Файл: Исследование факторов определяющих рыночную власть фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, правительства могут быть вынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации в той мере, в какой он, естественно, сопровождается тенденциями к монополизации. Погоня за максимальной прибылью по сути заставляет предприятия извлекать всю возможную выгоду из рынка и в то же время на определенном этапе процесса концентрации подчинять его себе, уменьшая тем самым влияние конкуренции и лаже полностью ее устраняя. Вот почему существует антимонопольное законодательство, применяемое, правда, с большей или меньшей степенью решимости и эффективности.

В капиталистических  странах процесс концентрации принял международный размах и привел к образованию объединений, для которых не существует границ и которые сегодня обычно называют транснациональными корпорациями; особенно ярким их примером служат нефтяные тресты[11, с.256].

     В странах социалистического строя концентрация предприятии связана со стремлением добиться оптимальной рентабельности с точки зрения коллектива, общества. Этот общий принцип на деле до сих пор применялся лишь частично в силу того, что зачастую на практике преимущество отдавалось росту производства, а не рентабельности (к этому следует добавить влияние других объективных причин: структуры, унаследованные от предшествовавшей смене строя эпохи, сосуществование "частного" и коллективного секторов, технические трудности при оценке рентабельности обобществленных предприятий), тем более что это происходило в рамках централизованной деятельности (директивное планирование сверху). Недавно начавшиеся в социалистических странах изменения постепенно подводят их к тому, чтобы они уделяли по крайней мере столько же внимания производительности, сколько и производству, и наряду с этим стремились сочетать задачи общего планирования с самостоятельностью в управлении производственными единицами.

     Рассматривая  в этой перспективе процесс концентрации предприятий, можно сказать, что он должен развиваться с большей гибкостью и вместе с тем более последовательно, отдавая предпочтение принципам свободного, естественного расширения и технологической совместимости производственных единиц.

     Следует отметить, что процесс концентрации в социалистических странах затрагивал иногда и сельскохозяйственный сектор. В частности, с 1955 года в СССР была предпринята широкая кампания по укрупнению колхозов.

     При любом  общественно-экономическом строе процесс концентрации может иметь две формы:


- горизонтальная концентрация, при которой объединяются предприятия, действующие на одной и той же стадии данного процесса производства;

- вертикальная концентрация, при которой объединяются предприятия, включающиеся в дело на различных стадиях процесса производства или занимающиеся разными, но взаимодополняющими видами деятельности.[3,с.218]

1.2. Процесс слияний и поглощений (централизация капитала)

Слияния и поглощения (централизация капитала) представляют весьма противоречивый процесс притяжения и отталкивания капиталов. Американская статистика среди форм централизации выделяет дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса, отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес одного собственника уменьшается, другого увеличивается за счет присоединения чужого капитала

Другой формой централизации капитала является выкуп собственности с использованием заемных средств. Покупатель, приобретая бизнес, использует в основном заемные средства для финансирования покупки. После изменения отношений собственности выплата долга перекладывается на поглощаемую компанию. Динамику слияний и поглощений, а также их формы показывает таблица 1[2, с.188].

Как показывает таблица 1, общее количество слияний и поглощений в экономике США растет. За период 1985-1993 гг. значительно увеличилось количество и стоимость дезинвестиции. Очень быстро росло количество выкупов собственности с использованием заемных средств, хотя их стоимость в 1993 г. осталась примерно на уровне 1985 г.

Таблица 1. – Слияния и поглощения в экономике США (1985—1993 гг.)

Как показывает таблица 1, общее количество слияний и поглощений в экономике США растет. За период 1985-1993 гг. значительно увеличилось количество и стоимость дезинвестиции. Очень быстро росло количество выкупов собственности с использованием заемных средств, хотя их стоимость в 1993 г. осталась примерно на уровне 1985 г.

Рассмотрим современные формы концентрации производства.

Изменение масштабов производства происходит в нескольких формах: интеграция, диверсификация и конгломерация. Интеграция - это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от добычи сырья и кончая производством готовых продуктов (вертикальная интеграция). Горизонтальная интеграция дает экономический эффект благодаря ведению общих НИОКР, созданию совместных сбытовых и ремонтных служб, объединению усилий по рекламе и т.д. Вертикальная интеграция, помимо этого, дает экономию от сокращения расходов на ведение рыночных операций, обеспечивает надежность сбыта и поставок.


Диверсификация - это объединение технологически разнородных предприятий. Они принадлежат близким, родственным отраслям. Диверсифицированные фирмы - многоотраслевые. Самой диверсифицированной компанией мира считается «Дженерал электрик». Со времени основания в 1892 г. она была занята производством продуктов для выработки, передачи, распределения, контроля и использования электроэнергии. Она производит широкий ассортимент потребительских электротоваров, моторов, электрооборудования, локомотивов, реактивных двигателей для различных типов самолетов, силиконовых и режущих инструментов, медицинских диагностических аппаратов, а также оказывает строительные, ремонтные и финансовые услуги [1].

Многоотраслевая компания получает выгоду от внутренней кооперации. Эффект от внутренней кооперации называется «синерджией », или эффектом «2 + 2 = 5». Суть этого феномена заключается в том, что объединенные действия составных частей должны дать больший результат, чем простая сумма действий отдельных предприятий. Синергетический эффект обозначается при помощи переменных: возросшего объема прибыли, уменьшения издержек, сокращения потребности в капиталовложениях.

Конгломерация означает объединение под единым финансовым руководством фирм, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики

Так, конгломерат «Текстрон» (США) в 70-е годы приобрел пакет акций фирм, производящих застежки-молнии, горизонтальные и вертикальные фрезерные станки, поздравительные открытки я деловые формуляры, а также специальное оптическое оборудование [9].

Центральные офисы конгломератов ориентированы на осуществление финансового контроля и имеют немногочисленный штат. Формирование конгломератов происходит путем слияний и поглощений.

Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуск акций и облигаций, их обмен. Руководители конгломератов получают учредительские прибыли от этих операций. Для осуществления конгломератных слияний и поглощений необходимы соответствующие финансовые ресурсы и осведомленность о состоянии дел в фирмах, намеченных для поглощения. И то, и другое способны обеспечить лишь банки и финансовые компании. Последние составляют списки возможных кандидатов для поглощения, получая за информацию не только комиссионные, но и возможность прибыльного манипулирования с ценными бумагами поглощающих и поглощаемых фирм. Когда поглощающая компания начинает скупать акции поглощаемой, курс последних растет, и финансисты получают возможность продавать их с прибылью. Финансовые учреждения заинтересованы в содействии слияниям и поглощениям, так как ведение банковских операций, как правило, передается в руки банка, финансировавшего сделку[4, с.198].


Конгломератные слияния и поглощения ведут к увеличению экономической мощи фирм, расширяют их власть над сферой производства и обращения. Достижение этого финансовыми методами оказывается более экономичным по сравнению с другими методами. Приобретение пакета акций обходится дешевле, чем создание нового предприятия за счет внутренних капиталовложений. В добавление к производственным мощностям конгломерат получает торговые связи, торговую марку, технические знания. Если бы он начинал развитие с нуля, ему бы пришлось затратить больше средств и времени на строительство предприятия и завоевание рынка. При этом новые производственные мощности могут быть получены без затраты наличных денег - путем обмена акций или долговых обязательств.

Чем больше активы, которыми овладевает конгломерат, тем больше его возможности для привлечения заемных средств. Поглощение фирм, свободных от долговых обязательств, рассматривается как основа получения дополнительных кредитов.

Конгломераты стремятся ослабить неопределенность рыночной стихии, на место конкуренции поставить связи. Широко известна система взаимности. Поставщики товаров и услуг поглощаемой фирмы в порядке взаимности вынуждены покупать товары, производимые другими предприятиями конгломерата. В противном случае они рискуют потерять покупателя их товаров.

Различия в формах концентрации определяются также барьерами монополизации. За определенными пределами оказывается, что каждый процент увеличения контроля над рынком становится из-за сопротивления сильных конкурентов настолько дорогостоящим, что капитал выгоднее вкладывать в другие отрасли или сферы экономики. Кроме того, на формы концентрации существенно влияет антитрестовское законодательство. Например, запрещение слияния горизонтального или вертикального типов заставляет капитал двигаться в отрасли и сферы, не связанные с основным бизнесом.

В современных условиях разница между конгломератными и диверсифицированными компаниями стирается. Многие экономисты пишут о так называемой «деконгломеризации». Но тенденция к конгломеризации остается. Все больше фирм занимается не только производством, но и оказанием услуг (например финансовыми операциями).

Измерение рыночной концентрации[3, с.187]

Норма рыночной концентрации характеризует долю экономической активности и степень контроля рынка крупными фирмами. Альтернативными методами измерения рыночной концентрации являются следующие.


1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями. Предполагается, что уровень нормы прибыли или масса прибыли в отрасли находится в прямой зависимости от степени рыночной концентрации. Чем больше концентрация, тем больше норма и масса прибыли. Однако этот метод имеет существенные недостатки. Статистика прибылей ненадежна. Фирмы могут завысить издержки, применять разные схемы амортизации и списания убытков. Поэтому выявление степени концентрации по этому методу затруднено.

2. Показателем степени рыночной концентрации или интенсивности конкуренции считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях (одинаковой степени дифференциации продукта и высоты барьеров для вступления в отрасль). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше рыночная концентрация и больше интенсивность конкуренции. Однако число фирм не является совершенным показателем. Можно предвидеть ситуацию, когда существует 100 фирм и на каждую приходится 1% продукции. Другой вариант: из 100 фирм на 4 приходится 80% производства, а на оставшиеся 96 - только 20%.[2, с.188]

3. Наиболее надежным показателем считается коэффициент рыночной концентрации, определяемый как процент продаж (выпуска продукции, занятости, стоимости, добавленной обработки), приходящийся на определенное количество фирм (обычно 4, 8, 20, 50 фирм).

Для расчета коэффициента составляется таблица концентрации, где все крупные фирмы отрасли представлены по ранжиру (табл. 2).

Таблица 2. – Показатели концентрации

Распределение объема продаж, представленное в табл. 2, свидетельствует об олигополистическом характере структуры рынка.

Чем значительнее доля фирмы на рынке, тем больше ее монополистическая власть. Концентрация объема продаж характеризуется индексом Херфиндаля. Последний измеряет долю продаж каждой фирмы, затем суммирует эти доли, возведенные в квадрат:

H = S1 + S2 + ... + Sn, (1)

где

Н - индекс Херфиндаля,

S - доли рынка, приходящиеся на фирмы, возведенные в квадрат.

Если доля рынка одной фирмы равна 100% , то индекс составит 10 000. На рынке, где объем продаж разделен поровну между 100 фирм, индекс будет равен 100% (объем продаж отдельной фирмы -1% , суммирование объемов продаж фирм дает 100%). Рынком с высоким уровнем концентрации продаж считается рынок, где индекс Херфиндаля равен 1800 и более процентов. Этот показатель означает, что на одну фирму приходится 40-50% продаж[7, с.150].