Файл: Принципы оперативно-розыскной деятельности (Принципы, указанные в ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как и во всех других сферах юридической деятельности, принцип законности является основополагающим для всех организаций, как государственных, так и общественных.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ и взаимосвязан с принципом законности и приоритетен по отношению к другим социальным ценностям.

Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, установлена четкая законодательная процедура. В законе подробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и основания и порядок судебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон допускает распространение оперативно-розыскных мероприятий на граждан (также из числа родственников, близких и знакомых), вступающих в контакты с лицом, в отношении которого они осуществляются. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод на них распространяется в первую очередь. В ст. 5 закона предусмотрены меры по восстановления нарушенных прав. Отдельные физические и юридические лица в соответствии с этим принципом имеют право получать от органов осуществляющих ОРД письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд. Вместе с тем, оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства.

Органам (должностным лицам) осуществляющим ОРД, запрещается:

- проводить ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, принимать участие в их работе, работе органов власти, органов местного самоуправления в целях оказания влияния на характер их деятельности;


- разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гражданина, ставшие известными в процессе проведения ОРМ;

- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

- фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности;

Соблюдение прав и свобод имеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД. Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами ОРД, также распространяется принцип уважения и соблюдения прав и свобод. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон определяет границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения при соблюдении определенных условий закон допускает возможность ограничения у таких лиц права, например на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закреплена норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, а так же возмещение вреда, причиненного незаконными действиями этих лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРД путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.


Таким образом, принцип законности заключается прежде всего в том, что все участники ОРД обязаны безусловно и точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом. Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД, ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временный характер.

2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отраслях права и отличают оперативно-розыскную деятельность от других правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их относят к отраслевым (специальным) принципам.

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер данной деятельности.

Конспирация – непременное условие деятельности любой спецслужбы, стремящейся сохранить втайне от противоборствующей стороны свои действия в целях нанесения ей наибольшего урона.

По собственному значению принцип конспирации является основополагаю-щим и системообразующим в практике ОРД. Он взаимосвязан с принци-пами законности, сочетания гласных и негласных способов и средств и гарантируетреализацию конституционного принципа почтения и соблю-дении прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение конспирации дозволяет избежать бездоказательной и досрочной компрометации лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации
Конспирация( незаметность, маскировка) - один из причин ОРД, поз-воляющих достигнуть успеха. Она дозволяет сберечь силы, средства и ме-тоды, организационные и тактические нюансы воплощения ОРМ по разоблачению преступников втайне от них и окружающих. Тайным спосо-бам совершения правонарушений правительство противопоставляет секретные спо-собы их раскрытия. Это может достигаться методом внедрения камуфли-рующих средств( предметов одежды, транспортных средств и др.), неко-торых приемов поведения( новости себя соответственно обстановке, не привлекая интересаокружающих, быть " как все "), внедрением особых помещений, легендированных компаний, документов прикрытия, укры-тий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.
В ходе ОРД закон дозволяет в случае необходимости уполномочен-ным органам, исполняющим ОРД, преимущество применять бумаги, за-шифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлеж-ность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов исполняющих ОРД, а втомжедухе личность людей, оказывающих им помощь на конфиденциальной базе( ст. 15 ФЗ).
Порядок и критерии конспирации зафиксированы в ряде статей закона. Так, кпримеру, ст. 5 ограничивает предоставление сведений о лице, яв-лявшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями кон-спирации.
На управляющих органов, исполняющих оперативно-розыскную активность, возложена обязательство давать уполномоченным прокурорам по их требованию истинные оперативно-служебные доку-менты, послужившие базойдля заведения дел оперативного учета, а втомжедухе проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета. Также нужно учесть, что сведения об организации, о стратегииспособах и средствах воплощения оперативно-розыскной деятельности в объект прокурорского наблюдения не вступают, а данные о внедренных в организован-ные беззаконные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а втомжедухе о тех, кто оказывает или оказывал помощь на конфиденциальной осно-ве, даются лишь с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения данных лиц к уголовной ответственности.
Даже введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих помощь правоохранительным органам на конфи-денциальной базе, а втомжедухе требование по творению критерий по охране сведений, содержащихся в воображаемых судье оперативно-служебных документах.
Законодатель ложит на уполномоченные органы обязательство со-блюдать конспирацию при проведении ОРМ( ст. 14) и определил список сведений об оперативно-служебной деятельности, элементов государ-ственную тайну. Сведения, отнесенные к гос тайне, по ступени секретности разделяются на сведения особенной значимостисовсем скрытые и скрытые. К сведениям особенной значимости следует определять сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распределениекоторых может нанести вред интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечислен-ных областей.
К совсем скрытым сведениям следует определять сведения в обла-сти военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея-тельности, распределение которых может нанести вред интересам ми-нистерства( ведомства) или ветви экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К скрытым сведениям следует определять все другие сведения из числа сведений, элементов муниципальную тайну. Ущербом сохранности Российской Федерации в этом случае считается вред, нанесенный интере-сам компании, учреждения или организации в военной, внешнеполити-ческой, экономической, научно-технической, разведывательной, контрраз-ведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Принцип конспирации значит 


введение

 особенного распорядка полу-чения, дизайнасохранения и применения оперативно-розыскной ин-формации, а втомжедухе обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами. В процессе воплощения ОРД конспирация может оснащатьсянормативным регулированием её правил, закрыты-ми ведомственными указамии инструкциями, отлаженной системой ин-формационного взаимодействия межоперативными подразделениями, научно-методическим и материально-техническим снабжением оператив-ных служб, обучением сотрудниковоперативного состава правилам и тактиче-ским приемам конспирации и др.
Организация и стратегия ОРД, методы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах, с ко-торыми имеют все шансы представляться только должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим муниципальную тайну. Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой - уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности.

Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировке анализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.

Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, служебно-розыскные собаки и т.д.


Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

Негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности. Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формы документов, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Таким образом, принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона, как нормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

- оперативный розыскной принцип конспирация

- принцип наступательности (оперативности)