ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 249

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики, социологии труда и управления персоналом










ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Учебно-методический комплекс
























Барнаул 2007




УДК

ББК


Умняшкина С.В. Деловое общение. Учебно-методический комплекс. Предназначен для студентов экономического факультета всех отделений. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2007г. - …с.








































СОДЕРЖАНИЕ





  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


    1. Введение

    2. Цель преподавания дисциплины

    3. Задачи изучения дисциплины.

    4. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

    5. Содержание (наименование тем лекционных, практических и семинарских занятий, их содержание и объем в часах)

    6. Основная и дополнительная литература

    7. Учебно-методическая карта дисциплины

    8. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности


  1. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

  2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ





























Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»



УТВЕРЖДАЮ

Декан__________факультета

_________________________

«___»_____________200___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

для специальности « »

факультет экономический

кафедра ЭСТиУП курс I

семестр 1

лекции 26 ч. (10 ч. для студентов вечернего отделения)

Практические (семинарские) занятия 22 ч. (20 ч. для студентов вечернего отделения)

Зачет для студентов вечернего отделения в 1 семестре

Экзамен и зачет для дневного отделения в 1 семестре

Всего часов ______Самостоятельная работа_____________

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС_____ч.


























2007г.



1.1. Ведение

Дисциплина «Деловое общение» включает:

- курс лекций;

- семинарские занятия.



1.2. Цель дисциплины


Деловое общение” - комплексная учебная дисциплина, предметом которой являются средства и способы эффективизации деловых контактов.

В условиях жесткой иерархичности деловой коммуникации, опирающейся на внешнее принуждение, доминантной компонентой общения была директива, ее получатель рассматривался как пассивный субъект, а сам процесс общения являлся периферическим среди других процессов деятельности. В современных условиях сложилась радикально противоположная ситуация, когда именно в процессе субъект-субъектной коммуникации происходит совместная выработка результирующей информации, оптимального решения, общение призвано мотивировать и активизировать субъектов труда, раскрыть и направить их индивидуальные способности, обеспечить синергическое взаимодействие участников.

Таким образом, цели курса:

- формирование у студентов системы знаний теории деловых коммуникаций;


- развитие навыков эффективных коммуникаций: публичные выступления, переговоры.


1.3. Задачи дисциплины


- формирование понимания основ этики делового общения

- ознакомление студентов с теоретическими основами коммуникационного процесса

- ознакомление студентов с основами подготовки и проведения публичных выступлений

- ознакомление с методами подготовки и проведения переговоров


Требования к уровню освоения дисциплины


Студент должен уметь:

- понимать теоретические основы коммуникационного процесса;

- знать методы подготовки к публичным выступлениям и переговорам;

- владеть профессиональными навыками в области эффективных коммуникаций.


1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины



Дисциплины

Темы

Общие основы теории общения

Все темы

Психология делового общения

Все темы

Лингвистика делового общения

Все темы

Этика деловых отношений

Все темы






1.5. Содержание дисциплины



Структура курса:

  1. Общие основы теории общения” - вводный раздел, в котором рассматривается деловое общение как учебная дисциплина, ее место в ряду других дисциплин, тематика, проблемы курса, их актуальность, описываются стороны, виды, формы, средства общения, коммуникативные барьеры, мешающие оптимальному осуществлению процесса делового взаимодействия.

  2. Психология делового общения” - раздел, посвященный описанию психологических и социально-психологических факторов, актуальных для осуществления делового общения, индивидуально-личностных и групповых особенностей, влияющих на становление и развитие деловых контактов.

  3. Лингвистика делового общения” - раздел, посвященный языковому взаимодействию субъектов, нормативным, коммуникативным аспектам устной и письменной речи, правилам подготовки и проведения эффективного общения на вербальном уровне в различных сферах деятельности.

  4. Этика деловых отношений” - раздел, в котором рассматриваются социально-этические процессы, протекающие в нашем обществе в настоящее время, закладывается этическая основа деловых отношений, изучаются этикетные нормы и принципы, актуальные для эффективного проведения делового взаимодействия.

Тематический план (для дневного отделения)



№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

лекции

семинары

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

1

Деловое общение как комплексная учебная дисциплина

2

2



4

2

Общение как вид общественной деятельности людей

2

2



4

3

Психология деятельности и познавательных процессов

2

2



4

4

Психология личности

2

2



4

5

Социально-психологические аспекты межличностных отношений

2

2



4

6

Деловая риторика

2

2



4

7

Диалогика

2

4



6

8

Деловые переговоры

2

4



6

9

Стилистика делового общения

2

2



4

10

Этика делового общения

2

2



4

11

Этикет делового общения

2

2



4




Тематический план (для заочного и вечернего отделения)


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

лекции

семинары

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

1

Деловое общение как комплексная учебная дисциплина

2




2

2

Общение как вид общественной деятельности людей

2

2



4

3

Психология деятельности и познавательных процессов


2



2

4

Психология личности

2

2



4

5

Социально-психологические аспекты межличностных отношений

2




2

6

Деловая риторика


2



2

7

Диалогика


2



2

8

Деловые переговоры

2

2



4

9

Стилистика делового общения


2



2

10

Этика делового общения


2



2

11

Этикет делового общения


2



2










1.6. Основная и дополнительная литература


Рекомендуемая литература (основная):


  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд.-М.:ИНФРА-М, 2002.

  2. Данкел Ж. Деловой этикет. — Ростов н/Д., Феникс, 1997.

  3. Дебольский М. Психология делового общения. — М., 1992.

  4. Психология и этика делового общения: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриенко. — М., 1995.

  5. Снелл Ф. Искусство делового общения. — М., 1990.

  6. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. — Мн., 1996.


Рекомендуемая литература (дополнительная):


  1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.

  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.

  3. Авдеев В.В. Формирование команды. — 2 изд., перераб. и доп. — М., 1999.

  4. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. — Новосибирск, 1992.

  5. Аверченко Л.К. Психологические аспекты формирования имиджа // Ре­формируемая Россия: Социологический аспект. Материалы II научной конференции. — Н-сибирск, 1994.

  6. Андреев В. И. Деловая риторика. — Казань, 1993.

  7. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. — Казань, 1992.

  8. Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения в 4-х томах. — М., 1976.-Т. 2.

  9. Арредондо Лэни. Искусство деловой презентации: Пер. с англ. — Челя­бинск, 1998.

  10. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Мн., 2000.

  11. Бенедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж

  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимо­отношений. Люди, которые играют в игры: Психология чело­веческой судьбы: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.

  13. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. — М., 1992. — Гл. 1—3.

  14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

  15. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.

  16. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 1998.

  17. Браун Д. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.

  18. Брудный А.А. Понимание и общение. — М., 1989.,

  19. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — М., 1999.

  20. Вилсон Глен, Маккафлин Крис. Язык жестов. — СПб., 1999.

  21. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. — Л., 1980.

  22. Власова Н. И проснешься боссом... Справочник по психологии управле­ния. —М.: ИНФРА-М, 1994. — Т. 1-3.

  23. Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. — М.: ИНФРА-М., 1996.

  24. Дашков Л.П. Как преуспеть в бизнесе. — М., 1993.

  25. делового человека. — М., 1996. Вечер Л. С. Секреты делового общения. — Мн., 1996.

  26. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. — Мн., 1986.

  27. Деревицкий А.А. Шпаргалка агента: Агентская работа в рекламе, страхо­вании, коммерции. — Киев, 1995.

  28. Джейм М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный ана­лиз с гештальтупражнениями. — М., 1993. Дип С., СесменЛ. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. — М.,

  29. Добрович А.А. Общение: Наука и искусство. — М., 1989.

  30. Добротворский И. Технология успеха: Все, что нужно знать о достижении успеха. — М., 1996.

  31. ИвинА.А. Искусство правильно мыслить. — М., 1990.

  32. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. — М., 1994.

  33. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. — М., 1992.

  34. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности оп­ределяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. — М., 1995.

  35. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л., 1990.

  36. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб., 1997.

  37. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. — М., 1993.

  38. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М., 1993.

  39. Кудреватых Ч.П. Риторика. — Мн., 1997.

  40. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. — М.: ИНФРА-М, 1995.

  41. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. — М.: ОСЬ-89, 1996.

  42. Кузин Ф.А. Культура делового общения. — М., 1997.

  43. Культура устной и письменной речи делового человека. Практикум. — М., 1997.

  44. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студентов ву­зов. — Ростов н/Д., 1995.

  45. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д., 1986.

  46. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры... — М., 1993.

  47. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. — М., 1991.

  48. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. — М., 1998.

  49. Логика и риторика. Хрестоматия / Сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. — Мн., 1997.

  50. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. — М., 1987.

  51. Маккей X. Как уцелеть среди акул. — М., 1991.

  52. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения: Учеб. посо­бие. - Мн., 1997.

  53. Мурина Л.А. Риторика: Учебник. — Мн., 1994.

  54. Мчцич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1983.

  55. Павлова К. Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. — М., 1988.

  56. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика, — М., 1991.

  57. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.

  58. Панкратов В.И. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 1996. ПаркинсонДж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х. — М., 1996.

  59. Паркинсон С. Искусство управлять. — СПб., 1992.

  60. Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел. О культуре нашей речи. —Симферополь, 1990.

  61. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология. — Казань, 1991.

  62. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. — М., 1992.

  63. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. —Новгород, 1992. Познай себя и других: Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. — М.,

  64. Психологические тесты для деловых людей. — М., 1994.

  65. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. посо­бие. - М., 1997.

  66. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. — Новосибирск, 1991.

  67. Словарь делового человека. — М., 1992.

  68. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения: Пособие и словарь-справочник. — М., 1997.

  69. Тигер П. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. — М., 1996.

  70. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — Мн., 1995.

  71. Фрюлинг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата: Практикум дело­вого общения. — Ростов н/Д., 1997.

  72. Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. — СПб., 1997.

  73. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. — Мн., 1996.

  74. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — М., 1994.

  75. Шепель В.М. Управленческая психология. — М., 1984.

  76. Шепель В.М. Управленческая этика. — М., 1989.



1.7. Учебно-методическая карта дисциплины для дневного отделения


Номер недели

Номер темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Занятия (номера)

Самостоятельная работа студента

Формы контроля

Семинар.


Практ.

содержание

Часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1

Общие основы теории общения” - вводный раздел, в котором рассматривается деловое общение как учебная дисциплина, ее место в ряду других дисциплин, тематика, проблемы курса, их актуальность, описываются стороны, виды, формы, средства общения, коммуникативные барьеры, мешающие оптимальному осуществлению процесса

делового взаимодействия.




Теоретическая подготовка



2

1

Психология делового общения” - раздел, посвященный описанию психологических и социально-психологических факторов, актуальных для осуществления делового общения, индивидуально-личностных и групповых особенностей, влияющих на становление и развитие деловых контактов.


1


Теоретическая подготовка



3

2

Лингвистика делового общения” - раздел, посвященный языковому взаимодействию субъектов, нормативным, коммуникативным аспектам устной и письменной речи, правилам подготовки и проведения эффективного общения на вербальном уровне в различных сферах деятельности.




Теоретическая подготовка



4


Этика деловых отношений” - раздел, в котором рассматриваются социально-этические процессы, протекающие в нашем обществе в настоящее время, закладывается этическая основа деловых отношений, изучаются этикетные нормы и принципы, актуальные для эффективного проведения делового взаимодействия.




Теоретическая подготовка













1.8. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала. Порядка изложения

Принятое решение кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

нет

Нет

Нет

утверждена



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


РАЗДЕЛ 1. “ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОБЩЕНИЯ”

Тема 1. Деловое общение как комплексная учебная дисциплина (2 часа).


Предмет, цель, задачи, актуальность проблематики, практическая ориентация курса делового общения. Структура курса, междисциплинарные связи. Основные категории.

Общение как сложное социально-психологическое явление. Общение и коммуникация. Коммуникативное поведение и коммуникативная компетентность. Ее составляющие. Комплексный характер курса делового общения. Необходимость психологических, педагогических, лингвистических, этических знаний, умений и навыков для осуществления эффективного делового общения.


Психологическое обеспечение делового общения. Психология как наука. Разделы и отрасли психологии. Комплекс психологических наук. Социальная, экономическая, правовая, политическая психология, психология рекламы, их прикладное значение. Предмет, объект и методы психологии, их применение в деловом общении.

Филологическое обеспечение делового общения. Язык и речь как средство общения и взаимодействия людей. Значение стилистики, культуры речи, риторики для осуществления эффективной деловой коммуникации.

Этическое обеспечение делового общения. Этика как наука, ее предмет, цели, задачи, социальная значимость. Этический кризис современного общества. Взгляды на место этики в деловом общении. Идейно-нравственный потенциал рыночной экономики. Мораль и нравственность в деловом общении. Значимость норм и правил делового этикета. Этическая регуляция поведения субъектов в деловом общении. Этические задачи руководителя.


Тема 2. Общение как вид общественной деятельности людей (2 часа).


Понятие общения, его цели, задачи, функции. Общение как основа межличностных отношений. Содержание общения. Средства общения. Типы и виды общения. Деловое и управленческое общение, их специфические особенности. Общение по горизонтали и вертикали.

Стороны общения: перцепция, коммуникация, интеракция. Восприятие и понимание людьми друг друга. Барьеры общения. Ошибки восприятия, информационные ошибки, каузальная атрибуция, эмоциональные барьеры и др. Понятие первого впечатления. Искусство самоподачи и презентации.

Развитие общения в связях и отношениях. Препятствия к созданию отношений. Воздействие и взаимодействие в деловом общении. Понятие манипуляции.

Синтоническая модель общения. Идентификация, эмпатия, рефлексия, обратная связь, коммуникативная гибкость, конгруэнтность.

Стиль, манера, форма общения. Факторы их детерминации, ведущие черты. Способы их диагностики и совершенствования.

Структура делового взаимодействия. Типы делового взаимодействия. Их особенности.


РАЗДЕЛ 2 “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ”


Тема 3. Психология деятельности и познавательных процессов (2 часа).


Познавательные процессы, их значимость для осуществления деловой коммуникации. Понятие об ощущениях, их видах и свойствах. Совершенствование чувствительности анализаторов. Влияние профессиональной деятельности на ощущения.

Восприятие, его свойства. Зависимость восприятия от особенностей личности. Социальная перцепция, ее влияние на осуществление деловой коммуникации. Правила упражнения восприятия.

Внимание. Его виды и свойства. Индивидуальные особенности внимания. Внешние признаки внимания. Тренировка внимания. Факторы привлечения внимания в деловой коммуникации.

Память. Уровни, виды и типы памяти. Значение мнемических процессов для осуществления деловой коммуникации. Законы памяти. Развитие и тренировка памяти.