Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов..pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
2.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
2.2 Оказание квалифицированной юридической помощи, как основная функция нотариата
2.3 Роль нотариата в предупреждении и разрешении правовых конфликтов
Введение
После принятия в 1993 году Основ законодательства РФ о нотариате, гражданского, семейного, земельного, жилищного кодексов РФ, а также других нормативных правовых актов значительно возросла роль нотариата в гражданско–правовых отношениях.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993г., регламентирующие организацию нотариата, правила и порядок совершения нотариальных де6йствий и которые в значительной мере не соответствуют изменениям в экономической, политической, правовой, социальной жизни страны.
В РФ как правовом государстве права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Неотъемлемой чертой института прав и свобод человека и гражданина является возможность их реализации на практике.
Отношения собственности - наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов и организаций, удостоверяющих и подтверждающих имущественные и иные права.
Целью данной курсовой работы является изучение такого института как нотариат и его роли в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Основная часть
Глава 1. Понятие нотариата
Нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов общества и государства.
Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридической действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями[1]; как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий[2], т.е. как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере[3].
Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
''Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ'' – гласит ст. 1 Основ Законодательства РФ о нотариате[4]. Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти РФ, а на территории других государств – консулами от имени РФ.
Другие ученые определяют нотариат как систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия.
Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую природу нотариата. Прежде всего, характеризуя современный российский нотариат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государства, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон[5].
Принцип публичности нотариальной деятельности является основополагающим при характеристике юридической природы нотариата.
Также необходимо выяснить следует ли на этом основании считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее все более широкое признание в науке теории государства и права и в практике государственного строительства получает мнение, согласно которому в отдельных исключительных случаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства[6].
В постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.
Таким образом, нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с частью 1 ст. 1 Основ о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.
Наличие публичного начала в правовой природе нотариата некоторыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством, характер[7]. Данное утверждение фактически верно, но следует все же заметить, что оно сужает понимание публичности в деятельности нотариата, не принимая во внимание иные важные элементы публичной составляющей статуса нотариуса.
Кроме того, увязывание публичного начала в деятельности нотариата с официальным характером документов, засвидетельствованных нотариусом, переносит акцент в рассмотрении публичного содержания деятельности нотариата с причины на следствие: официальный характер документа - лишь результат того, что вся деятельность нотариуса является публичной.
Публичность в деятельности органов нотариата проявляется в разных аспектах.
Во-первых, нотариат формируется по воле государства, в частности, создается правовая основа деятельности нотариата; значительную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса играют органы системы Министерства юстиции; определяется порядок наделения лица полномочиями нотариуса.
Во-вторых, публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - РФ.
В-третьих, нотариат выполняет строго определенный, установленный в законодательном порядке вид деятельности - нотариальную деятельность, осуществляемую путем совершения нотариусами только предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.
В-четвертых, публичная по характеру нотариальная деятельность осуществляется в строго определенных государством процессуальных формах. Несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет его недействительность.
В-пятых, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за законностью нотариального действия или отказа в его совершении и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, который осуществляется уполномоченным государством органом. В отношении частнопрактикующих нотариусов такой контроль по поручению государства осуществляют нотариальные палаты субъектов РФ. Существует и налоговый контроль, контроль со стороны органов прокуратуры и т.д.
В-шестых, государство в отношении государственных нотариальных контор материально и технически обеспечивает выполнение своих полномочий, в том числе возмещает ущерб, причиненный нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, тем самым беря на себя ответственность за его действия. Частные нотариусы организуют свою нотариальную деятельность самостоятельно.
Таким образом, принцип публичности, базирующийся на факте делегирования государством полномочий по осуществлению своих функций нотариату, находит широкое отражение в его организации и деятельности.
Рассмотрим теперь частноправовой аспект деятельности нотариата.
Частный интерес (интерес конкретного индивида) не должен поглощаться интересом публичным, а, напротив, должен определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных органов и организаций. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[8] и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данную обязанность государство выполняет посредством деятельности государственных органов или, как уже отмечалось, путем делегирования отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как нотариат.
Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.
Нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществление гражданско-правового оборота, должное правовое обеспечение рыночных экономических отношений. Нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, осуществляют охранительные нотариальные действия, обеспечивают меры по охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества. Нотариусы при этом консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняют смысл, значение и последствия совершаемых гражданами действий.
Ярко выраженное частноправовое содержание деятельности нотариата, а также то, что он не входит в систему государственных органов, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.
Нотариат функционирует в той области, где взаимодействуют государство и гражданское общество. Содержание деятельности нотариата (защита субъективных прав граждан и юридических лиц), независимость и беспристрастность нотариусов в осуществлении нотариальных действий, не вхождение органов нотариата структурно в систему органов государственной власти свидетельствуют о том, что нотариат представляет собой институт гражданского общества. Но при этом данный институт наделен публичной властью, поскольку на него возложены полномочия государства по осуществлению важнейшей государственной функции - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Глава 2. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
2.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
Реализация гражданского права опирается на автономный, самовозобновляемый и саморегулируемый механизм поведения, главной движущей силой которого являются индивидуальные интересы адресата нормы. При всей популярности в современной России идеи возврата к прежнему дихотомическому делению системы права на частное и публичное важно учитывать, что вместе с этой идеей к нам возвращаются и все те трудности, которые сопровождали ее применение в теории и на практике[9].
Тем не менее современная российская юридическая наука, а цивилистическая наука в особенности, неуклонно придерживаются этой классификации деление права на частное и публичное, признавая, впрочем, подвижность границ между частным и публичным в праве6, но оправдывая неизменность самого принципа торжеством его в современной практике отсутствием убедительных контраргументов в теории и даже ссылкой на интуицию[10].