Файл: Понятие и значение приватизации (Приватизация в Российской Федерации на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Среди элементов радикальной правовой реформы одно из центральных мест занимает приватизация как способ изменения правовых форм имущественных отношений. Отсутствие опыта организации и проведения приватизации в России, а также трудности использования опыта приватизации собственности в гражданско-правовых системах других государств ставят проблему приватизации государственных и муниципальных предприятий в России в разряд весьма актуальных.

Тема приватизации государственной собственности в Российской Федерации всегда была предметом острых дискуссий в научных и общественно-политических кругах, а в последнее время в связи с принятием новой программы приватизации федерального имущества она стала еще более актуальной. Новый план приватизации предусматривает тотальную распродажу государственного имущества — такой подход может усугубить проблему эффективного управления государственной собственностью и подорвать основы стратегического планирования экономики России.

Исходя из актуальности темы, была поставлена следующая цель: осуществить анализ теоретических и правовых основ изучения приватизации.

Цель предопределила следующие задачи исследования:

1. дать понятие и общую характеристику приватизации;

2. изучить особенности приватизации в Российской Федерации;

3. проанализировать особенности приватизации в Российской Федерации на современном этапе.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Настоящая работа включает введение, три раздела, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключения и списка источников.

При написании работы были использованы: нормативные акты, учебные пособия и статьи различных исследователей в данной сфере.


Глава 1. Понятие приватизации

Термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reap son Foundation». Однако терминологические истоки этого понятия восходят к 1969 г., когда американский экономист, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ в. П. Друкер в своей книге «Век прерывания традиций» употребил слово «реприватизация» для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам[1].

В отечественном законодательстве впервые приватизация как таковая была предусмотрена Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 г., ст. 10 которых арендаторам государственного имущества было предоставлено право его выкупа[2]. Термин же «приватизация» впервые появился в ст. 4 Закона Российской Федерации от 31.10.1990 г. № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»[3]. Законодательное определение термина «приватизация» было введено Законом РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР», ст. 25 «Приватизация государственного и муниципального имущества» которого гласила: «Предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий»[4].

В ст. 1 Закона СССР от 01.07.1991 г. № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» была предпринята попытка определения понятий «разгосударствление» и «приватизация»[5]. Однако четкого разграничения понятий «разгосударствление» и «приватизация» в Законе СССР от 01.07.1991 г. № 2278-1 «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» не дано.


Среди ученых также не существует единого мнения о соотношении этих двух понятий. Анализ опубликованных научных работ позволяет выделить две полярные позиции по этой проблеме. Одни авторы считают приватизацию объектов государственной собственности серьезнейшей ошибкой, которая может привести лишь к углублению кризиса в экономике и социальным потрясениям в обществе[6]. Другие, наоборот, рассматривают приватизацию как необходимое условие выхода из кризиса, один из способов приобщения к мировой цивилизации[7].

Мы же придерживаемся позиции о необходимости приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, тем не менее вызывает некоторые сомнения правильность избранных методов и способов ее осуществления. Это вызвано тем, что многие нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации, не всегда четко обеспечивают реализацию принципов, а в ряде случаев даже идут на прямое их нарушение, на что в свое время обратили внимание некоторые исследователи[8].

Оценивая приватизацию государственных предприятий как данность, как необратимый и свершившийся факт, необходимо определить ее значение, хотя исторически прошло очень мало времени (лишь более двух десятилетий) для оценки столь революционного социально-экономического феномена. Тем не менее уже на настоящий момент значение приватизации государственных и муниципальных предприятий в России можно рассматривать и оценивать в различных аспектах.

Глава 2. Особенности процесса приватизации в России

К решению вопросов приватизации в Российской Федерации косвенно приступили с середины 80-х гг. прошлого века, когда наиболее ярко проявился перелом в экономических отношениях, повлекший впоследствии политический и идеологический кризис в России. Объективные экономические законы развития общества требовали кардинального изменения формы собственности, введения плюрализма (множественности) ее форм. Начиная со второй половины 80-х годов прошлого века, тогда ещё в СССР, начались изменения форм собственности. Этому способствовало принятия ряда законов, в том числе Закона «Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде», где содержалась правовая основа для перераспределения и изменения форм собственности. Впервые законодательно разрешалось заключать договоры аренды с правом выкупа трудовыми коллективами арендованного государственного имущества. Реформирование собственности в СССР предполагало многообразие форм преобразований госсобственности. Приватизация рассматривалась как одна из возможных, но не единственных форм разгосударствления. В процессе перехода от плановой к рыночной экономике процесс приватизации являлся неизбежным[9].


Практика отчуждения государственного имущества в частную собственность (при социализме – в личную собственность) имела определенные традиции, однако правопорядок, действовавший ранее, не наделял особым правовым режимом сделки купли-продажи, дарения либо другим образом отчуждения государственного имущества в иную организационно-правовую форму. Приватизация государственного имущества должна была ликвидировать монополию государственной собственности на средства производства, создать условия для развития производства, основанного на частной собственности[10]

Целями приватизации являлись формирование эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и как следствие возрастание производительности труда, расширение и совершенствование производства. Однако спорным оказался выбор формы преобразования собственности, сделанный в начале 90-х годов.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам[11]. Не был критически оценён и использован опыт приватизации в развитых и развивающихся странах. Формально в России утвердился институт частной собственности, была создана нормативно-правовая база (с большим количеством недостатков), сформировался негосударственный сектор экономики. Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации: директивность, приоритетность одной формы, приоритет политических целей над экономическими, социальная деформированность при быстрой концентрации капитала, форсирование развития фондового рынка.

Если рассматривать приватизационный процесс во времени, можно выделить следующие этапы приватизации:

1. Доваучерная приватизация.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (1992 – 1994 г.).

3. Послечековый (денежный) этап приватизации (1994 г. – по настоящее время)[12].

Причины отрицательных результатов российской приватизации связаны с игнорированием условий экономической среды и трансакционных издержек (издержек передачи прав собственности). Отсутствие рыночной инфраструктуры, эффективных собственников, опытных менеджеров привели к дезорганизации хозяйственной деятельности, а слабость институтов власти усилила криминальную активность и коррупцию. Следует отметить, на протяжении третьего, денежного этапа приватизации, менялись приоритеты государственной политики в области приватизации и была осознана необходимость наведения порядка в приватизационных процедурах.


В настоящее время отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому закону, приватизация государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц[13].

Глава 3. Приватизация в Российской Федерации на современном этапе

Фактически с 2003 года можно говорить о современном этапе приватизации в России, основная цель которого – устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах и повышение эффективности управления государственным имуществом в целом. В то же время развивалась теория приватизации, дающая научное обоснование целесообразности приватизации для народного хозяйства и оценку её экономической эффективности[14].

Интерес к рассматриваемому вопросу в последнее время во многом связан с распоряжением премьер-министра РФ от 20.06.2012 года, где программа приватизации федерального имущества была расширена[15].

В «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:

1. Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения. «Объясняй или продавай»: то есть если орган власти не сформулировал стратегию развития и не заявил актив как необходимую часть для исполнения этой стратегии, объект должен перейти из собственности государства к новому собственнику. Для достижения целевых функций стратегического развития приватизируемых объектов должны разрабатываться так называемые «дорожные карты» — пошаговые сценарии развития, в которых отображены все мероприятия по приватизации компании, проводимые на корпоративном и законодательном уровнях.

2. Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления. Работа по подготовке приватизационных сделок не всегда понятна общественности, и создается впечатление закрытости и привлечения узкого круга заинтересованных лиц. Новая программа приватизации должна предложить механизм расширения информационной открытости приватизационных процессов на стадии подготовки решений.