Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1.Понятие и факторы внешней среды организации
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
2.1. Краткая характеристика организации
2.3. Анализ внутренней среды (сила и слабость)
Глава 3. Выявление путей развития ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
3.1. Характеристикa стратегических зон хозяйствования
Введение
Актуальность. Главной чертой современного российского бизнеса является его динамичность. Это связано, прежде всего, с нестабильной экономической и политической ситуацией в стране и мире, а также с многочисленными открытиями и новыми результатами научно-практических исследований. Любое предприятие, так или иначе, вовлечено в глобальный рынок. Особенность большинства предприятий заключается в том, что на рынке они только испытывают влияние других субъектов, не имея реальной возможности оказать воздействие на рынок. Эта закономерность распространяется и на действующие, и особенно на вновь создающиеся предприятия. В условиях постоянно меняющейся, динамичной внешней среды предприятие должно иметь возможность своевременно и адекватно реагировать на изменившуюся конъюнктуру. Для снижения негативного влияния внешней среды необходимо проводить периодический анализ наиболее важных ее факторов.
Не менее значимой для нормального функционирования организации является и грамотно сформированная внутренняя среда, поскольку предприятиям
зачастую необходимы ресурсы всех видов. Таким образом, для полноценной реализации своего потенциала предприятия нуждаются и в постоянном мониторинге факторов внутренней среды.
Существует большое количество инструментов стратегического менеджмента, используемых для проведения анализа внутренней и внешней среды
организации. Однако не все инструменты являются, во-первых, доступными для создающихся, а иногда и для уже действующих предприятий, во-вторых, адаптированными под российские реалии.
Цель работы – провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «Корпорация ВСМПO-AВИСМA» и определить пути ее развития.
Задачи работы:
1) исследовать понятие и факторы внешней среды организации;
2) рассмотреть понятие и составляющие внутренней среды;
3) дать краткую характеристику ОАО «Корпорация ВСМПO-AВИСМA»;
4) проанализировать внешнюю и внутреннюю среду ОАО «Корпорация ВСМПO-AВИСМA»;
5) дать характеристику стратегических зон хозяйствования; провести отбор СЗХ и определить альтернативы развития.
Объектом исследования является ОАО «Корпорация ВСМПO-AВИСМA».
Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда предприятия.
Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента, маркетинга, стратегического анализа. Источниками информации явились данные по ОАО «Корпорация ВСМПO-AВИСМA», публикации в сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1.Понятие и факторы внешней среды организации
Любая организация находится и действует в среде. Рыночная среда – это сложившаяся экономическая, политическая, социальная и организационно-правовая среда обеспечивающая развитие деятельность.
Рыночная среда делится на две составляющие: внешнюю среду и внутреннюю среду[1].
Факторы внешней среды можно объединить в две группы:
1. Косвенно влияющие на работу предприятия, к ним относятся состояние экономики, политические, демографические, природные и другие факторы, которые не могут непосредственно контролироваться предприятием[2].
Политическая и экономическая ситуация в стране оказывает большое влияние на рыночную ситуацию. В зависимости от приоритетов в политике и экономике государство осуществляет финансирование проектов, оказывает содействие стратегически интересным направлениям инновационных разработок[3]. Государственная политика рассматривается как результат деятельности законодательных и исполнительных органов власти, так как зачастую без поддержки государства деятельности трудно создать эффективно работающую экономику. Такая поддержка может быть в виде налоговых льгот, выдачи кредитов, поощрение малого предпринимательства,стабильность действующих законов[4].
2. Прямо влияющие на работу предприятия.
Конкуренты рассматриваются как фактор стимулирующий поиск новых товаров, услуг, а так же внедрение новых технологий снижающих затраты на производство. Конкурентов можно разделить на две группы: российские производители и зарубежные производители[5]. Отрицательным влиянием конкурентов является низкая цена на производимую ими продукцию, услуги. Таким образом, фактор конкуренты оказывает влияние на:
– необходимость улучшения качества продукции предприятия;
– объем спроса на продукцию;
– цену продукции;
– финансовое состояние предприятия[6].
Покупатели определяют динамику деятельности. На рынке может существовать дефицит определенного товара. Однако существует риск отказа от заказов, что может привести к банкротству. На ряд продукции спрос подвержен сезонным колебаниям, поэтому предприятия стремятся к новым разработкам, однако многие из них требуют значительных долгосрочных вложений. У предприятия нет достаточных средств для финансирования, а привлечение банковских кредитов считаются нецелесообразными по причине высоких процентов. Предприятия не могут спрогнозировать, какой будет спрос на продукт в момент выхода на рынок, поэтому предприятия вкладывают деньги поэтапно и в краткосрочные проекты[7]. Таким образом, фактор покупатели оказывает влияние на функционирование предприятия следующим образом:
– объем спроса на продукт влияет на масштаб бизнеса;
– объем заказов влияет на степень зависимости малого предприятия от покупателя;
– зависимость спроса от сезона, в результате этого сезонность стимулирует предприятие к новым разработкам и расширению ассортимента[8].
Поставщики влияют на деятельность предприятия в результате приобретения новых материалов, сырья, оборудования позволяющих усовершенствовать существующие продукты[9]. Поставка сырья и материалов низкого качества, не соответствующего ГОСТУ (ТУ) – довольно распространенное явление на рынке, поэтому перед выходом нового продукта в серийное производство обязательно осуществляется проверка качества сырья. Резкое колебание цен на сырье может привести к снижению доходности. Как правило, для удержания рынка производители не увеличивают цены на конечный продукт, в результате у предприятия остается все меньше средств, для проведения новых исследований. Таким образом, фактор поставщики оказывает влияние на:
– возможность усовершенствования продукции;
– расширения ассортимента продукции путем появления новых поставщиков;
– цену продукции при поставке;
– качество продукции при поставке сырья и материалов низкого качества;
– задержки в выпуске продукции при срывах поставок;
– себестоимость продукции при колебании цен на сырье, материалы, оборудование[10].
Научно-технический прогресс – важный фактор, для достижения неотъемлемой части производственной деятельности предприятия к ним относятся новые технологии, которые могут изменить мнение о традиционных товарах.
Имидж или репутация в сильной степени влияют на положение предприятия на рынке. Основными факторами, оказывающими, влияние на имидж являются: объем спроса на продукцию; количество клиентов; возможность выхода на рынок с новым продуктом[11].
Анализ внешней среды считается исходным процессом управления, так как обеспечивает базу для определения целей предприятия, а так же для выработки стратегий поведения, позволяющих предприятию выполнить свою миссию и достичь определенных целей[12].
Анализ внешней среды - это процесс, с помощью которого разработчики стратегии отслеживают внешние по отношению к организации факторы, чтобы
определить возможности и угрозы дли организации. Он дает предприятию время для рассмотрении возможностей, планирования мероприятий на случай
непредвиденных обстоятельств, разработки системы реагировании на возможные угрозы и на формирование стратегий, которые могут превратить прежние
угрозы в выгодные возможности[13].
Среди инструментов стратегического менеджмента, используемых для оценки влияния факторов внешней среды, широкое распространение получил
STEP-анализ (PEST-анализ). Данная техника часто используется для анализа макросреды. В зависимости от приоритета за исключением некоторых групп факторов различают следующие варианты этой техники:
1 STEP-анализ приоритет отдается социальным и технологическим факторам. Подходит для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой[14].
2 PEST-анализ приоритет экономических и политических факторов. Подходит для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой[15].
При проведении анализа должны быть конкретизированы все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на рынок и на развитие компании в нем.
STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным аспектам, обычно
тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы. В научной и практической литературе описываются два метода проведения STEP-анализа использование четырехпольной матрицы и табличного формата. Второй метод является более удобным, так как существует возможность дать количественную оценку влияния факторов и их числовой рейтинг. STEP-анализ позволяет выявить направления изменения факторов макросреды и определить уровень возможных изменений, а также динамику их влияния на предприятие. В результате получается модель реакции конкретного предприятия на набор факторов макросреды, которая в конечном итоге улучшает качество принятия решений предприятием[16].
Микросреда (рыночная среда) - область прямого влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. Анализ рыночных сил, которые могут
повлиять как положительно, так и отрицательно на компанию, может быть осуществлен с использованием методики «Пять сил» М. Портера. Анализ микросреды на основе методики «Пять сил» М. Портера позволяет определить возможные пути развития сил рыночной среды и на основе данных построить коммуникационную стратегию взаимодействия с этой средой, основанную на максимальном извлечении прибыли из этих изменений[17].
В процессе анализа рыночной среды целесообразно использовать комплексный SWOT-анализ, так как именно его характеристики позволяют применить его на любом этапе деятельности предприятии[18].
В современных публикациях встречаются множество критических мнений о SWOT-анализе. Несмотря на то, что данному анализу уже более сорока лет, его применение и использование результатов вызывают неоднозначные оценки. Критики считают, что полученные результаты, особенно в случае использовании множества факторов внешней и внутренней среды, не являются однозначными. Это создает конфликт с современным представлением о стратегическом менеджменте как о науке, которая позволяет разработать уникальную стратегию и следовать ей всей организацией[19].
1.2. Характеристика внутренней среды организации
Внутренняя среда предприятия является источником жизненной силы. Она включает в себя потенциал, который дает возможность предприятию существовать и выживать в определенном промежутке времени. К внутренним факторам, влияющим на деятельность предприятия можно отнести:
– наукоемкость производства и наличие экспериментальных производств;
– наличие непрерывных производств;
– тип производства в отдельной отрасли;
– влияние факторов сезонности;
– энергоемкость производства;
– уровень качества продукции;
– наличие вредных производств;
– уровень квалификации работников;
– износ оборудования;
– приближенность к потребительскому рынку[20].
Основу современного анализа внутренних переменных и окружающей среды организации составляет представление об организации как об открытой системе. Исходя из этой позиции, можно говорить о том, что между внутренней и внешней средой имеется множество связей, а также и внутренняя, и внешняя
среда состоят из множества элементов[21].