ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 561
Скачиваний: 4
Абишева Ж.А., Асадиллаева А.Т., Нургалиева Б.Р.,
Турдиева Г.Т., Юсупова М.Х.
Этнопсихология
в ранней юности
Алматы 2011
МИНИЧТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени АБАЯ
Абишева Ж.А., Асадиллаева А.Т., Нургалиева Б.Р., Турдиева Г.Т., Юсупова М.Х.
Этнопсихология
в ранней юности
Алматы, 2011
Рекомендовано к изданию Ученым советом психолого-
педагогического факультета Казахского национального
педагогического университета имени Абая
Рецензенты: Сангилбаев О.С. - доктор психологических наук, профессор;
Абишева Ж.А. – кандидат психологических наук, зав.кафедры педагогики и психологии ЖГУ имени И.Жансугурова.
Абишева Ж.А., Асадиллаева А.Т., Нургалиева Б.Р., Турдиева Г.Т., Юсупова М.Х. этнопсихология в ранней юности. Учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей, учащихся колледжей, старшеклассников, учителей, преподавателей, практических психологов, научных исследователей, родителей. Алматы: Издательский центр Казахского Национального педагогического университета имени Абая, 2011.-60 с.
Данное учебное пособие представляет собой результаты выполнения научного проекта на основании положения о конкурсе научно-исследовательских работ среди студентов и магистрантов КазНПУ им.Абая, финансируемых за счет грантов ректора. Содержание учебного пособия формирует у старшеклассников чувства этнической, национальной идентификации, как результата процесса этнической социализации, развития этнических норм, ценностей, культуры и служить неотъемлемыми элементами внутреннего содержания у учеников старшеклассников.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Этнопсихология : пословицы и поговорки……………………….
§1. Психология патриотического воспитания подрастающего поколения………..
§2. Этнопсихология семейного воспитания ……………………………………………….
§3. Народные мудрости в этнопсихологии………………………………………..
§4. Психология личности ……………………………………………………………….
§5. Психология экологического воспитания ………………………………………….
§6. Психологические особенности неблагополучия личности……………………….
Глава 2. Этнопсихологические идеи в учебно-воспитательной работе школы……………
§1. Работа психолога со старшеклассниками
§2. Примерный классный час для старшеклассников
§3. Работа психолога со старшеклассниками
§4. Примерный открытый урок для детей старших классов
§5. Работа психолога с детьми старших классов.
§6.Работа с родителями, детей старших классов.
§7.Примерный открытый урок для детей старших классов
§8. Беседа с детьми в юношеском возрасте
Заключение
Словарь
Введение.
Психология народной мудрости
История развития психологической культуры народов проживающих на территории Казахстана уходит вглубь веков. Несмотря на отсутствие письменности, народ бережно передавали из поколения в поколение устное народное творчество, где каждый народ старательно копит свой жизненный опыт, мудрые советы, ценные наставления, тонкие наблюдения, как за явлениями природы, так и за общественными отношениями людей. Устное народное творчество укрепляло взаимоотношение людей, раскрывало внутреннее и внешнее содержание взаимодействия, обеспечивая друг с другом у субъектов взаимную обусловленность и связь как необходимый процесс в социуме. Благодаря устному народному творчеству выделяется особый компонент – стиль взаимодействия, что указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими в качестве продуктивного и непродуктивных взаимодействий.
Благодаря устному народному творчеству: поговорки, пословицы, сказки, мифы, легенды, предания, былины можно охарактеризовать эмоционально-волевые национально-психологические особенности этносов как части национальной психологии. Изучение этих особенностей раскрывает сферу проявления динамических, изменчивых характеристик каждого народа его эмоциональных и волевых процессов как представителей конкретных этических общностей, например, хорошо известны интравертированность и выдержанность северных жителей Казахстана, и наоборот возбудимость и горячность представителей южного региона. А также сдержанность корейского, китайского народов и горячий темперамент представителей кавказского происхождения. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности народов зависят от специфики их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте, а также динамикой протекания чувств и проявления воли, своеобразием национальной установки на эмоциональную и волевую активность, которое также успешно может формироваться через воздействие устного народного творчества.
Устное народное творчество как основной инструмент этнопсихологии эффективно может воздействовать на психологическое состояние человека, вызывая у него эмпатии так как умение сопереживать важное качество у современного человека. Сегодня важно проявлять не только личностную эмпатию но и развивать механизм социальной эмпатии в различных формах проявления: эмоциональная форма эмпатии, когнитивная форма эмпатии, этническая форма эмпатии. Человек
проживая в социуме вынужден проявлять жалость, печаль, сострадание, радость, удовлетворение, неудовлетворённость. Человеку свойственно проявлять поведенческую, действенную эмпатию, гуманную эмпатию. Эмпатии является социально позитивным качеством, носит индивидуальный, общественный характер проявления. Этническая эмпатия это собственность человека проникать с помощью чувств, переживаний в мир людей различных этносов с однотипной психикой, национальными чертами характера, уметь сопереживать и сочувствовать представителю другой этнической культуры, разделять с ними совместные радости, достижения, неудачи и печали.
Этнопсихология позволяет обеспечить успешную адаптацию в процессе социализации личности как наиболее сложные, но вместе с тем самые важные периоды ее развития: соблюдение нормы, правила, ценность, отношения социальной среды; соблюдение обычаев, традиций, культуры своего народа и изучение культуры других народов, умение впитывать наиболее полезные для себя и проявление толерантности к культуре других народов.
Основными критериями социализированности личности является: содержание общечеловеческих ценностей, морально-нравственных установок, стереотипов, общечеловеческих ценностей, картин мира человека; адаптированность личности к социуму, нормативно-базовые предпочтения, типичное поведение в обществе образ жизни; проявление социальной идентичности как групповой, так и общечеловеческой.
Самым главным критерием социализации личности выступает не степень приспособленчества личности к обществу, не уровень конформизма, а важным, ведущим критерием является уровень независимости личности, овладение основными личностными качествами; уверенность, самостоятельность, раскрепощенность, инициативность, незакомплексованность, умение самореализоваться, развитие способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм с позитивными намерениями. Успешную социализацию личности обеспечивает
этнопсихологическая наука с помощью разнообразных средств как пословицы, поговорки, сказки.
Основные этнопсихологические направления в устном - народном творчестве
Схема №1
№ |
Направления |
Характеристика психологических процессов |
1. |
Психология патриотического воспитания подрастающего поколения |
Эмоционально-волевые особенности, установки и уровни психического развития личности |
2. |
Этнопсихология семейного воспитания |
Национально-психологические свойства, этническая установка, организация элементов поведения, предрасположенность к конкретной форме реагирования, внутренне мотивированная константная особенность активности личности в юношеском возрасте |
3. |
Народные мудрости в этнопсихологии |
Эмпатии: социальные, этнические, эмоциональные, когнитивные |
4. |
Психология личности |
Процесс приобретения индивидом социального опыта и регулярное его наращивание, оперативное регулирование, становление, развитие личности, способы воздействия на психику, поведение, деятельность, ясность и четкость целей формирования в конкретных условиях |
5. |
Психология экологического воспитания |
Общая социализация личности в окружающей среде. Развивает компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Выполняет функции: защитные, оценочные, познания, инструментальные. |
6. |
Психологические особенности неблагополучия личности |
Неблагоприятные условия социализации личности, слабая ориентация личности на тот или другой социальный объект, субъект; не достаточно сформированы способы воздействия, взаимодействия, отсутствует умение прогнозировать поведение в конкретных ситуациях. |
Этнопсихология как новая отрасль психологических наук сегодня востребована в нашем обществе. Этнопсихология с учетом специфики нашего полинационального государства может иметь существенное значение в подготовки будущих психологов, в деятельности практических психологов. Актуальность этнического возрождения в современном обществе, возрастающую роль духовной и материальной культуры подчеркивают известные психологи-исследователи.
Цель схемы №1 показать как этнопсихология может вступать в различных ракурсах в практической психологии. Насколько важно вооружить будущих специалистов основами этнопсихологии, чтобы обогатить содержание их работы в качестве психолога оказывающего воздействие, взаимодействие со школьниками. Этнопсихологию можно сравнить с драгоценным анализом, отсвечивающим своими различными гранями: пословицы, поговорки, сказки, мифы, легенды, обряды, обычаи, традиции и т.д. Этнопсихология сегодня засверкала необычно и ярко, так имеет нескончаемые ресурсы, которые могут содержательно, благоприятно, альтруистический, влиять на успешное развитие подрастающего поколения, урегулировать межэтническое реконструированное взаимодействие, взаимопонимание жизненного мира на земле.
Глава 1. Этнопсихология: пословицы и поговорки
§1.Психология патриотического воспитания подрастающего поколения
Этнопсихология – важнейший инструментарий а процессе патриотического, гражданского воспитания школьников. Этнопсихология может служить как бы в качестве действующего агента между прошлым, настоящим и будущим этнической общности, поскольку пронизывает все виды социальной структуры: экономическую, производственную, политическую, моральную, нравственную, идеологическую, религиозную, семейную, социальную, управленческую и т.п.
Психологические особенности патриотического воспитания
Схема №2
Характеристика |
Ценность |
Содержание |
Сложное явление общественного сознания с проявлением любви к Родине, родному краю, Отечеству, своему народу. Проявление социальных чувств, нравственных, политических принципов жизни и деятельности людей. В условиях формирования нации, образования национальных независимых, суверенных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания всего народа. Чувство привязанности к Родине, которое возникает свободно, внутренне и обязывает служить человечеству. |
Привязанность к родной земле, уважение языка, соблюдение традиции и обычаев своего народа. Выражение и проявление специфических отношений и интересов в условиях формирования национального сознания. Путь возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним, до любви к любому человеку как таковому и тем самым – к человеку в целом. |
Любовь к дому Уважение семьи Любовь к родной земле Отечеству Преданность Гордость за Родину Готовность служить и защищать интересы Родины. |
Этнопсихология, а конкретно народные пословицы, поговорки вступают как самостоятельный вид адаптации различных этнокультур: психологическое и социальной привыкание, приспособление к своей, к новой и «чужой» культурам (национальным ценностям, устному народному творчеству, образу жизни, действиям, поведению), т.е. тогда когда этносы выступают в межэтническое взаимодействие, трансформируют самые полезные, ценные для жизни содержания.
Патриотизм к Родине
Родина – мать народу, народ – мать джигиту.
Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.
Родины тепло – нет огня жарче.
Родная земля – золотая колыбель.
На родной стороне и дни жаркие и ночи теплые.
Где-то, говорят, золота навалом, но Родина лучше и без золота даром.
Где-то, может, и хорошо, а на Родине лучше.
Все земли хороши, а своя – всех лучше.
И лук на Родине сладок.
Каждому родная земля – рай.
Джигита доля – за Родину стоять.
Если серп острый, без хлеба не будешь; если Родина сильна, с врагом на «ты» будешь.
Человек без Родины, что соловей без леса.
На чужбину попав, поймешь, как дорога Родина.
Не видать добра гусю, покинувшему озеро родное; не видать счастье джигиту, оставившему край родной.
Гусь тоскует по озеру родному, человек – по Родине.
Человек в здравом уме Родину не покинет.
Пока в груди бьется жизнь, Родину отыщи.
Сколько б коня не кружил, к коновязи своей вернется; сколько б джигит не бродил, на Родину вернется.
Лучше быть на Родине подметкой, чем на чужбине султаном.
На Родине и воздух – лекарство.
Лягушка – на болоте царь, рыба – в воде, джигит – на Родине.
Собаке хорошо, где сытно, а джигиту – на Родине.
Гуманизм
В бою железо дороже золота.
В возвращении на родину нет стыда.
Герой рождается в битве.
Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи.
Изучение и анализ выше указанных пословиц и поговорок формирует патриотическое воспитание школьников. Способствуют успешному развитию следующих личностных качеств: любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к своему народу. Пословицы, поговорки способствуют развитию основных элементов патриотизма в виде привязанности к родному краю, языку, традициям, обычаям своего народа, любовь к семье, формирования самоуважения.
§2. Этнопсихология семейного воспитания
Проявление любви к своей семьи, выражения чувства привязанности к ней, формирования в семье чувства личного самоуважения и достоинства важный показатель, который можно достичь с учетом народной мудрости и опыта. Психология семьи ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между члена начальной ячейки человеческого общества через средства этнопсихологии.
Советы для отца
Воспитай старшего, а младший сам научится.
Добрая слава отца сорок лет служит непутевому сыну.
Десять детей для одного отца – легкая ноша, один отец для десяти детей – тяжелая ноша.