это:
1. Коэффициент возрастной рождаемости, который исчисляемые для женщин каждого возраста и отражает интенсивность рождений в год;
2. Коэффициент рождаемости в возрастном интервале - это отражающий интенсивность рождаемости не за год, а за рассматриваемый период времени;
3. Кумулятивный коэффициент рождаемости - равен сумме коэффициентов рождаемости в возрастных интервалах;
4. Коэффициенты итоговой или суммарной рождаемости определяется для женщин всех возрастов и должен быть равен сумме коэффициентов возрастной рождаемости. Для обеспечения простого воспроизводства населения коэффициент суммарной рождаемости должен составлять 2,1%.
Все эти показатели могут рассчитываться как для условных, так и для реальных поколений или когорт женщин, при условии, что есть соответствующие статистические ряды. Коэффициент суммарной рождаемости условных поколений является идеальным показателем, когда не происходит сдвигов в «календаре» рождений у реальных поколений, т.е. для стабильного населения с установившимся режимом воспроизводства. Если же такие сдвиги происходят и женщины, в силу различных причин, например, демографической политики, начинают рожать детей в более молодом возрасте, чем их сверстницы, он уже не может служить надежным инструментом анализа изменений ее уровня. В этом случае верное понимание тенденций в рождаемости дает анализ реальных поколений. На основе показателей рождаемости вычисляются показатели нетто и брутто воспроизводства населения, т.е. количественная мера замещения материнского поколения дочерним. В случае нетто коэффициента (т.е. более тонкой оценки), он представляет собой среднее число девочек, рожденных за всю жизнь одной женщиной, дожившей до конца репродуктивного возраста при данных уровнях рождаемости и смертности.
Понятие репродуктивного поведения
Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение». Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения[1]:
1. Многодетное (потребность в 5 и более детях);
2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях);
3. Малодетное (потребность в 1-2 детях).
Существует определенный стереотип мышления, который связывает ориентацию на многодетную семью с экономической и культурной отсталостью, «стихийностью размножения», а малодетную - с «высоким» уровнем культуры и «сознательным ограничением рождаемости». Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей. На репродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономической ситуации. Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая обычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность в детях является результатом усвоения определенной модели репродуктивного поведения и связана с устоявшимися нормами и правилами в обществе. Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Таким образом, потребность в детях - это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей. Несмотря на всю консервативность, репродуктивное поведение также подвержено изменениям. Несколько примеров резко отличного репродуктивного поведения. В Древнем Риме, было узаконено право отцов, распоряжаться жизнью и будущим своих детей. Особенно сильно это было выражено в отношении дочерей. При рождении ребенка он решал сохранить ему жизнь или нет. При этом мальчики обычно оставлялись (по причинам необходимости пополнения рядов римской армии), если, конечно не было врожденных уродств, или ребенок был слишком слабым. В случае девочек, жизнь сохранялась, обычно, лишь старшей (первой) дочери. Ситуация, когда в римской семье было две или более дочерей являлась исключением. Такая практика была абсолютно естественной. Например, Гиппократ, задавал при рождении ребенка следующий вопрос: «На воспитание, каких детей вы согласны». Или другой пример, приводимый как свидетельство «искусства принятия решений»: «Какими качествами должен обладать новорожденный, который достоин, стать взрослым». Только в конце IV века, в связи с распространением христианства (жизнь и душа от бога, распоряжаться ими по своему усмотрению - грех, перед богом все равны - мужчины, женщины, народы .), отцом семейства было утрачено юридическое право, распоряжаться жизнью своих детей. В средние века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число рождений. В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими возможностями достижения благополучия. Многодетность поощрялась социальными и культурными традициями, религиозными нормами. Намеренное предотвращение рождений применялось только при внебрачных связях. Главным способом регулирования рождаемости было половое воздержание, система запретов связанных с постами, религиозными обетами и наказаниями. Широкое распространение получило безбрачие. Переход к индустриальному обществу со 2-ой половины XIX века, привел к изменению в образе жизни семьи. Многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, для удовлетворения психологической потребности в детях родителям было достаточно и небольшого количества детей. В результате произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах. В современном нам постиндустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление несемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует. По статистике среди 5-6% семей, остающимися бездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, а не из-за намеренного решения не иметь детей. Принципиальная «бездетность» в 1960-70-х годах рассматривалась, как форма протеста против норм общества, и тогда это явления получило некоторое распространение, но сегодня оно явно утратило свою популярность. В 1968 г. Тегеранской декларацией ООН было провозглашено, право родителей самим определять необходимое количество детей и интервалы между их рождением. С этого времени во многих странах были сформированы службы планирования семьи, которые зарекомендовали себя как наиболее экономичная структура профилактической медицины. Уже много десятилетий специалисты признают связь между планированием семьи и здоровьем женщин и детей. При этом основным методом регуляции рождаемости в нашей стране является аборт. Показатель числа абортов на 1000 женщин детородного возраста в России один из самых высоких в мире (99,8 %). Аборты являются одной из основных причин женского бесплодия, невынашивания беременности, высоких показателей материнской и младенческой смертности и заболеваемости. Экономический ущерб от абортов и связанной с ним гинекологической заболеваемости составляет около 1,5 млрд. рублей в год. Альтернатива аборту – контрацепция, позволяющая контролировать репродуктивную сферу жизни, определять желаемый размер семьи. Важный аспект демографической проблемы связан с биологическими предпосылками деторождения. В России каждый шестой заключаемый брак бесплодный. Рождение ребенка невозможно или опасно для его здоровья или для жизни и здоровья матери при физиологических недостатках, биологической несовместимости супругов, противопоказания беременности, ряде наследственных заболеваний и предрасположенности к ним.
.3. ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ
Для измерения рождаемости применяется система показателей, позволяющих определить как общий ее уровень и динамику, так и интенсивность, а также ее величину в различных субнаселениях (социально-экономических и демографических группах).
Как известно, в демографии применяются два способа изучения демографических процессов и явлений - метод условного поколения и метод реального поколения. Соответственно показатели рождаемости прежде всего делятся на показатели, относящиеся к периоду времени (обычно году), и показатели, характеризующие определенную когорту, или поколение (если речь идет о когорте по году рождения), или когортныепоказатели. Первые характеризуют рождаемость, наблюдавшуюся в течение определенного периода, вторые - рождаемость, свойственную определенным группам женщин, их репродуктивную историю. Рассмотрение показателей рождаемости мы начнем с показателей, относящихся к периоду времени, характеризующих условное поколение. Они являются более простыми по сравнению с когортными и употребляются чаще. Мы будем их рассматривать в порядке увеличения сложности и объема необходимых для их расчета данных.
Коэффициент (индекс) детности
Однако начнем мы с самой простой и требующей только данных о возрастной структуре населения конвенциональной периодической характеристики рождаемости, каковой является коэффициент (или индекс) детности, т. е. отношение численности детей в возрасте 0-14 лет к численности женщин репродуктивного (15-49 лет) возраста10. Коэффициент детности, будучи структурным коэффициентом нагрузки*, не входит в представленную выше систему показателей рождаемости, однако может использоваться для характеристики последней в тех случаях, когда данные о числе рождений или отсутствуют, или ненадежны. Коэффициент детности рассчитывается по следующей формуле:
где C/WR - коэффициент детности;Сh0-4 - численность детей в возрасте 0-4 года; W15_49 - численность женщин репродуктивного возраста.
Общий коэффициент рождаемости
где В - абсолютное число рождений за год; Р - среднее население; Т- длина периода; CBR - общий коэффициент рождаемости.
Первым, наиболее простым и широко используемым относительным показателем рождаемости является общий (грубый) коэффициент рождаемости. Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год. Это отношение для наглядности умножается на 1000, т. е. общий коэффициент рождаемости измеряется в промилле (%о):
Специальный коэффициент рождаемости
Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается применительно к той части населения, которая <производит> рождения, т. е. по отношению только к численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет или, в некоторых странах, 15-44 года). Специальный коэффициент рождаемости равен отношению общего числа рождений за год к среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста, умноженному на 1000%о:
где GBR - специальный коэффициент рождаемости; В - абсолютное число рождений за год; F15-49- среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста.
Общий и специальный коэффициенты рождаемости связаны между собой следующим соотношением: общий коэффициент равен специальному, умноженному на долю женщин репродуктивного возраста во всем населении:
В табл. 5.2 приведен пример, иллюстрирующий расчет общего и специального коэффициентов рождаемости.
Частные коэффициенты рождаемости
Частные коэффициенты рождаемости рассчитываются для устранения влияния других демографических и недемографических структур. В частности, там, где значительное место среди всех рождений занимают рождения внебрачные*, часто рассчитывают коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости, равные соответственно отношению чисел родившихся в браке и вне брака к среднегодовой численности женщин, состоящих и не состоящих в браке.
Специальный коэффициент брачной рождаемости:
где Bт- число рождений детей в браке; Fт15-49- численность женщин репродуктивного возраста, состоящих в браке. Специальный коэффициент внебрачной рождаемости:
где Вg- число рождений детей вне брака; Fg15__49- численность женщин репродуктивного возраста, не состоящих в браке.