Файл: Социология-МЕТОДИЧКА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.












О.Т. Коростелева




Общая социология:


Программа
и методические рекомендации

для студентов дневного отделения



















Барнаул 2006




ББК 60.5

К 686




Рецензент:

д.с.н., проф., зав. кафедрой общей социологии С.И. Григорьев












Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «___» _________ 2006 г.






К 686 Коростелева О.Т. Общая социология: программа и методические рекомендации для студентов дневного отделения. – Барнаул, 2006. – 33 с.



Данная программа реализована в учебном курсе «Общая социология» Коростелевой О.Т., к.ф.н, доцентом. Курс читается студентам факультета социологии Алтайского государственного университета, обучающимся по специальностям «социология», «социальная работа», «реклама», «информатика в социокультурной сфере», «работа с молодежью».

Предложенная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД ГОС ВПО государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки названных специальностей.

Программа печатается по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию МО РФ.




© О.Т. Коростелева,

факультет социологии АлтГУ


Содержание



Введение



Программа курса предназначена для студентов дневного отделения факультета социологии. Тематика и логика изложения курса предполагает движение от самых общих теоретико-методологических проблем социологической науки к анализу более конкретных вопросов макросоциологии (строение и функционирование общества в целом), социологии личности и социологии культуры, а также проблем социокультурной динамики и социального прогнозирования. Подчеркиваются неразрывная связь макро- и микросоциологических аспектов изучения социальной реальности, механизмы взаимного опосредования в бытии человека, группы и общества.

Курс занимает особое место в социологическом знании и имеет важное методологическое значение для изучения других специальных социологических и социально-гуманитарных дисциплин.

Вместе с тематикой лекций он включает темы практических занятий, усвоение которых поможет глубже осознать теоретический материал курса.

Кроме того, он включает темы реферативных и курсовых работ, а также вопросы и задания для его самостоятельного изучения.

Курс общей социологии может быть полезен не только для студентов, но и для начинающих преподавателей.

При освоении курса в полном объеме студенты приобретают необходимые теоретические знания в области современной социологии.




1. Организационно-методический раздел



Курс «Общая социология» является обязательной дисциплиной по программе подготовки специальностей: социология, социальная работа, реклама, информатика в социокультурной сфере, работа с молодежью.


Цель курса – изучение теоретико-методологических основ социологии.


Задачи курса:

ознакомить студентов с основными категориями общей социологии и их соотношением, основами монизма и полипарадигмальности современного социологического знания;

дать полное представление о современных концепциях социальной структуры, стратификации и социальной мобильности, о механизмах социального функционирования и развития;

осветить многообразие социальных проблем, касающихся процессов социального воспроизводства, интеграции и дифференциации, формирования, функционирования и развития социальных общностей и социальных групп;

раскрыть принципы и основания жизни человека в обществе: факторы и механизмы социализации, социального контроля и регуляции социального действия и взаимодействия; причины социальной аномии и девиантного поведения;

проанализировать проблемы социокультурной динамики: формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию; соотношение эволюции и революции в жизни общества, социального прогресса и регресса;

познакомить студентов с основными направлениями и перспективами формирования и развития мегасоциологии (социологии человечества).


Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Учебный курс «Общая социология» является одной из основных дисциплин общепрофессиональной подготовки для студентов, получающих специальности «социология», «социальная работа», «реклама», «информатика в социокультурной сфере», «работа с молодежью», дает теоретические основы знания о человеке и обществе.


Требования к уровню освоения содержания курса:

Студент должен усвоить основные категории общей социологии;

Студент должен демонстрировать научный подход в понимании социальных проблем.



Для получения отличной оценки студент должен продемонстрировать знание лекционного и семинарского материалов курса, основной и дополнительной литературы; ответить на дополнительные вопросы преподавателя, показать способность самостоятельно мыслить и доказывать свою точку зрения.

Для получения хорошей оценки студент должен знать программный материал курса; быть знакомым с обязательной литературой; оперировать основными понятиями предмета.

Удовлетворительная оценка ставится в случае неполного ответа на вопросы билета, поверхностных ответах на вопросы преподавателя.


2. Распределение часов курса по темам и видам работ


Наименование тем и разделов


Аудиторных занятий (час) в том числе

Самостоятельная работа

лекции

семинары

Раздел I. Предметно-методологические проблемы общей социологии

Тема 1. Предметно-методологическая специфика общей социологии

2

2

2

Тема 2. Типы научности в социологии

2

2

4

Тема 3. Основы социальной жизни

2

2

4

Раздел II. Теоретические проблемы макросоциологии

Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация

6

6

8

Тема 5. Социальные институты и организации

4

4

6

Тема 6. Социальные общности и социальные группы

4

4

4

Раздел III. Проблемы микросоциологии

Тема 7. Социология семьи

4

4

4

Тема 8. Социология личности

6

4

8

Тема 9. Девиантное поведение и социальный контроль

4

4

4

Раздел IV. Социология культуры и социокультурная динамика

Тема 10. Социология культуры

6

6

8

Тема 11. Социокультурная динамика

10

10

10

Тема 12. Пути и возможности социального прогнозирования

2

2

2

Раздел V. Мегасоциология

Тема 13. Социология человечества

4

6

6


Всего:

54

54

70


3. Содержание курса


Тема 1. Предметно-методологическая специфика общей социологии.

Предмет социологии как науки: различные подходы к определению. Место и роль общей социологии в системе социологического знания. Общая социология как общая теория и методология социологической науки. Макро- и микросоциология, их соотношение.


Тема 2. Типы научности в социологии.

Типы научности, выделяемые в настоящее время, – классический, неклассический и постнеклассический. Формирование классического типа научности в Новое время, принципы классического естествознания. Проявление этих принципов (объективности, «бессубъектности») в классической социологии (в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма). Особенности рассмотрения объекта (антиредукционизм) и отношения к субъекту (включение его в предметную область науки) в неклассической социологии (М. Вебер, Г. Зиммель). Социокультурные предпосылки и методологическая специфика постнеклассической социологии (В.Г. Немировский).


Тема 3. Основы социальной жизни.

Проблема соотношения общества и природы. Категория социального: различные варианты трактовки. Главный принцип социального бытия – его опосредованный характер (по М. Веберу – «ожидание ожидания ожидания»). Особенности социального взаимодействия, социального пространства и времени.


Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация.

Общество как система. Социальная структура – закономерная связь элементов в социальной системе. Процесс социальной дифференциации и его роль в формировании социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли. Исторические формы социального неравенства: рабство, касты, сословия, классы.

Социальная стратификация – организованное, сконструированное социальное неравенство. Критерии и формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная, образовательная и пр. Социальная мобильность, ее виды: индивидуальная, групповая и массовая, горизонтальная и вертикальная, межпоколенная и внутрипоколенная. Модели социальной стратификации современного западного, советского и постсоветского общества. Тенденции изменения социальной структуры в современном российском обществе.


Тема 5. Социальные институты и организации.

Социальные институты – устойчивые формы организации совместной деятельности людей, возникающие или сознательно создаваемые в обществе для выполнения определенных функций. Процесс институционализации, его связь с наличием в обществе той или иной потребности, требующей удовлетворения. Виды социальных институтов: экономические, политические, семейно-брачные, институты в системе культуры. Функции социальных институтов: специфические и неспецифические, явные и латентные. Общие функции, выполняемые всеми социальными институтами: функция социального воспроизводства, функция социального контроля и регуляции, функция социальной защиты. Понятие социальной дисфункции. Проблема структурно-функционального взаимодействия социальных институтов.

Состояние и характер трансформации экономических, политических, образовательных институтов в современной России.


Тема 6. Социальные общности и социальные группы.

Понятия «социальная общность» и «социальная группа»: различные трактовки их соотношения. Согласно В.А. Ядову, социальная общность – это множество людей, объединенных общими потребностями, интересами, целями и задачами. Социальная группа – это такая социальная общность, члены которой реально взаимодействуют, координируя свои усилия по достижению общих целей и задач. Типология социальных общностей и групп по разным основаниям: группы малые, большие и массовые; квалификационные (номинальные) и реальные; формальные и неформальные; фактические, добровольные и насильственно сформированные; первичные и вторичные; группы членства и референтные группы. Социальная группа как «посредник» между человеком и обществом. Личность в малой группе: типы отношений. Методы исследования социальных групп. Социометрия.


Тема 7. Социология семьи.

Семья изучается в социологии как социальный институт и как малая социальная группа. Проблема гендерного неравенства в социологии, его основные аспекты. Понятие семьи: подходы к определению. Семья как малая группа, типология семейных структур и отношений.

Семья как социальный институт, функции семьи (репродуктивная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, финансово-экономическая, рекреационная, психотерапевтическая, гедонистическая и др.). Трансформация института семьи в современном обществе. Проблема семейных конфликтов и разводов, пути гармонизации семейных отношений.


Тема 8. Социология личности.

Человек как предмет междисциплинарного исследования, роль социологии в изучении человека. Категории «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Личность рассматривается в социологии как субъект и объект общественных отношений. Проблема соотношения личности и общества – центральная проблема теоретической социологии. Сущность позиций социологического реализма и номинализма.

Социализация – процесс формирования личности в обществе, в системе общественных отношений. Этапы и механизмы социализации в концепциях Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксона, Л. Колберга. Агенты и факторы социализации. Структура личности в социологии: элементы и их соотношение. Статусно-ролевой «набор» личности, виды ролевых конфликтов.


Тема 9. Социология девиантного поведения.

Человек в системе социальных регуляторов. Социальные нормы и санкции. Иерархия социальных норм: табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки. Понятия социальной аномии и девиации. Девиация как отклонение от существующей социальной нормы; первичная и вторичная девиация.

Биологизаторские, психологизаторские и социологизаторские концепции девиантного поведения. Виды социальной девиации по Р. Мертону. Проблема профилактики и преодоления различных видов девиации в современном российском обществе.


Тема 10. Социология культуры.

Место и роль социологии культуры в системе социологического знания. Понятие культуры, различные подходы к определению. Проблема соотношения культуры и цивилизации, культуры и общества.

«Рабочее» определение культуры как знаково-символического способа ценностного освоения человеком действительности. Основные элементы культуры, связь между ними.

Типология и динамика культур по П.А. Сорокину. Чувственный и идеациональный типы культуры, их историческая динамика. Доминирующая культура, субкультуры и контркультуры, их роль в жизни общества. Элитарная и массовая культура, их соотношение.

Социальные функции культуры (нормативная, социализирующая, коммуникативная, эстетизирующая, функция социальной интеграции и дезинтеграции, функция трансляции социального опыта и др.). Состояние и характер трансформации культуры современного российского общества.


Тема 11. Социокультурная динамика.

Принципы изучения социокультурной динамики: учет единства процессов функционирования и развития; единства и связи культурно-смысловых и социально-организационных изменений в жизни общества. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию: их сущность и соотношение. Основные концепции цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Диалектика общественного развития. Соотношение эволюции и революции, прогрессивных и регрессивных изменений в развитии общества. Критерии социального прогресса.

Проблема существования и специфика законов общественного развития. Пути формирования теоретического знания и формулировки законов в социологии. Субстанциональные и структурно-функциональные законы производства и воспроизводства жизни человека и общества по М.Я. Боброву.

Проблема цикличности в функционировании и развитии общества. Циклы функционирования и циклы развития. Культурогенные, социогенные и космогенные циклы по В.Г. Немировскому.


Тема 12. Пути и возможности социального прогнозирования.

Роль предвидения в научном познании. Особенности социального прогнозирования. Поисковое и нормативное прогнозирование как два основных направления исследовательской мысли при построении модели будущего; связь между нормативным и поисковым прогнозированием. Методы социального прогнозирования: метод экстраполяции, метод экспертной оценки, метод построения прогнозных сценариев. Проблемы футурологии в современном социальном познании. Футурология как философия и история будущего.


Тема 13. Социология международной жизни.

Наряду с макро- и микросоциологией, в настоящее время формируется такая сфера социологического знания как мегасоциология (социология человечества).

Исторические предпосылки и факторы формирования человечества как социальной общности. Проблемы структурирования и стратификации международного сообщества. Международные социальные институты и особенности их функционирования. Социальные проблемы жизни объединяющегося человечества.

Процесс глобализации и его влияние на современное российское общество. Глобальные проблемы современности: виды и пути разрешения.


4. Учебный план курса


Семинарское занятие 1. Предметно-методологическая специфика общей социологии

  1. Предмет социологии как науки: различные подходы к определению.

  2. Предмет общей социологии, ее место в структуре социологического знания.

  3. Категориальный аппарат общей социологии, проблемное поле общесоциологических исследований.


Литература:

  1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–190.

  2. Общая социология: Учебное пособие / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000. – Гл. I.

  3. Фролов С.С. Социология. – М., 1996. Предисловие. Раздел I.

  4. Немировский В.Г. Современная социология. – Красноярск, 2002. – с. 6–50.

  5. Кравченко А.И. Социология. – М., 1997. – С. 11–33.

  6. Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука // Социс. – 1994. – № 3.

  7. Ядов В.А. Размышления о социологии // Социс. – 1990. – № 2.

  8. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социс. – 1997. – № 6.


Семинарское занятие 2. Типы научности в социологии

  1. Формирование принципов классического естествознания в Новое время и приобщение к ним социологической науки.

  2. Методология неклассической науки и роль неклассичности в развитии социологии.

  3. Постнеклассический тип научности и современность.


Литература:

  1. Кохановский В.П. Философия и методология науки.

  2. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000.

  3. Субетто А.И. Неклассическая социология: концептуальная новизна, объективная необходимость / Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. – М.: Интеллект, 1998.

  4. Култыгин В.П. Классическая социология. – М.: «Наука», 2000.

  5. Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии XXI века / История теоретической социологии. Социология XIX века. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

  6. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. – Красноярск, 1998.

  7. Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.

  8. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). – Ростов-на-Дону, 2003.


Семинарское занятие 3. Основы социальной жизни

  1. Общество и природа: генетическая связь и системно-функциональное взаимодействие.

  2. Понятие социального: различные варианты трактовки. Сущность социального действия и социального взаимодействия.

  3. Социальное пространство и время, их специфика.

Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

  2. Взаимодействие общества и природы / под ред. Е.Т. Фадеева. – М., 1986.

  3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  4. Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использования. – Новосибирск, 1987. – Гл. IIII.

  5. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. – Свердловск, 1974. – Гл. 1.

  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.


Семинарское занятие 4. Социальная структура и социальная стратификация (1 часть)

  1. Общество как система. Понятия «социальная система», «социальная структура», «социальная функция», «социальный элемент».

  2. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства в социологии. Социальные статусы и социальные роли.

  3. Исторические формы социального неравенства и социальной стратификации.


Литература:

  1. Общая социология: Учебное пособие / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

  2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  3. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.

  4. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. – 1992. –№ 2–4.

  5. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. – №№ 7, 9, 11.

  6. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. – М., 2005.

  7. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром // THESIS. – Весна. – 1993. – Т. 1. – Вып. 2.

  8. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. – 1996. – № 2.

  9. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001.



Семинарское занятие 5. Социальная структура и социальная стратификация (2 часть)

  1. Социальная стратификация: определение понятия, критерии, уровни, виды.

  2. Различные трактовки социальной стратификации в социологической науке.

  3. Модели социальной стратификации современного западного общества.

Литература:

  1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1995.

  3. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994. – С. 8–30.

  4. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. – №№ 7, 9, 11.

  5. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социс. – 1992. –№ 2–4.

  6. Голенкова З.Т., Романенко Л.М., Борисов П.Б. Британские социологи о современном среднем классе // Социс. – 1996. – № 10.


Семинарское занятие 6. Социальная структура и социальная стратификация (3 часть)

  1. Социальная мобильность: типология и механизмы.

  2. Особенности социальной структуры советского общества.

  3. Основные тенденции изменения социальной структуры в современной России.


Литература:

  1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  2. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение. – М., 1989.

  3. Восленский М. Номенклатура. – М.,

  4. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5.

  5. Громова Р.Г. Социальная стратификация в самооценке россиян // Общественные науки и современность. – 1997. – № 6.

  6. Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Полис. – 1995. – № 5.

  7. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2.


Семинарское занятие 7. Социальные институты и организации (1 часть)

  1. Понятие социального института. Процесс институционализации.

  2. Типология социальных институтов.

  3. Основные функции социальных институтов. Понятие дисфункции.


Литература:

  1. Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. – Гл. 8, 17.

  2. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994. – Гл. 5 – С. 194–204.

  3. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки. – 1984. – № 1.

  4. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994. – С. 379–448.

  5. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000. – Раздел IV.

  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.


Семинарское занятие 8. Социальные институты и организации (2 часть)

  1. Экономические институты современного общества. Проблемы экономической социологии.

  2. Экономические системы, их сравнительная характеристика.

  3. Институты в системе культуры. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.


Литература:

  1. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  2. Сорокин П.А. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства // Социс. – 1994. – № 2.

  3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  4. Шаповалов В.Ф. Откуда придет дух капитализма // Социс. – 1994. – № 2.

  5. Норт Д.К. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М., 1997.

  6. Дмитриенко В.А. Образование как социальный институт. – Красноярск, 1987.

  7. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме. – Барнаул, 2002. –Разделы IV, V, VI.

  8. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1999.

  9. Бонкс А. Социология образования. – Минск, 1994.

  10. Ковалева А.И. Кризис системы образования // Социс. – 1994. – № 3.


Семинарское занятие 9. Социальные общности и социальные группы (1 часть)

  1. Понятия «социальная общность» и «социальная группа»: варианты трактовки.

  2. Механизмы формирования социальных общностей и социальных групп.

  3. Типология социальных групп.


Литература:

  1. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. – С. 60–70.

  2. Миллз Теодор М. О социологии малых групп // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. – М., 1972.

  3. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000. – Гл. XIII.

  4. Фролов С.С. Социология. – М., 1996. – Гл. 10.

  5. Кравченко А.И. Социология. – М., 1997. – Гл. 8.

  6. Бобров М.Я. Общие законы развития коллектива. – Барнаул, 1992. – С. 63–110.

  7. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 330–335.

  8. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? (О проблеме реальности в социологии) // Социс. – 1996. – № 12.

  9. Григорьев С.И. К вопросу о первичной социальной ячейке современного общества. – М., 2006.


Семинарское занятие 10. Социальные общности и социальные группы (2 часть)

  1. Социальная группа как «посредник» между человеком и обществом.

  2. Личность в малой группе. Проблема групповой самоидентификации в социальной теории и практике.

  3. Методы социологического исследования социальных групп. Социометрия.


Литература:

  1. Лапин Н.И. Проблема неформальной группы в «индустриальной социологии» // Социологические исследования. – Вып. 2. – М., 1968. – С. 175–182.

  2. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 316–329.

  3. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 330–335.

  4. Морено Дж. Социометрия // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 260–292.

  5. Блау П.М. Исследование формальных организаций // Американская социология. – М., 1972. – С. 93–106.

  6. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социс. – 1996. – № 1.


Семинарское занятие 11. Социология семьи (1 часть)

  1. Проблема гендерного неравенства в социологии. Гендерная самоидентификация.

  2. Понятия брака и семьи: подходы к определению.

  3. Семья как малая социальная группа. Типология семейных структур и отношений.


Литература:

  1. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социс. – 1992. – № 7.

  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – 2-е изд. – Т. 21.

  3. Мацковский М.С. Социология семьи. – М., 1985.

  4. Голод С.И. Семья и брак. – М., 1998.

  5. Сысенко В.А. Устойчивость брака. – М., 1981.

  6. Основы социологии / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 1993.

  7. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М., 2003.


Семинарское занятие 12. Социология семьи (2 часть)

  1. Семья как социальный институт. Функции семьи.

  2. Трансформация института семьи в современном обществе.

  3. Семья в системе социальных институтов современной России.

  4. Семейные конфликты и разводы как социальная проблема.


Литература:

  1. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс. – 1995. – № 10.

  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – М., 2004.

  3. Бергер Я.М. Эволюция семьи в современном обществе. – М., 1988.

  4. Голод С.И. Будущая семья, какова она. – М., 1990.

  5. Дробышев Л.И. Социология семьи. – М., 2000.

  6. Лавриненко В.Н. Социология семьи. – М., 1998.

  7. Кузнецова Н. Семья в России: вчера, сегодня, завтра // Женщины России. – М., 1995.

  8. Сысенко А. Семейные конфликты. – М., 1980.


Семинарское занятие 13. Социология личности (1 часть)

  1. Понятия человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Проблема человека в социологии.

  2. Личность как объект и субъект общественных отношений.

  3. Структура личности в социологии: основные элементы и связь между ними.


Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2002. – Гл. 2. – С. 51–69.

  2. Резвицкий И. Личность, индивидуальность, общество. – Л., 1984.

  3. Немировский В.Г. Социология личности. – Красноярск, 1989.

  4. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века. – Барнаул, 1996.

  5. Бурдье П. Начала. – М., 1994.

  6. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. – М., 1998.



Семинарское занятие 14. Социология личности (2 часть)

  1. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.

  2. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации (в концепциях Э. Эриксона и Л. Колберга).

  3. Агенты и факторы социализации. Понятия десоциализации и ресоциализации.


Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000. – Гл. XIX и XX.

  2. Немировский В.Г. Социология личности. Теория исследования и опыт. – Красноярск, 1989.

  3. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994. – С. 224–227.

  5. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994. – С. 227–237.

  6. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1994. – С. 316–330.

  7. Бурдье П. Начала. – М., 1994.

  8. Элиас Н. О процессе цивилизации. – М.-СПб., 2001. – С. 235–341.


Семинарское занятие 15. Девиантное поведение и социальный контроль (1 часть)

  1. Человек в системе социального контроля.

  2. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции поведения. Иерархия социальных норм.

  3. Понятие социальной аномии. Признаки аномичного общества.


Литература:

  1. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  2. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000. – Раздел III.

  3. Вишневский А.Г. Социальные регуляторы и человек // Постижение. – М., 1989. – С. 52–69.

  4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.

  5. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. – №№ 2–4.


Семинарское занятие 16. Девиантное поведение и социальный контроль (2 часть)

  1. Понятие девиации.

  2. Теории девиантного поведения: биологические (Ломброзо, Шелдон), психологические (Фрейд), социологические (Дюркгейм, Мертон).

  3. Типы девиантного поведения и пути их преодоления.


Литература:

  1. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  2. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. – 1992. – №№ 2–4.

  3. Смелзер Н. Девиация и социальный контроль // Социс. – 1992. – № 1.

  4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.

  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс. – 1992. – № 7, 10.

  6. Дюркгейм Э. Самоубийство. – М., 1994.


Семинарское занятие 17. Социология культуры (1 часть)

  1. Понятие культуры: различные подходы к определению. Проблема соотношения культуры и цивилизации.

  2. Культура и общество: трактовки их соотношения и взаимодействия.

  3. Основные элементы культуры, связь между ними.


Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2002.

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000.

  4. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Философия и мировоззрение. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990.

  5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

  6. Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.

  7. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. – М.; СПб., 2000.


Семинарское занятие 18. Социология культуры (2 часть)

  1. Типология и динамика культур. Культура восточного и западного типов.

  2. Субкультуры и контркультуры в жизни современного российского общества.

  3. Элитарная и массовая культура, их соотношение.


Литература:

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

  2. Маритен Ж. Ответственность художника / Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

  3. Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства / Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

  4. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. – М., 1994.

  5. Бореев В.Ю. Культура и массовая коммуникация. – М., 1986.

  6. Семенов В.А. Массовая культура в современном мире. – СПб., 1991.

  7. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000.

  8. Кара-Мурза С.Г. Истмат и проблема Восток–Запад. – М., 2002.

  9. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и не массовой // Социс. – 1990. – № 8.

Семинарское занятие 19. Социология культуры (3 часть)

  1. Социальные функции культуры.

  2. Состояние и основные направления трансформации культуры современного российского общества.

  3. Понятие культурного кризиса и пути выхода из него.


Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998.

  3. Кондыков А.С. Общество и культура. – Барнаул, 1994.

  4. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. – М.; СПб., 2000.

  5. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб., 1999.

  6. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. – М., 1979.

  7. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века. – М., 2003.


Семинарское занятие 20. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию

  1. Сущность и различие формационного и цивилизационного подходов к общественному развитию.

  2. Основные концепции цивилизационного подхода (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

  3. Проблема взаимодействия цивилизаций.


Литература:

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

  2. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

  3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

  4. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. – 1991. – № 11.

  5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Общественные науки и современность. – 1994. – № 1.

  6. Русская цивилизация и соборность. – М., 1994.

  7. Логика социокультурной эволюции (ч. 1). – Бийск, 1996.


Семинарское занятие 21. Диалектика общественного развития

  1. Диалектическая и метафизическая концепции развития, их роль для социального познания и практики.

  2. Соотношение эволюции и революции в развитии общества: варианты трактовки.

  3. Проблема направленности общественного развития. Критерии социального прогресса.


Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

  2. Ленин В.И. К вопросу о диалектике / Ленин В.И. Философские тетради. – ПСС. Т. 29.

  3. Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. – 1998. – № 1.

  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

  5. Социальная перспектива (философско-методологический анализ современных западных концепций). – Киев, 1992.

  6. Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы. – Новосибирск, 2002.

  7. Руткевич М.Н. О диалектике и эклектике в теоретической социологии // Социологический журнал. – 1996. – № 1–2.


Семинарское занятие 22. Законы общественного развития.

  1. Специфика законов общественного развития по отношению к законам природы.

  2. Основные способы формирования теоретического знания и формулировки законов в социологии.

  3. Субстанциональные и структурно-функциональные законы жизни человека и общества (по М.Я. Боброву).


Литература:

  1. Общая социология / под ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

  2. Спенсер Г. О законах вообще и порядке их открытия / Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1999.

  3. Бобров М.Я. Общие законы развития человека. – Барнаул, 1989.

  4. Бобров М.Я. Система законов и категорий общей социологии. – Барнаул, 1993.

  5. Бобров М.Я. Гомология. – Барнаул, 1996.

  6. Гидденс Э. Устроение общества. – М., 2005. – С. 450–467.


Семинарское занятие 23. Проблема цикличности в общественном развитии

    1. Понятие цикличности, ее роль в жизни общества. Циклы функционирования и циклы развития.

    2. Культурогенные, социогенные и космогенные циклы (по В.Г. Немировскому).

    3. Специфика социальных циклов, их связь с цикличностью природных процессов.


Литература:

  1. Петров В.М., Голицын Г.А. Полувековые циклы в социокультурной эволюции // Формирование новой парадигмы обществоведения / Под ред. Ю.В. Яковца, Р.Г. Яновского.

  2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000.

  3. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

  4. Немировский В.Г. Введение в теоретическую социологию. – Красноярск, 1992.

  5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990.

  6. Соболева О. Цикличность в общественных процессах // Студенческие исследования. – Вып. 2. – Барнаул, 1996.


Семинарское занятие 24. Пути и возможности социального прогнозирования

    1. Предвидение и его роль в науке. Особенности социального прогнозирования.

    2. Виды социального прогнозирования. Поисковое и нормативное прогнозирование, связь между ними.

    3. Проблемы развития социальной футурологии.


Литература:

  1. Сутягин В.С. О соотношении научных прогнозов и государственных программ социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. – 1998. – № 1.

  2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. – М., 1993.

  3. Бестужев-Лада И.В. Ближайшее будущее России глазами социологов середины 1990-х годов (опыт экспертной оценки) // Социология на пороге XXI века. – М., 1998.

  4. Бестужев-Лада И.В. «Эффект футурофобии» в обыденном и политическом сознании // Социс. – 1990. – № 11.

  5. Мичурин , Ягодина . Социологические прогнозы и реальность // Социс. – 1992. – № 1.

  6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.


Семинарское занятие 25. Социология человечества (1 часть)

  1. Понятие «международная общность». Факторы формирования человечества как социальной общности.

  2. Формы международной общности: дикость, варварство, цивилизация.

  3. Социосфера и ее структура.


Литература:

  1. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. – Л., 1934. – Гл. 2, 3, 4.

  2. Высоцкий Б.П. Об основных проблемах геологии социосферы // Природа и общество – М., 1968. – С. 141–152.

  3. Субетто А.И. Ноосферизм. – СПб. – Т. 1. – С. 7–13; 15–24.

  4. Бобров М.Я. Эволюция законов в жизни социолога, социосферы и ноосферы // Вестник алтайской науки. Проблемы социологии и психологии. – 2001. – № 1. – С. 19–34.

  5. Бобров М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования. – Барнаул, 1999. – С. 76–117.


Семинарское занятие 26. Социология человечества (2 часть)

  1. Специфика социальных отношений на международном уровне.

  2. Проблема стратификация мирового сообщества.

  3. Социальные проблемы жизни объединяющегося человечества.


Литература:

  1. Социология / Сост. И.П. Яковлев. – СПб., 1993.

  2. Кравченко А.И. Социология. – М., 1997.

  3. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века. – М., 1998.

  4. Валлерштайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. – М., 1998.

  5. Валлерштайн И. Анализ мировых систем и ситуаций в современном мире. – СПб., 2001.

  6. Салин Ю. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность. – 1995. – № 4.


Семинарское занятие 27. Социология человечества (3 часть)

  1. Трансформация человеческого сообщества: глобализм и глобализация.

  2. Влияние глобальных процессов на состояние и развитие российского общества.

  3. Глобальные проблемы современности: понятие, виды и пути их решения.

  4. Возможности социологии в контексте решения глобальных проблем современности.


Литература:

  1. Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современные процессы // Социально-гуманитарное знания. – 2002. – № 3.

  2. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М., 1995.

  3. Гребениченко С.Ф., Давыдов В.Л. Глобализация, интересы России и кризис СНГ // Социально-гуманитарное знание. – 2005. – № 5.

  4. Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений // Социально-гуманитарное знание. – 2003. – № 3.

  5. Дницкий О.Н. Экологическое движение и контекст становления гражданского общества в посттоталитарной среде // Социс. – 1992. – № 12.

  6. Экологическая политика: роль гражданских инициатив // Социс. – 1992. – № 10.


5. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы


  1. Что изучает общая социология?

  2. Графически изобразите соотношение понятия «общая социология» с понятиями:

А) «социология»

Б) «теоретическая социология»

В) «эмпирическая социология»

  1. Охарактеризуйте функции общей социологии.

  2. Чем отличается осмысление общества с позиций социологии от понимания общества:

А) философского

Б) религиозного

В) житейского

  1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения социологии:

А) теоретические

Б) социальные

  1. Расшифруйте формулу «социология – полипарадигмальная наука».

  2. Назовите и охарактеризуйте основные социологические парадигмы.

  3. Раскройте все значения категории «социальная жизнь». Какие из смыслов данной категории используются общей социологией?

  4. Что такое социологический закон?

  5. Назовите основные объекты изучения общей социологии.

  6. Что такое социальное пространство?

  7. Что такое социальное время?

  8. Общество – это элемент структуры человечества. А возможны ли другие элементы?

  9. Каковы исходные элементы общества? Можно ли сказать, что общество состоит из людей подобно тому, как в состав муравейника входят отдельные муравьи?

  10. Охарактеризуйте значение социальной стратификации общества в его функционировании.

  11. В чем специфика социально-классовой структуры советского общества?

  12. Дайте определение понятия социальной мобильности. Раскройте его содержание на примере стратификации и мобильности социальных групп.

  13. Дайте определение понятия «социальный институт».

  14. Как изменяется в настоящее время функциональное взаимодействие социальных институтов в процессе осуществления социального контроля?

  15. Что необходимо для формирования нового социального института?

  16. Приведите примеры социальных институтов, возникших в российском обществе в постсоветский период.

  17. В чем причины дисфункционального состояния современной российской экономики?

  18. Назовите явные и латентные функции института образования.

  19. Изучение всякой системы начинается с элементов. Социальная группа является системой. Покажите, что человек относится к элементам этой системы.

  20. Расскажите о происхождении и развитии категории «социальная группа» в общей социологии.

  21. Известно, что в действительности существуют самые различные социальные группы. Какова причина их разнообразия?

  22. В какой социальной группе существует свой образ жизни? В каких свойствах он проявляется в Вашей учебной группе?

  23. Известно, что существуют малые и большие социальные группы. Поясните различие между ними.

  24. Раскройте структуру и динамику социальной группы.

  25. Какие проявления гендерного неравенства существуют в современной России?

  26. Покажите связь между типом семьи и характером выполняемых семьей функций.

  27. С какими социальными институтами особенно тесно взаимодействует в процессе функционирования современная семья?

  28. Назовите основные направления трансформации современной семьи как социального института.

  29. В чем заключено принципиальное различие представлений о человеке в общей социологии от его понимания: а) философией, б) антропологией, в) медициной, и другим научным дисциплинам?

  30. Дайте социологический анализ соотношения понятий «человек» и «личность».

  31. Чем выдающиеся личности отличаются от заурядных?

  32. Проанализируйте соотношение понятий «человек» и «индивид». Выделите их основные элементы и свойства.

  33. Что такое социализация человека?

  34. Назовите основные факторы и механизмы социализации человека.

  35. Какие этапы социализации выделяют Э. Эриксон и Л. Колберг?

  36. В чем суть проблемы целостности человека?

  37. Какие элементы в структуре личности выделяются социологами?

  38. Что такое социальные нормы и социальные санкции?

  39. Как соотносятся понятия «социальная аномия» и «социальная девиация»?

  40. Чем отличаются первичная и вторичная девиация по своим социальным механизмам?

  41. Какие виды девиантного поведения выделяет Р. Мертон?

  42. Приведите примеры инновации, ритуализма и ретритизма в современном российском обществе.

  43. Каковы особенности изучения культуры в социологии?

  44. Назовите социальные институты, которые одновременно являются элементами культуры.

  45. Назовите системообразующие элементы культуры на разных этапах исторического развития общества.

  46. Какова роль субкультур и контркультур в функционировании и развитии общества?

  47. Существует ли профессиональная субкультура социологов (социальных работников, рекламистов, информатиков)? Если да, то что для нее характерно?

  48. В чем отличие массовой культуры современного общества от народной?

  49. Какие основные и промежуточные типы культур выделяет П.А. Сорокин?

  50. Назовите принципиальные различия между формационным и цивилизационным подходами к общественному развитию.

  51. Как соотносятся культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера?

  52. В чем причина столкновения цивилизаций в современном мире (в трактовке С. Хантингтона)?

  53. В чем проявляется воспроизводство целостной жизни общества?

  54. Охарактеризуйте особенности социального детерминизма в обществе.

  55. Соотнесите динамические и вероятно-статистические характеристики общества.

  56. В чем заключается историзм объективных законов развития общества?

  57. Расскажите о субстанциональных и структурно-функциональных законах (по М.Я. Боброву). Чем они отличаются друг от друга?

  58. Какие циклические процессы в функционировании и развитии общества можно обнаружить?

  59. Чем отличаются культурогенные циклы (по В.Г. Немировскому) от космогенных и социогенных?

  60. В чем особенности нормативного и поискового прогнозирования, какова их связь друг с другом?

  61. Можно ли построить теорию социального будущего?

  62. В чем сложности прогнозирования социальных процессов?

  63. Международная общность, как и всякая иная, имеет свою внутреннюю структуру. Раскройте ее элементы.

  64. Если существует международная жизнь, то появляются международные проблемы. Назовите основные из современных международных проблем.

  65. Обозначьте основные тенденции и направления развития социологической науки.


6. Примерные темы реферативных и курсовых работ


  1. Типология обществ: основные подходы и перспективы в глобализационном аспекте (исторические типы и современный подход).

  2. Сравнительная характеристика основных способов развития общества (прогресс и регресс, эволюция и революция).

  3. Социальные общности: предпосылки их становления, изменений, развития.

  4. Формирование новых общностей (движений и т.д.) в современной России.

  5. Проблема социального неравенства в контексте социальных изменений современного российского общества.

  6. Природа и факторы социальной стратификации.

  7. Основания социальной стратификации: от единообразия к многообразию?

  8. Основные тенденции социальной мобильности в современном мире.

  9. Проблемы и перспективы «алармистских» направлений исследований в социологии.

  10. Зарубежные и отечественные теоретики о понятии социального института.

  11. Трансформация социального института семьи (образования, воспитания, здравоохранения и др. …) в современном российском обществе.

  12. Взаимодействие института семьи и образования в процессе социализации личности: настоящее и будущее.

  13. Представления о семье в различных религиозных конфессиях.

  14. Сравнительный анализ типологий личности в психологии и социологии.

  15. Основные агенты социализации: трансформация, проблемы, перспективы.

  16. Общее и различие в понятиях коллектива и группы, массы и толпы.

  17. Социальные нормы и социальный контроль: проблема соответствия в современном обществе.

  18. Социальная аномия: теория (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и практика современного российского общества.

  19. Сравнительный анализ проявления социальной аномии и девиации в американском и российском обществах.

  20. Система факторов девиантного поведения несовершеннолетних.

  21. Культура и социальные изменения.

  22. Культура как социологическая категория.

  23. Трансформация ценностей в современном российском обществе.

  24. Проблема соответствия ценностей общества (группы) и ценностей личности.

  25. Ценностные ориентации: структура, уровни, типология.

  26. Проблема социальной адаптации в условиях трансформации экономической (политической, духовной и др.) сферы общества.

  27. Социализация и адаптация: точки пересечения современных процессов.

  28. Социологические аспекты изучения социального времени.

  29. Глобализация социальных процессов: плюсы и минусы для российского социума.

  30. Социология человечества: история и перспективы.

7. Вопросы к экзамену


  1. Объект и предмет социологии как науки: подходы к определению.

  2. Предмет общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания.

  3. Макро- и микросоциология, их соотношение.

  4. Категориальный аппарат социологической науки.

  5. Типы научности в социологии.

  6. Классический тип научности в социологии: общие черты и крупнейшие представители.

  7. Неклассическая и постнеклассическая социология, их соотношение.

  8. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли.

  9. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.

  10. Критерии и причины возникновения социальной стратификации: варианты трактовки.

  11. Проблема соотношения социального равенства и социальной справедливости.

  12. Социальная мобильность: типология и механизмы.

  13. Модели социальной структуры современного западного общества.

  14. Социальная структура советского общества. Номенклатура.

  15. Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.

  16. Понятия социального института и процесса институциализации.

  17. Социальные институты: виды и функции.

  18. Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

  19. Понятие и виды экономических систем.

  20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.

  21. Понятие социальной общности и социальной группы, различные подходы к определению.

  22. Типология социальных общностей и социальных групп

  23. Проблема гендерного неравенства в социологии.

  24. Понятие семьи. Типология семейных структур и отношений.

  25. Семья как социальный институт. Функции семьи.

  26. Семейные конфликты: причины и пути преодоления.

  27. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

  28. Проблема человека в социологии.

  29. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.

  30. Личность как субъект и объект общественных отношений.

  31. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации.

  32. Структура личности в социологии (основные элементы и связь между ними).

  33. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции.

  34. Понятия социальной аномии и социальной девиации.

  35. Причины девиантного поведения: варианты трактовки.

  36. Типология девиантного поведения по Р. Мертону.

  37. Соотношение понятий «культура и цивилизация», «культура» и «общество». Социальные функции культуры.

  38. Социокультурная система. Основные элементы культуры, их роль в жизни человека и общества.

  39. Типология и динамика культур по П.А. Сорокину.

  40. Субкультуры и контркультуры в современном российском обществе.

  41. Элитарная и массовая культура, их соотношение.

  42. Сущность формационного и цивилизационного подходов к общественному развитию.

  43. Основные концепции цивилизационного подхода к развитию общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

  44. Специфика законов общественного развития и пути их формулировки в социологии.

  45. Субстанциональные и структурно-функциональные законы жизни человека и общества по М.Я. Боброву.

  46. Сущность социологического реализма и номинализма.

  47. Социальное прогнозирование: пути, возможности и перспективы.

  48. Соотношение механизмов эволюции и революции в общественном развитии.

  49. Проблема направленности общественного развития. Критерии социального прогресса.

  50. Цикличность в функционировании и развитии общества. Культурогенные и социогенные циклы по В.Г. Немировскому.

  51. Основные проблемы социологии человечества.

  52. Глобальные проблемы современности и их социологическое «измерение».


8. Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Аитов Н.А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социс. – 1996. – № 7.

  2. Американская социологическая мысль / Под ред. В.В. Добренькова. – М., 1996.

  3. Американская социологическая мысль. – М., 1994.

  4. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.

  5. Андреев С.С. Общая социология // Социально-политический журнал. – 1993. – №№5–6; 1994. – №№ 3–6.

  6. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки. – 1984. – № 1.

  7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

  8. Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что же такое общество? // Общественные науки и современность. – 1997. – № 3.

  9. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1993.

  10. Бауман З. Мыслить социологически. – М., 1996.

  11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

  12. Беляева Ю.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социс. – 1995. – № 11.

  13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

  14. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.

  15. Бобров М.Я. Гомология. – Барнаул, 1996.

  16. Бобров М.Я. Законы исторической социологии и методы их исследования. – Барнаул, 1999.

  17. Бобров М.Я. Система законов и категорий общей социологии. – Барнаул, 1993.

  18. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века. – Барнаул, 1996.

  19. Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс. – 1991. – № 5.

  20. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. – М., 1998.

  21. Бурдье П. Начала. – М., 1994.

  22. Бурдье П. Оппозиции современной социологии // Социс. – 1996. – №№ 1–2, 7–10.

  23. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуаций в современном мире. – СПб., 2001.

  24. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс. – 1997. – № 12.

  25. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESYS. – Зима. – 1993.

  26. Гидденс Э. Пол, матриархат и развитие капитализма // Социс. – 1992. – № 7.

  27. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. – 1992. – № 9, 11.

  28. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения. – СПб., 1993.

  29. Голенкова З.Т., Романенко Л.М., Бирюков П.Б. Британские социологи о современном среднем классе // Социс. – 1996. – № 10.

  30. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социс. – 1996. – № 1.

  31. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. – Л., 1984.

  32. Горяинов Ю.Л. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социс. – 1997. – № 3.

  33. Градскова Ю. Новая идеология семьи и ее особенности в России // Общественные науки и современность. – 1997. – № 2.

  34. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. – Барнаул, 2001.

  35. Григорьев С.И. К вопросу о первичной социальной ячейке современного общества. – М., 2006.

  36. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. – Барнаул, 2000.

  37. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб, 1997.

  38. Громова Р.Г. Социальная стратификация в самооценке россиян // Общественные науки и современность. – 1997. – № 6.

  39. Гурко Т.А. Родители в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. – 1997. – № 1.

  40. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс. – 1995. – № 10.

  41. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии // Социс. – 1992. – № 9.

  42. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии XX в. // Социс. – 1993. – № 5.

  43. Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX в. // Социс. – 1995. – №8.

  44. Дмитриенко В.А. Образование как социальный институт. – Красноярск, 1987.

  45. Доброчеев О.В. Физические закономерности общественного развития от тысячелетних цивилизаций до сегодняшних дней // Общественные науки и современность. – 1996. – № 6.

  46. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества. //Общественные науки и современность. – 1997. – № 2.

  47. Зиновьев А.А. Запад: Феномен западнизма. – М., 1995.

  48. Зуй М.И. Социология – мифология – философия (типы сознания) // Социс. – 1996. – № 12.

  49. Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука // Социс. – 1994. – № 3.

  50. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998.

  51. История теоретической социологии: в 4 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 1997.

  52. История теоретической социологии: в 5 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. – М., 1997.

  53. Кабыща А.В. Наукометрический анализ структуры современного социологического знания // Социс. – 1997. – №6.

  54. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону, 1996.

  55. Кара-Мурза С. Истмат и проблемы Восток-Запад. – М., 2002.

  56. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. В 2-х кн. – М., 2002.

  57. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? (О проблеме реальности в социологии) // Социс. – 1996. № 12.

  58. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994.

  59. Коростелева О.Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. – Барнаул, 2005.

  60. Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли // Социально-политический журнал. – 1996. – № 2.

  61. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие. – М., 1997.

  62. Кравченко А.И. Социология: хрестоматия. – М., 1997.

  63. Кравченко Е.И. О бремени и соблазнах социологического мышления // Социс. –1996. – № 8.

  64. Кузнецов В.И. Социальное метатеоретизирование и его значение.

  65. Маришен Ж. Человек и государство. – М., 2000.

  66. Маркович Д. Общая социология: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 1993.

  67. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания. // Социс. – 1997. – № 6.

  68. Монусова Г.А., Гуськова Н.А. Внутрифирменная мобильность и «закрытые» группы // Социс. – 1996. – № 2.

  69. Немировский В.Г. Введение в теоретическую социологию. – Красноярск, 1991.

  70. Немировский В.Г. Социология личности. – Красноярск, 1989.

  71. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. – Красноярск, 1998.

  72. Новиков В.Н. Исходные парадигмы русской социологии // Свободная мысль. – 1993. – № 6.

  73. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс. – 1998. – № 3.

  74. Осипов С.И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление // Социс. – 1998. – № 3.

  75. Основы социологического знания / Научный ред. Ю.Е. Растов. – Барнаул. – 1992. – Ч. 1.

  76. Панкова Л.Н. Традиции и инновации в современной теоретической социологии // Вест. Моск. ун-та. – Сер. 18. Социология и политология. – 1997. – № 3.

  77. Паретто В. О применении социологических теорий // Социс. – 1995. – № 10; 1996. – №№ 1–2, 7, 10.

  78. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000.

  79. Проблемы теоретической социологии / Под ред. А.О. Бороноева. – СПб., 1996.

  80. Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. – 1998. – № 1.

  81. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1996

  82. Резвицкий И. Личность, индивидуальность, общество. – Л., 1984.

  83. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. – 1995. – № 8.

  84. Руткевич М.Н. О диалектике и эклектике в теоретической социологии // Социологический журнал. – 1996. – № 1–2.

  85. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – СПб., 2001.

  86. Салин Ю. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность. – 1995. – № 4.

  87. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.

  88. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1983.

  89. Словарь виталистской социологии / под ред. С.И. Григорьева. – М., 2006.

  90. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

  91. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. (Сборник). – Новосибирск, 1995.

  92. Сорокин П. Человек, цивилизация. Общество. – М., 1992.

  93. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. – М., 1994.

  94. Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1993. – Т. 1 и 2.

  95. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000.

  96. Социальная теория: к новой парадигме // Полис. – 1993. – № 4.

  97. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

  98. Социология на пороге XXI века / Ред. С.И. Григорьев (Россия), Ж. Коэнен – Хуттер (Швейцария). – М., 1999.

  99. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1996.

  100. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. – 1995. – № 1.

  101. Стариков Е.Н. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Полис. – 1995. – № 5.

  102. Суббето А. Неклассическая социология: сущность, основания возникновения и развития // Социология на пороге XXI века. – М., 1999.

  103. Сысенко А. Семейные конфликты. – М., 1980.

  104. Тарасов Н. Государство как институт политической системы // Социально-политический журнал. – 1994. – № 2.

  105. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5.

  106. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. – М., 1998.

  107. Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. – 1994. – № 7–8.

  108. Фролов С.С. Основы социологии. – М., 1997.

  109. Харчев А.Т. Брак и семья в СССР. – М., 1964.

  110. Шарден Т. Феномен человека. – М., 1987.

  111. Штомпка П. Много социологий для одного мира // Социс. – 1991. – № 2.

  112. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

  113. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – 2-е изд. – Т. 21.

  114. Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социс. – 1997. – № 6.







О.Т. Коростелева


ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ:


Программа и методические рекомендации
для студентов

дневного отделения факультета социологии

















Подготовка к печати: И.В. Ралко



Подписано в печать 29.09.2006 г. Формат 60х90/16

Бумага типографская. Печать офсетная. Гарнитура Tahoma

Уч.-изд. л. 1,25. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз.



Отпечатано на ризографе факультета социологии

656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66