Файл: Понятие оперативно – розыскной деятельности (Нормативное регулирование -розыскной деятельности в ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Центральное в законодательном разделе настоящему Федеральному . Этот законодательный пришел на Закону Российской «Об оперативно- деятельности в Российской » от 13 марта 1992 г., был первым в российского права , регламентирующим оперативно- деятельность. До ОРД регулировалась нормативными актами характера [12].

В Законе понятие ОРД, определены ее и принципы, установлены проведения ОРМ ( перечень, основания, , информационное обеспечение ), документирование результатов и их использование, и порядок судебного материалов об конституционных прав при проведении . В Законе раскрывается органов, осуществляющих , их права и , защита сведений о , социальная и правовая должностных лиц , осуществляющих ОРД. предусматривает правовую и защиту гражданам, органам, осуществляющим , а также содержит о контроле и надзоре оперативно-розыскной [5].

К законодательным актам, базисные положения ОРД, следует в очередь отнести РФ. Именно определяет материальные преступлений, на , предупреждение и раскрытие нацелена оперативно- деятельность. Уголовно- законодательство возлагает органы дознания принятия необходимых -розыскных мер в обнаружения преступлений и , их совершивших ( образом устанавливается ОРД в целях задач борьбы с ) [9].

Уголовно-процессуальный определяет порядок следователя и оперативного при раскрытии и преступлений; устанавливает преступлений, по обязательно предварительное . Определяя обстоятельства, доказыванию по делу, виды и способы их , уголовно-процессуальный служит основой определения приемов оперативно-розыскной и процедур ее в уголовном процессе [13].

акты, регламентирующие отдельных субъектов , играют значительную в правовом регулировании -розыскной деятельности, закладывают основы полномочий оперативных , определяют их , устанавливают права и . К этой группе отнести следующие [7]:

- Закон РСФСР 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;

- Российской Федерации 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об и органах, исполняющих наказания в виде свободы»;

- Федеральный от 15 июля 1995 г. № 103- «О содержании под , подозреваемых и обвиняемых в преступлений»;

- Федеральный от 3 апреля 1995 г. № 40- «Об органах службы безопасности в Федерации»;

- Таможенный Российской Федерации 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;

- закон от 10 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней »;

- Закон Российской от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О границе Российской »;

- Федеральный закон 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О охране»;

- Федеральный от 8 января 1998 г. № 3- «О наркотических средствах и веществах»;

- Закон Федерации от 21 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;


- Российской Федерации 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Федерации»;

- Федеральный от 20 апреля 1995 г. № 45- «О государственной защите , должностных лиц и контролирующих органов»;

- закон от 7 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

- Российской Федерации 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной и охранной деятельности в Федерации»;

- Федеральный от 27 июля 2006 г. № 149- «Об информации, технологиях и о защите »

- Гражданский кодекс Федерации;

- Федеральный от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О и банковской деятельности»;

К правовым актам РФ, регламентирующих вопросы в сфере , можно отнести [5]:

- «Об упорядочении и проведения оперативно- мероприятий с использованием средств» от 12 1995 г.;

- «Перечень сведений, к государственной тайне» 30 ноября 1995 г.;

- «О мерах упорядочению разработки, , реализации, приобретения в продажи, ввоза в Федерацию и вывоза ее пределы, а использования специальных средств, предназначенных негласного получения » от 9 января 1996 г.

- « утверждении перечня конфиденциального характера» 6 марта 1997 г.;

Правительством принято ряд , касающихся ОРД:

- « утверждении Правил сведений, составляющих тайну, к различным секретности» от 4 1995 г.;

- Инструкция о порядке должностных лиц и Российской Федерации к тайне от 28 1995 г.;

- Перечень видов технических средств, (разработанных, приспособленных, ) для негласного информации в процессе ОРД от 1 1996 г.;

- «Об утверждении о лицензировании деятельности и юридических лиц, уполномоченных на оперативно-розыскной , связанной с разработкой, , реализацией, приобретением в продажи, ввоза в Федерацию и вывоза ее пределы технических средств, (разработанных, приспособленных, ) для негласного информации, и перечня специальных технических , предназначенных (разработанных, , запрограммированных) для получения информации в осуществления оперативно- деятельности» от 11 1996 г.;

- «Об утверждении о Национальном центральном Интерпола» от 14 1996 г.;

- «О передаче конфискованных, а бесхозяйных радиоэлектронных и технических средств, из оборота ограниченно обороноспособных территории Российской , федеральным органам власти, наделенным по их » от 2 февраля 1998 г.;

- о ввозе в Российскую и вывозе из Федерации специальных средств, предназначенных негласного получения от 10 марта 2000 г.

нормативными правовыми также являются и документы:

- Постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах, с применением статей 23 и 25 Российской Федерации» 24 декабря 1993 г.;

- Постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах судами Конституции Федерации при правосудия» от 31 1995 г.;


- Определение Конституционного РФ «По о проверке конституционности положений Федерального «Об оперативно- деятельности» по гражданки И. Г. Черновой» 14 июля 1998 г.

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПРЕТИВНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

2.1. принципы осуществления -розыскной деятельности в

Задачи оперативно- деятельности закрепляют , что необходимо для реализации цели, а вот определяют, чем руководствоваться при ОРД. Законодательно придан официальный , закреплено их значение, которое иными положениями.

идеи, исходное , основные правила - понятия, представляющие обобщение и распространение -либо положения всю совокупность явлений и процессов действительности признано принципами. В комментируемом законе принципы -розыскной деятельности не декларативными, а структурами и влияют содержание институтов и , а также создают для законодательных и нормативных правовых , регулирующих ОРД. исполнение принципов воздействие на данной деятельности, ее в пользу прогрессивных идей , гуманизма, равенства перед законом и . В настоящем Федеральном закреплены четыре принципа оперативно- деятельности. Они к двум видам: и отраслевым [5].

Все органов, осуществляющих , должны основываться установке: «разрешено то, что » (но не « то, что запрещено»). Вот принцип законности ключевым. Его состоит в том, только закон точное и безусловное всеми органами и лицами Конституции , УК, УПК, , ТК, ФЗ ОРД, иных и нормативных правовых , имеющих отношение к безопасности личности, и государства, охране и борьбе с преступностью, нормативных правовых субъектов ОРД, вопросы организации и проведения ОРМ [15].

предполагает существование государственных гарантий, возможность злоупотреблений осуществлении ОРД, проводится только основе настоящего закона. Закон основные правовые , регулирующие отношения в ОРД, которые и развиваются в ведомственных актах (наставлениях, , приказах). В частности сказано, что осуществлять ОРД решения задач, предусмотренных Законом; или дополнения перечня оперативно- мероприятий возможно в законодательном порядке, определяются условия ОРМ, ограничивающих права граждан, и т.д.

из целей является защита , здоровья, прав и человека и гражданина и этом должны и неотъемлемые права , преступивших закон и в связи с этим данной деятельности. В . 2 Конституции РФ, , что: «человек, права и свободы высшей ценностью. , соблюдение и защита и свобод человека и - обязанность государства». этой статьи из понимания, права и свободы возникают и существуют по соизволению . Основой прав и является человеческое . На этом и принцип уважения и прав и свобод и гражданина, закрепленный Федеральным законом [9].


проведения оперативно- мероприятий, ограничивающих права и свободы , установлена четкая процедура. В настоящем законе подробно условия проведения (ст. 8) и основания и судебного рассмотрения таких ОРМ (. 9). Закон допускает оперативно-розыскных на граждан ( из числа , близких и знакомых), в контакты с лицом, в которого они . Принцип уважения и прав и свобод них распространяется в очередь. В ст. 5 закона предусмотрены по восстановления прав. Соблюдение и свобод имеет значение для , оказывающих содействие - субъектам ОРД. декларирует их защиту, закрепляет их социальной и защиты, обеспечение и неприкосновенности конфидентов, конфиденциальность отношений [16].

лиц, замышляющих, и совершающих преступления и в связи с этим ОРД, также принцип уважения и прав и свобод. основании ч. 3 ст. 55 РФ права и человека и гражданина быть ограничены законом только в мере, в какой необходимо в целях основ конституционного , нравственности, здоровья, и законных интересов лиц, обеспечения страны и безопасности . Закон определяет пользования правами и , игнорирование которых к нарушению прав и других лиц. основании судебного при соблюдении условий настоящий допускает возможность у таких лиц, на тайну , телефонных переговоров, , телеграфных и иных и на неприкосновенность [14].

Ни при условиях принципы должны быть . Они упоминаются в статей Основного государства. Так, в . 21 Конституции РФ , что достоинство охраняется государством, и не может основанием для умаления. Никто может нарушить частной собственности, охраняется законом (. 35 Конституции). В ст. 53 РФ закреплена , направленная на граждан, которые пострадать от действий органов власти и их лиц. Одновременно норма имеет значение: она способствовать укреплению в деятельности органов власти. Законодательные реализуются при отклонениях со должностных лиц путем применения к мер ответственности, законодательством РФ, судебного и ведомственного , прокурорского надзора [10].

уважения и соблюдения и свобод человека и более детальное получил в ст. 5 Федерального закона.

образом, принцип заключается, прежде , в том, что участники ОРД, , безусловно и точно, нормы Конституции , исполнять законы и нормативно-правовые , регламентирующие ОРД. уважения и соблюдения и свобод человека и является важнейшим принципом и закреплен в . 2 Конституции РФ.

уважения и соблюдения и свобод в процессе ОРД, в первую , распространяется на граждан, которые оказаться в числе (родственных) связей , ставших объектами . В отношении таких недопустимо никакое их конституционных и свобод. В то время, Конституционный в п. 7 своего определения 14 июля 1998 г. указывает допустимость распространения -розыскных мероприятий , вступающих в контакты с , в отношении которого эти мероприятия, задача ОРМ в установлении связей лица [7].


2.2. Специальные осуществления оперативно- деятельности в России

В важнейшего отраслевого ОРД законодателем принцип конспирации, отражает специфический характер данной .

Конспирация (скрытность, ) - один из ОРД, позволяющих успеха. Она сохранить силы, и методы, организационные и аспекты осуществления по разоблачению в тайне от и окружающих. Тайным совершения преступлений противопоставляет тайные их раскрытия [6].

может достигаться применения камуфлирующих (предметов одежды, средств и др.), приемов поведения ( себя сообразно , не привлекая окружающих, быть « все»), использованием помещений, легендированных , документов прикрытия, , тайников, паролей, делопроизводства и др. В ОРД закон в случае необходимости органам, осуществляющим , право использовать , зашифровывающие личность лиц, а также граждан, оказывающих содействие на основе (ст. 15 ) [16].

Порядок и правила закреплены в ряде настоящего Федерального . Так, например, . 5 Закона ограничивает сведений о лице, объектом ОРД, , допускаемыми требованиями . Даже введено для судей в получения сведений о , оказывающих содействие органам на основе, а также по созданию по защите , содержащихся в представляемых оперативно-служебных (ст. 9); (ч. 5 ст. 5; ч.ч. 3 и 7-9);

В . 6 и 15 заложена возможность помощи должностных и отдельных граждан негласной основе. возлагает на органы проводить обязанность соблюдать при проведении (ст. 14) и определил сведений об -служебной деятельности, государственную тайну.

конспирации означает особого порядка , оформления, хранения и оперативно-розыскной , а также обязательных обращения с оперативно- документами [7].

Организация и ОРД и способы регламентированы в межведомственных и нормативных правовых , с которыми могут лишь должностные , имеющие допуск к , составляющим государственную , в Положениях об , ФСБ, ФСО, , ФСИН, ФТС.

значение в ОРД сочетание гласных и методов и средств (, хотя противоположны смыслу и автономны содержанию, но друг друга), тесную взаимосвязь -розыскной и процессуальной по выявлению и преступлений. В законодательной анализируемого принципа термины «средства» и «».

Под методом понимается совокупность и способов, применяемых решения оперативно- задач в процессе реализации ОРМ [8].

ОРД являются , предметы материального , при помощи достигается (обеспечивается) оперативно-розыскной . К числу средств быть отнесены техника, оперативный и т.д.