Файл: "Баланс и отчетность".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации на определенную дату и о финансовых результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период, представляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Цель бухгалтерской отчетности состоит в обобщении учетных данных за определенное время и представлении их в наглядной форме заинтересованным пользователям.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных показателей.

Бухгалтерский баланс — одна из пяти основных составляющих бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояние организации в денежной оценке на отчётную дату.

В соответствии с МСФО баланс состоит из трёх частей: активов, обязательств и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство баланса состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Активы показывают, какие средства использует организация, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов. Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.


Актуальность темы заключается в том, что бухгалтерский баланс в современном бухгалтерском учете занимает центральное место в отчетности. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс – одна из форм периодической и годовой отчетности.

Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Это представляет дополнительный интерес в рассмотрении данной темы.

Целями работы являются изучение структуры финансовой отчетности, выявление места бухгалтерского баланса в ней, рассмотрение правил и порядка составления бухгалтерского баланса.

В соответствии с целями поставлены следующие задачи:

-ознакомиться с понятием бухгалтерского баланса, с правилами и порядком его составления;

-рассмотреть классификацию бухгалтерских балансов по различным признакам;

-выявить значение бухгалтерского баланса в составлении финансовой отчетности.

Теоретической и методической основой для исследования послужили Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету, постановления Министерства финансов РФ, труды российских авторов в области анализа финансовой отчетности.

Глава 1 Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности

1.1 Бухгалтерский баланс: понятие, структура и классификация

Термин «баланс» происходит от латинских слов bis - дважды и lanx - чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин применяется в экономической науке для обозначения интервальных показателей, характеризующих источники образования каких либо ресурсов и направление их использования за определенный период времени. Метод построения баланса как совокупности данных в виде двусторонней таблицы широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.


В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:

равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;

самая важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату [5].

Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности - показать собственнику, чем он владеет, или какой капитал находится под его контролем, позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также, дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации [17]. Наиболее важные в бухгалтерском учете классификационные признаки хозяйственных средств:

состав (вид);

источники формирования.

Хозяйственные средства по составу подразделяются на внеоборотные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам [8].

Бухгалтерский баланс состоит из двух основных частей - актива и пассива. В активе представлены ресурсы организации, а в пассиве - источники их формирования. Отличительная особенность бухгалтерского баланса - равенство итогов актива и пассива. Это обусловлено принципом двойной записи, применяемым в бухгалтерском учете.

Актив баланса содержит два раздела:

I. Внеоборотные активы,

II. Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трёх разделов:

I. Капитал и резервы,

II. Долгосрочные обязательства,

III. Краткосрочные обязательства.

Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса [17].

Признаки классификации бухгалтерского баланса:

источники составления;

форма собственности;

характер деятельности;

время составления.

По времени составления балансы классифицируются как:

а) вступительные;

б) текущие;

в) ликвидационные;

г) разделительные;

д) объединительные.

1.2 Общие правила заполнения бухгалтерского баланса


При составлении бухгалтерского баланса необходимо иметь в виду следующее:

данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года (с учетом произведенной реорганизации);

не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету;

соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, обязательств и расчетов [8].

Бухгалтерский баланс содержит следующие обязательные реквизиты:

отчетную дату, по состоянию на которую приводится баланс;

полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

основной вид деятельности предприятия с кодом ОКВЭД;

организационно-правовая форма/форма собственности (согласно классификаторам ОКОПФ и ОКФС);

единица измерения - тыс. руб. (код по ОКЕИ 384) или млн. руб. (код по ОКЕИ 385);

местонахождение (адрес);

дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности)[16].

Суммовые показатели статей бухгалтерского баланса приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие существенные обороты продаж, обязательств и т.п., могут приводить данные в миллионах рублей (без десятичных знаков).

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности [8].

1.3 Анализ бухгалтерского баланса

Существует шесть этапов анализа бухгалтерского баланса.

Анализ бухгалтерской отчетности включает анализ всех ее форм, включая пояснительную записку и итоговую часть аудиторского заключения.

В ходе предварительного анализа бухгалтерской отчетности выявляется и оценивается динамика «больных» статей отчетности двух видов:


- Свидетельствующих о крайней неудовлетворительной работе коммерческой организации в отчетном периоде и о сложившемся в результате этого плохом финансовом положении (непокрытые убытки, просроченные кредиты и займы и кредиторская задолженность и т.п.);

- Свидетельствующих об определенных недостатках в работе организации, которые в случае их регулярного повторения в отчетности нескольких смежных периодов могут существенно отразиться на финансовом положении организации (просроченная дебиторская задолженность, задолженность, списанная на финансовые результаты, взысканные с организации штрафы, пени, неустойки, отрицательный чистый денежный поток и т.п.).

Анализ баланса может проводиться непосредственно по бухгалтерскому балансу или по агрегированному аналитическому балансу.

В аналитическом балансе сохраняется общая балансовая модель:

СВА = СВК или ДС +ДЗ + ЗЗ + ВА = КЗ + КК+ДО + СК.

1 этап: анализ динамики и структуры баланса.

В ходе анализа целесообразно определить темпы роста наиболее значимых статей (групп) баланса и сравнить полученные результаты с темпами роста выручки от продаж.

Важным направлением анализа является вертикальный анализ баланса, в ходе которого оцениваются удельный вес и структурная динамика отдельных групп и статей актива и пассива баланса.

«Хороший» баланс удовлетворяет следующим условиям:

- Валюта баланса в конце отчетного периода увеличивается по сравнению с началом периода, а темпы роста ее выше уровня инфляции, но не выше темпов роста выручки;

- При прочих равных условиях темпы роста оборотных активов выше, чем темпы роста внеоборотных активов и краткосрочных обязательств;

- Размеры и темпы роста долгосрочных источников финансирования (собственного и долгосрочного заемного капитала) превышают соответствующие показатели по внеоборотным активам;

- Доля собственного капитала в валюте баланса не ниже 50%;

- Размеры, доля и темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые;

- В балансе отсутствуют непокрытые убытки.

При анализе баланса следует учитывать изменения в методологии ведения учета и в налоговом законодательстве, а также положения учетной политики организации.

2 этап: анализ финансовой устойчивости организации.

Абсолютные показатели финансовой устойчивости:

-наличие реального собственного капитала (чистых активов);

-наличие собственных оборотных средств и чистого оборотного капитала.