Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно – розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прокуратура на современном этапе развития имеет большое значение, в частности деятельность прокуратуры в области прокурорского надзора. Работа прокуратуры всегда была крайне важна и остается такой и сейчас в условиях реформирования правоохранительной системы России.

Актуальность темы подтверждается проводимой в современной России реформы структуры прокуратуры. Также высказываниями некоторых критиков о сущности и работе современной прокуратуры, например известный юрист и адвокат Михаил Барщевский, так говорит о современном прокурорском надзоре «Действующий в нашей стране прокурорский надзор не имеет аналогов в мировой практике правоохранительной деятельности: он содержит в себе функции надзора и государственного контроля, уголовного преследования и поддержания обвинения в суде, административной юрисдикции, обеспечения исполнения судебных решений и судебного надзора».

Российская прокуратура продолжает оставаться единой федеральной централизованной системой государственных органов, осуществляющих надзор за исполнением законов. Она способствует укреплению всех ветвей власти.

Важность данной темы определяется и той ролью, которую играет прокурорский надзор за оперативно – розыскной деятельностью (ОРД) в государственном механизме России, осуществляя свою деятельность.

Деятельность прокуратуры будет всегда высоковостребована российским обществом, а ее основным назначением должен остаться надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, мотивируется процесс модернизации структуры и функций прокуратуры и конечно прокурорского надзора.

В настоящее время в целом судебная реформа завершена. Можно констатировать, что судебная форма защиты прав и свобод граждан не конкурирует с прокурорским надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Объектом Курсовой работы выступает прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности по охране законности.

Предметом выступает прокурорский надзор за исполнением законов при проведении ОРМ.

Целью работы является раскрытие принципов осуществления прокурорского надзора за ОРД. Рассмотрение проблем при осуществлении прокурорского надзора и ее анализ деятельности, а также полномочия прокурора в данной отрасли прокурорского надзора.

Настоящая работа состоит из двух глав, первая содержит общие положения о прокурорском надзоре за исполнением законов при проведении ОРМ.


Во второй главе рассматриваются тенденции развития прокурорского надзора за ОРД.

Практическая значимость курсовой работы видится в возможности исследования и в правоприменительной практике лицами, сталкивающимися с вопросами надзора прокурора..

В процессе написания работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по гражданскому праву, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме. Теоретической базой для работы послужили труды таких ученых как В.И.Басков, М.П.Поляков, А.В.Федулов, А.А. Чувилев, С.Н. Назаров и ряда других авторов.

Глава 1 Общие положения о надзоре за ОРД

В соответствии с Конституцией (ст. 2) высшей ценностью в Российском государстве являются человек, его права и свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и на всего его органы, учреждения и организации.

Права и свободы определяют смысл и содержание законов, а также их применение на территории РФ. При этом государство берет на себя обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.

Одной из таких гарантий является учреждение в системе государственного механизма специального органа — прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства[1].

Современный этап российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 г. с принятия Верховным Советом РФ Закона «О прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями действует до сих пор.

В настоящее время прокуратура РФ — это независимый государственный правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в стране.

Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов РФ является дискуссионным. В Конституции положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), включены в гл. 7 «Судебная власть». На этом основании некоторые ученые полагают, что она относится к органам судебной власти. Однако такая позиция противоречит Конституции, в соответствии с которой судебную власть в России осуществляют только суды (ст. 118).

Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации.


Прокурор — это должностное лицо органов прокуратуры, выполняющее в соответствии со своей компетенцией полномочия, связанные с осуществлением надзорной и иных функций, установленных законом[2].

В нормативных правовых актах, юридической литературе термин «прокурор» используется в разных значениях.

Этим термином, во-первых, обозначается должностное лицо, возглавляющее соответствующую прокуратуру, начиная от Генерального прокурора РФ и кончая прокурором города или района.

Во-вторых, этим термином охватываются и другие должностные лица органов прокуратуры, в обязанности которых входит выполнение прокурорских функций, не связанных с руководящими обязанностями. Перечень таких лиц органов прокуратуры, наделенных статусом «прокурор», установлен ст. 54 Закона о прокуратуре.

Достаточно употребляемым является еще один термин — «прокурорский работник». В соответствии со ст. 54 Закона о прокуратуре под прокурорским работником понимаются прокуроры, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти. Во-первых, прокуратура не входит в Правительство РФ ни в качестве самостоятельного структурного подразделения, ни в качестве структурного элемента того или иного министерства, федеральной службы.[3]

И во-вторых, если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти — за органами законодательной и судебной власти.

Однако согласно Конституции три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга (ст. 10).

Отрасль прокурорского надзора — это вид надзорной деятельности прокуратуры, который обусловлен предметом надзора, спецификой правового положения объектов надзора, полномочиями прокурора. (Приложение 2)

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

- за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),


- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание.

- надзор за исполнением законов судебными приставами,

- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

- международное сотрудничество,

- выпуск специальных изданий.[4]

Предмет прокурорского надзора определяется характером надзорной деятельности прокуратуры, сущностью которой является регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в стране. Иначе говоря, под предметом прокурорского надзора следует понимать деятельность физических (должностных) и юридических лиц, связанную с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Этот общий предмет прокурорского надзора детализируется и конкретизируется применительно к каждой отдельной отрасли прокурорского надзора.

Объекты прокурорского надзора — это те органы, учреждения и их должностные лица, деятельность которых, связанная с исполнением законов, поднадзорна прокуратуре. Перечень их в общем плане дан в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. В их числе федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Субъекты прокурорского надзора — это должностные лица прокуратуры — соответствующие прокуроры, осуществляющие прокурорско-надзорную деятельность в пределах своей компетенции. Перечень прокуроров как субъектов прокурорской деятельности дан в ст. 54 Закона о прокуратуре.

Полномочия прокурора — это совокупность прав и обязанностей, которыми он располагает для осуществления надзорных и иных функций, возложенных на него законом.


Основные полномочия определены Законом о прокуратуре, которые конкретизируются в других законодательных актах (например, в УПК, ГПК, АПК, Законе о полиции, Законе об ОРД, в ведомственных приказах Генеральной прокуратуры РФ и др.).

Средства прокурорского реагирования — это предусмотренные законом действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, направленные на выявление и устранение нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законов.[5]

Акты прокурорского реагирования (акты прокурорского надзора) являются разновидностью средств прокурорского реагирования. Они представляют собой определенные виды документов прокурора, с помощью которых он реагирует на выявленные в процессе применения правовых средств надзора нарушения закона. Перечень таких актов установлен Законом о прокуратуре, иными законодательными актами. В числе наиболее часто используемых прокурорами следует назвать такие акты, как представление, протест, предостережение, постановление.

В соответствии с Конституцией (ст. 2) высшей ценностью в Российском государстве являются человек, его права и свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и на всего его органы, учреждения и организации.

Права и свободы определяют смысл и содержание законов, а также их применение на территории РФ. При этом государство берет на себя обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав, как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов является деятельностью специфической[6]. Ее осуществляют государственные федеральные органы прокуратуры от имени РФ. Прокурорский надзор состоит в проверке точности при соблюдении законов, действующих на российской территории, и исполнения Конституции страны.

Данная деятельность является самостоятельным типом государственной деятельности. Ее, кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, организации, физические лица, объединения, должностные лица и т.д. осуществлять не в праве.