Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 2496
Скачиваний: 12
11
3
Требования в части использования текстового процессора
3.1
Основные настройки страницы
Для текста работ рекомендуется обычный шрифт “Times New Roman” (или
“Arial Cyr”), размер - не более 14. За исключением оговоренных ниже случаев
русские и греческие буквы, цифры и математические символы в тексте и формулах
выполняются прямым шрифтом, латинские и английские буквы – курсивом.
В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 [6] страницы текста пояснительной записки,
включенные в работу иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ должны
соответствовать формату А4 (210
297 мм) с соблюдением следующих размеров
полей: правое - 10 мм, верхнее, левое и нижнее - по 20 мм при заполнении
страницы по всей ширине.
3.2
Правила оформления текста
Пояснительная записка рассматривается как текстовый документ в его
электронной форме и удовлетворяющий требованиям действующих стандартов [5,
6]
, который, при необходимости, может быть непосредственно распечатан
стандартными средствами. Документ должен быть разбит на разделы и
подразделы, пункты и, возможно, подпункты. Все разделы пояснительной записки
должны начинаться с новой страницы.
Представленная к защите пояснительная записка должна использовать
средства форматирования Word
1
,
позволяющие единообразно изменять
оформление своих составляющих. Файл пояснительной записки должен быть
сохранен и представлен в форматах *.doc (формат Microsoft Word 2003 и ниже, т.н.
"закрытый" формат) или *.docx (формат Microsoft Word 2007/2010, т.н. "открытый"
формат) независимо от типа программного средства, которое использовалось при
его подготовке.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты обязательно должны иметь
заголовки, четко и кратко отражающие их содержание, и собственно текст.
Заголовки оформляются как самостоятельный абзац, располагаются на отдельной
строке, используют тот же шрифт, что и текст записки, начинаются с прописной
буквы и с абзацного отступа. Заголовки должны иметь автоматическую
многоуровневую нумерацию. Кроме этого, заголовки должны выделяться
межстрочным интервальным отступом. Для оформления заголовков разделов,
подразделов, пунктов и подпунктов документа рекомендуется использовать
стандартные стили форматирования абзаца Заголовок1, Заголовок2, Заголовок3,
Заголовок4 и т.п.) с необходимой настройкой.
В состав документа включаются разделы «Введение» и «Заключение».
Заголовки этих разделов должны оформляться стилем, используемым для
заголовков разделов, но без нумерации.
Наименования структурных элементов работы «Содержание», «Список
использованных источников», «Предметный указатель
2
», «Список таблиц
3
»,
«Список рисунков
4
» и т.п. являются их заголовками. Их рекомендуется располагать
в середине строки и оформлять строчными буквами выбранным для всей
1
Допускается использование другого текстового процессора с аналогичными
характеристиками
2
Не является обязательным
3
Не является обязательным
4
Не является обязательным
12
пояснительной записки шрифтом не подчеркивая. Если заголовок включает
несколько предложений, их разделяют точками; переносы слов в заголовках не
допускаются. Точка в конце заголовка не ставится.
Документ должен содержать приложения, в которые рекомендуется включать
материалы, связанные тематикой курсовой работы, которые по каким-либо
причинам не могут быть включены в основную часть (расчеты в Excel, приглашения
на защиту, текст и презентацию доклада). В тексте документа на все приложения
должны быть сделаны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в
тексте документа. Приложения обозначают заглавными буквами русского
алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова
«Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Содержание включает введение, заголовки всех разделов, подразделов,
пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных
источников, другие структурные документы (если они есть) и наименование
приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.
Содержание документа должно быть составлено автоматически, а указанные в нем
номера страниц должны соответствовать документу.
Основной текст документа состоит из последовательности абзацев и должен
быть оформлен стилем Основной текст. В состав основного текста могут быть
включены рисунки, таблицы, формулы. При необходимости допускается
использование других, в том числе и созданных автором работы, стилей
оформления, например, Маркированный список, Нумерованный список и т.п.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания.
Например, для заголовков можно использовать полужирный шрифт, а для
выделения в тексте абзаца курсив
На все имеющиеся в тексте документа рисунки и таблицы обязательно
должны быть ссылки по тесту документа.
В состав документа в обязательном порядке должна быть включена по
крайней мере одна формула. В тексте документа должна находиться ссылка на эту
формулу.
Документ должен содержать Список использованных источников. На все
позиции списка должны быть сделаны ссылки в тексте документа. Список
использованных источников должен быть оформлен либо по алфавиту, либо в
порядке цитирования. Использовать сноски для указания ссылок на литературу
запрещается. Для пояснений в тексте документа можно использовать обычные
сноски.
Оформление документа должно содержать колонтитулы, содержащие
нумерацию страниц, дату создания документа, фамилию и номер группы автора.
Текст в абзацах основного текста выравнивается по ширине страницы и
имеет полуторный межстрочный интервал.
Кроме этого, отдельно в виде файла, который должен быть подготовлен
текстовый документ, содержащий приглашения на защиту курсовой работы. Для
его создания необходимо использовать режим Слияние (Рассылки). Текст готовых
приглашений должен быть включен в пояснительную записку в качестве
приложения и на него (приложение) должна быть сделана ссылка из текста
документа.
Пояснительная записка должна представляться на проверку и защиту в
электронном виде.
В состав пояснительной записки входят:
титульный лист;
заполненное студентом задание на выполнение курсовой работы;
13
содержание;
текст, оформленный в соответствии с требованиями в части текстового
процессора;
список использованных источников;
предметный указатель;
приложения.
Пояснительная записка должна быть представлена преподавателю в сроки,
указанные в календарном плане проведения работы.
3.3
Правила оформления рисунков
Рисунки (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы,
фотоснимки) следует располагать после абзаца текста, в котором имеется первая
ссылка на рисунок. Допускается размещение рисунка на следующей странице.
Рисунки могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Рисунки должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах
всего документа или в пределах одного раздела документа. В последнем случае
используется двойная нумерация, где первая цифра означает номер раздела, а
через точку указывается номер рисунка в разделе.
Рисунок должен сопровождаться размещенной ниже него подрисуночной
подписью. В ее состав входят собственно слово Рисунок, его номер и через дефис
наименование рисунка. Например: Рисунок 2 – Структура предприятия.
Подрисуночную подпись располагают посередине строки. Точка после номера
рисунка и его наименования не ставится.
Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими
цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например,
Рисунок А.3 –Прибыль предприятия в текущем году
На все рисунки должны быть сделаны ссылки в документе. Допускается
использование нескольких ссылок на один и тот же рисунок, однако первая ссылка
на него должна находиться до первого появления рисунка в тексте. Пример
оформления ссылки на рисунок из текста документа: «…рассматриваемое
предприятие имеет иерархическую структуру, показанную на рисунке 2. …».
3.4
Правила оформления таблиц
Таблицы следует располагать после абзаца текста, в котором имеется
первая ссылка на нее. Допускается размещение таблицы на следующей странице.
На все таблицы должны быть сделаны ссылки в документе. Допускается
использование нескольких ссылок на одну и ту же таблицу, однако первая ссылка
на нее должна находиться до первого появления таблицы в тексте.
Таблицы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в
пределах всего документа или в пределах одного раздела документа. В последнем
случае используется двойная нумерация, где первая цифра означает номер
раздела, а через точку указывается номер таблицы в разделе.
Таблица должна предваряться размещенным выше ее названием. В его
состав входят собственно слово Таблица, ее номер и через дефис наименование
таблицы. Например: Таблица 4 – Основные фонды. Название располагают
над
таблицей слева, без абзацного отступа. Точка после номера таблицы и ее
наименования не ставится.
Пример оформления ссылки на таблицу из текста документа: «В таблице 4
приведен перечень оборудования …».
14
3.5
Правила оформления формул
Формулы следует выделять в отдельную строку. Выше и ниже каждой
формулы должны быть интервальные отступы. Если формула не умещается в одну
строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после других
математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.
Формулы в документе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах
всего документа арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом
положении на строке. Пример записи формулы:
2
mc
E
(7)
Нумерация формулы используется только в тех случаях, когда на формулу
делается ссылка из текста документа.
Пример оформления ссылки на формулу из текста документа: «… таким
образом, как следует из (7), энергия тела пропорциональна его массе. …».
Если ввиду специфики предметной темы диплома вам не удается придумать
математическую формулу, вы можете вставить в работу фразу примерно такого
вида: «Хотя формула Ньютона и не имеет непосредственного отношения к теме
курсовой работы, мы приведем ее в тексте, сделаем необходимое обозначение и
ссылку на нее из текста (1)».
ma
F
(1)
3.6
Правила оформления ссылок на литературу
При выполнении ссылки на литературный источник используется пара
квадратных скобок, внутри которых имеется записанное арабскими цифрами число,
соответствующее номеру литературного источника в Списке использованных
источников. Список использованных источников должен быть оформлен либо по
алфавиту, либо в порядке цитирования. Использовать сноски для указания ссылок
на литературу запрещается. Допускается использование нескольких ссылок на
одну и ту же позицию Списка. Пример выполнения ссылки: «..результаты,
приведенные в [14], позволяют утверждать, что …».
15
4
Требования в части использования табличного процессора
В процессе курсового проектирования студент должен продемонстрировать
умения программирования средствами табличного процессора Excel
5
. В рамках
рассматриваемой предметной темы студентом должна быть подготовлена одна
или несколько таблиц, содержащих текстовые и цифровые данные, а также
вычисления. Если исходно такая таблица уже была подготовлена средствами
текстового процессора, то она должна быть импортирована в табличный
процессор. Эта таблица в обязательном порядке должна содержать
программирование формул, в том числе и с использованием встроенных функций.
Если в тексте документа такая таблица отсутствует, то студент должен собрать
дополнительный материал по теме работы и создать новую таблицу средствами
табличного процессора.
Разрабатываемая в рамках курсовой работы таблица должна быть
выполнена в соответствии с требованиями по оформлению текстовых документов.
Таблицу должен предварять заголовок, раскрывающий ее назначение. Перед
заголовком (в его тексте) или выше заголовка должно быть указано слово
«Таблица» и ее номер, используемый при ссылках на таблицу в тексте документа.
В ячейках таблицы табличного процессора должны быть явно заданы типы
данных. Использование типа данных (формата) Общий не допускается.
Таблица
должна содержать вычисления. Необходимо продемонстрировать умение
программирования формул, а также желательно использование встроенных
функций табличного процессора.
Таблица должна быть аккуратно и красиво оформлена. Клетки таблицы
должны быть обрамлены разделительными линиями. Края и заголовки таблицы
должны быть выделены линиями другого вида. Информация в ячейках таблицы
должен быть единообразно позиционирована. Так, например, текст может быть
размещен по центру, а числовые данные смещены к правому краю ячейки.
На основании данных таблицы должны быть построены диаграммы, графики,
гистограммы и т.п. При этом должен быть предусмотрен как черно-белый (для
печати), так и цветной вариант изображений.
Как исключение, допускается выполнение таблицы, непосредственно не
связанной с предметной темой курсовой работы.
Если слияние приглашений на защиту осуществляется на основе таблицы
табличного процессора, то в том же файле на отдельной странице должна быть
представлена таблица (источник данных), содержащая информацию о
приглашенных на презентацию. Первая строка этой таблицы должна содержать
заголовки столбцов (полей). В таблицу должна быть занесена информация о
приглашенных (фамилии, адреса и т.д.).
Разработанная таблица должна быть сохранена отдельно в виде
самостоятельного файла формата Excel (*.xls или *.xlsx). Таблица может быть
дополнительно включена в пояснительную записку в текстовом виде в качестве
приложения, однако в этом случае на него должна быть сделана соответствующая
ссылка из текста документа.
5
Допускается использование другого табличного процессора с аналогичными
характеристиками