Файл: Проектирование реализации операции бизнес – процесса «Учет предоставления услуг салоном красоты».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.

В данной курсовой работе необходимо спроектировать реализацию операций бизнес-процесса «Учет предоставленных услуг салоном красоты».

Салон красоты – заведение, занимающееся косметическим обслуживанием мужчин и женщин (к этой же ветви обслуживания относятся салоны причёсок и спа). [1]

Повышение эффективности управленческой деятельности в сфере предоставления услуг за счет внедрения АИС является одним из направлений совершенствования деятельности предприятий в целом.

Целью данной курсовой работы является проектирование и разработка АИС для учета предоставленных услуг салоном красоты. Актуальностью данной темы является современный динамично развивающийся мир, открывающий новые перспективы для роста некоторых сфер экономической деятельности. Одной из таких сфер является сфера услуг. Развитие данной отрасли обусловлено множеством различных факторов. Для более эффективного развития данной отрасли нужно использовать автоматизированные информационные системы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • анализ предметной области;
  • выбор программно-инструментальных средств разработки;
  • проектирование БД в исследуемой предметной области;
  • разработка экранных форм.

Объектом исследования являются организации малого и среднего бизнеса, отраслью которых является оказание услуг населению, а именно салоны красоты.

Предметом исследования является изучение деятельности салонов красоты.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Выбор комплекса задач автоматизации

В данной курсовой работе рассматривается деятельность Российских салонов красоты. По официальным данным Росстата, в России работает от 20 000 до 30 000 зарегистрированных парикмахерских и салонов красоты.

Сегодня салон красоты нередко представляет собой многопрофильное заведение и не ограничивает себя лишь косметическими услугами. Современные салоны красоты предлагают своим клиентам услуги аппаратной медицины, ряд терапевтических программ. [1]


В результате анализа предметной области были выделены основные услуги, оказываемые салонами красоты:

  • массаж;
  • маникюр;
  • педикюр;
  • стрижка волос;
  • укладка волос.

Целью данной курсовой работы является проектирование и разработка АИС для учета предоставленных услуг салоном красоты. Система разрабатывается для автоматизации рабочих мест менеджеров салонов, которая должна содержать сведения о клиентской базе салона, услугах, материалах, а также предоставлять отчеты по затраченным материалам и дневной выручке. Данная система позволит салону иметь возможность получить все необходимые отчеты в максимально короткие сроки, снизить количество ошибок, получить новые возможности для сбыта услуг, и стать ключевым фактором устойчивого развития и источником долгосрочного конкурентного преимущества предприятия на рынке.

Система должна обеспечивать выполнение следующих функций:

  1. Ввод и редактирование данных о клиентах;
  2. Ввод и редактирование данных о предоставляемых услугах;
  3. Ввод и редактирование данных по материалам;
  4. Ввод и редактирование данных о визитах;
  5. Ввод и редактирование данных по мастерам салона;
  6. Формирование отчетов:
  • Дневной отчет (выручка);
  • Отчет по затраченным материалам;
  1. Экспорт-импорт данных:
  • Вывод на печать отчета по выручке;
  • Экспорт отчета по выручке в файловую систему;
  1. Поиск и выбор необходимой информации:
  • по клиентам.

Проектируемая АИС обменивается данными с «Microsoft Office Word»: данные сформированного отчета по дневной выручке и затраченным материалам экспортируются в файловую систему в формате *.doc.

    1. Характеристика существующих бизнес-процессов

В данной курсовой работе рассматривается деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, сферой деятельности которых является оказание услуг населению.

Проанализировав рассматриваемую предметную область, были выявлены следующие бизнес-процессы:

  1. Запись клиента. Клиент, обратившись в салон красоты, может записаться на обслуживание либо по телефону, либо придя лично в салон. Менеджер консультирует его по прайсу, после чего он заносит данные клиента и выбранные услуги в журнал записей (ФИО, номер телефона, дата и время записи, услуги, ФИО мастера).
  2. Обслуживание клиента. Мастер обслуживает только тех клиентов, которые предварительно записались к нему на обслуживание.
  3. Расчет. После оказания услуг клиенту, рассчитывается стоимость проделанной работы мастером, а также затраченных материалов на обслуживание. Клиенту выдается чек. В конце каждого рабочего дня менеджер составляет отчет по выручке салона.

На основании этих данных была построена функциональная модель as-is (модель бизнес-процессов) IDEF0 (рисунок 1.1, рисунок 1.2).

Рисунок 1.1. Контекстная диаграмма верхнего уровня

Рисунок 1.2. Декомпозиция функционального блока «Учет предоставленных услуг»

Для повышения эффективности работы менеджеров салонов красоты, была построена функциональная модель to-be (модель бизнес-процессов) IDEF0 (рисунок 1.3, рисунок 1.4, рисунок 1.5, рисунок 1.6, рисунок 1.7), которая включает следующие бизнес-процессы:

  1. Вход в систему. Менеджер салона должен авторизоваться в системе.
  2. Регистрация клиента. При обращении клиента в салон красоты – менеджер пытается найти его в базе, при успешной попытке поиска менеджер записывает клиента на обслуживание, если же он таких данных не находит, то добавляет информацию о клиенте в систему.
  3. Запись клиента. После успешной регистрации клиента, менеджер записывает клиента на обслуживание, учитывая запрашиваемые им услуги, а также занятость нужного мастера в планируемое время записи.
  4. Обслуживание клиента. Мастер обслуживает только тех клиентов, которые предварительно записались к нему на обслуживание.
  5. Расчет. После оказания услуг клиенту, рассчитывается стоимость проделанной работы мастером, а также затраченных материалов на обслуживание. Клиенту выдается чек. На основе всех полученных данных менеджер может составить отчеты по дневной выручке салона, а также затраченных материалах.

Рисунок 1.3. Контекстная диаграмма верхнего уровня

Рисунок 1.4. Декомпозиция функционального блока «Учет предоставленных услуг»

Рисунок 1.5. Декомпозиция функционального блока «Вход в систему»

Рисунок 1.6. Декомпозиция функционального блока «Регистрация клиента»

Рисунок 1.7. Декомпозиция функционального блока «Запись клиента»

    1. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи


В салоне красоты происходит следующий документооборот:

  • в конце каждого рабочего дня менеджер составляет дневной отчет по выручке салона.

Схема документооборота представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Схема документооборота

Действие\

Исполнитель

Менеджер

Директор

Архив

1. Составление отчета по дневной выручке салона

Отчет по дневной выручке

Отчет по дневной выручке

2. Проверка отчета

Отчет по дневной выручке

Подписанный отчет по дневной выручке

В данной схеме документооборота были выявлены следующие недостатки:

  • высокая трудоемкость обработки информации;
  • низкая скорость обработки информации;
  • высокая вероятность допустить ошибку;
  • несовершенство процессов сбора, передачи, обработки, хранения, защиты целостности и секретности информации и процессов выдачи результатов расчетов конечному пользователю.

В связи с вышесказанным, было принято решение об автоматизации этой задачи для предприятий, сферой деятельности которых является оказание услуг.

    1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и информационных массивов.

Информационное обеспечение состоит из:

  • внутримашинного (включает массивы данных, программы для решения задач);
  • внемашинного (включает системы классификации и кодирования оперативных документов, нормативно-справочной информации).

Одно из важных требований к информационному обеспечению – это достоверность данных информационной базы.

В разрабатываемой АИС будут использоваться следующая регистрация первичной информации:

  • документальная;
  • документальная с регистрацией на машинном носителе.

Ввод, обработка и выдача информации производятся в диалоговом режиме.

В основе диалогового режима лежит динамическое взаимодействие машины и человека посредством приема и передачи данных через устройства ввода/вывода. При диалоговом режиме обеспечивается поиск необходимой информации, быстрая обработка команд, сообщений, активное воздействие пользователя на ход обработки данных.


Организация диалога осуществляется посредством установки связей между данными, которые представляют собой информационные модели.

По способу установления связей между данными различают реляционную, иерархическую и сетевую модели.

В настоящее время реляционные системы лучше соответствуют техническим возможностям персональных компьютеров. Скоростные характеристики этих СУБД поддерживаются специальными средствами ускоренного доступа к информации индексирование баз данных. Для разработки системы можно предложить СУБД MySQL, которая располагает большим количеством мощных средств, работающих с базами данных.

    1. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

В данной курсовой работе необходимо разработать информационную систему для менеджера салона красоты, которая должна обеспечить:

  • хранение данных;
  • экспорт данных;
  • составление отчетов и их печать.

Для разработки и эксплуатации системы необходимо использовать следующее системное программное обеспечение:

  • Windows Server 2012 R2 – версия серверной операционной системы от Microsoft (для серверов);
  • Windows 10 – операционная система для персональных компьютеров, разработанная корпорацией Microsoft (для клиента);
  • MySQL 5.5 – СУБД;
  • Denwer 3 – веб-сервер;
  • Web-браузер – прикладное программное обеспечение для: просмотра веб-страниц, содержания веб документов, компьютерных файлов и их каталогов, управления веб-приложениями, а также для решения других задач;
  • Антивирусная программа «Kaspersky»;
  • Офисный пакет приложений MS Office 2010 – комплекс программ для подготовки документации.

Ниже рассмотрена сравнительная характеристика языков программирования: PHP, Python и Ruby, которые ориентированы на разработку веб-приложений, и относящиеся к серверным языкам программирования, которые имеют возможность организации непосредственного взаимодействия с системой управления базами данных.

Сравнительная характеристика рассмотренных языков программирования представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика языков программирования

Показатели

PHP

Python

Ruby

Сферы применения

Веб-разработка

Веб-разработка, геймдев, CLI, десктопные приложения, анализ данных

Веб-разработка, CLI

Читабельность

Средняя, но выручают подпрограммы

Средняя

Плохая, но выручает единообразие – главное понять концепцию

Порог вхождения

Низкий

Низкий

Средний

Кроссплатформенность

Совместим с различными ОС

Совместим с различными ОС

Совместим с различными ОС

Безопасность

Предоставляет в распоряжение разработчиков и администраторов гибкие и эффективные средства безопасности, которые условно делятся на две категории: средства системного уровня и средства уровня приложения

Имеет высокие требования к безопасности (безопасный алгоритм кэширования и др.)

Используются инструменты RoR, исключающие SQL инъекции и XSS атаки, а также данный язык имеет дополнительные возможности для обеспечения безопасности

Гибкость

Поскольку РНР является встраиваемым (embedded) языком, он

Python допускает исключительную гибкость в обращении с компонентами

Очень гибкий язык, так как он позволяет его