ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа №11. Линейные формирующие цепи.


Цель работы: ознакомиться с практическими схемами дифференцирующих, интегрирующих и переходных цепей, изучить возможность формирования кратковременных остроконечных импульсов из импульсов прямоугольной формы с помощью дифференцирующих цепей, способы получения импульсов пилообразной формы с помощью интегрирующих цепей, а также влияние переходной цепи на форму передаваемого импульса.


    1. Задание на предварительную подготовку.


    1. Ознакомиться с содержанием лабораторной работы.

    2. Подготовить бланк отчета: наименование и номер работы; цель работы; аппаратура и пособия; задание на экспериментальное исследование; принципиальная электрическая схема лабораторного макета для исследования линейных формирующих цепей; таблица для занесения экспериментальных данных.

    3. Повторить назначение органов управления и правила пользования измерительными приборами, используемыми при выполнении лабораторной работы.

    4. Изучить методику исследования линейных формирующих цепей.

    5. Подготовить ответы на вопросы:

      1. Назначение дифференцирующей цепи.

      2. Назначение интегрирующей цепи.

      3. Назначение переходной цепи.

      4. Зависимость выходных сигналов от входных в исследуемых цепях.


  1. Аппаратура и пособия


    1. Лабораторный стенд.

    2. Осциллограф


  1. Краткие теоретические сведения


Дифференцирующая цепь.

Электрическая цепь, напряжение на выходе которой пропорционально производной входного напряжения, называется дифференцирующей цепью. Эти цепи используются для следующих целей:

    1. Укорочения длительности импульсов, т.е. для формирования импульсов остроконечной формы (такие импульсы применяются для создания меток времени, запуска различных схем и т.д.);

    2. Выполнения электрическим путём математической операции дифференцирования в электронных вычислительных машинах;

    3. Селекции импульсов по длительности.

Дифференцирование основано на использовании зависимости между током через емкость IС и напряжением на ней UC, выражаемой следующим образом:

Ток IC, протекающий через ёмкость, как видно из выражения, является производной входного напряжения. Однако на выходе цепи обычно требуется получить не ток, а напряжение, пропорциональное производной входного. Поэтому на выход цепи нужно включить активное сопротивление R, на котором ток IC создаёт падение напряжения

При выполнении лабораторной работы следует обратить внимание на то, что цепь RC будет дифференцирующей не при любых значениях R и С, а только при определённых.

Из общего условия дифференцирования

видно, что выходное напряжение будет пропорционально производной входного напряжения при условии |UВЫХ|<<|UВХ|.

Выполнение этого условия зависит от формы входного напряжения. В данной работе ставится задача получить остроконечные кратковременные импульсы из импульсов прямоугольной формы. Для такого случая условие дифференцирования будет выполняться при соблюдении неравенства t<<tи, т.е. когда постоянная времени цепи будет во много раз меньше длительности входного импульса tи. Практически считается, что цепь будет дифференцирующей при условии .Схема такой цепи и графики напряжения на входе и на выходе при таком соотношении цепи показаны на рис.11.1



Рисунок 11.1. Дифференцирующая цепь. а – схема; б – графики напряжения на её входе и выходе.


В момент времени t1 на входе цепи появляется импульс (положительный перепад потенциала). С этого момента начинается заряд конденсатора С через резистор R. Так как напряжение на ёмкости мгновенно измениться не может, то в момент времени t1 всё входное напряжение будет приложено к выходу, т.е. UВЫХ(t)=UВХ.

По мере заряда конденсатора напряжение на нём возрастает, а на резисторе соответственно уменьшается по экспоненциальному закону. Будем считать, что заряд конденсатора закончится, когда напряжение на нём достигнет значения, равного . На резисторе R в этот момент будет напряжение, равное .

В момент времени t2 входной импульс заканчивается, т.е. напряжение на входе скачком спадает до нуля(отрицательный перепад потенциала).С этого момента начинается разряд конденсатора через внутреннее сопротивление Ri источника входных импульсов и резистор R. Поскольку ток разряда противоположен току заряда, то на выходе получается остроконечный импульс отрицательной полярности.

Таким образом, при воздействии на дифференцирующую цепь прямоугольного импульса на её выходе получаются два остроконечных импульса различной полярности.

Длительность выходных импульсов обычно принято оценивать на уровне 0,1 амплитуды. Исходя из этого, длительность импульсов после дифференцирования можно определить по формуле:

Интегрирующая цепь.

Электрическая цепь, напряжение на выходе которой пропорционально интегралу входного напряжения, называется интегрирующей.

Наиболее часто применяют интегрирующую цепь, состоящую из резистора R и конденсатора С (рис.11.2).

Рисунок 11.2 Интегрирующая цепь: а – схема; б – графики напряжения на выходе и её входе.


Выходное напряжение снимается с емкости С:

Если Uc<<Uвх, что имеет место при Uc<<Uвых, то уравнение можно записать в виде:

Условие Uc<<Uвх означает, что за время действия входного импульса конденсатор заряжается незначительно. Следовательно, для выполнения операции интегрирования необходимо соблюдение условия:

Переходная цепь.

Электрическая цепь, с помощью которой импульсное напряжение передается с выхода одного каскада на вход другого, называется переходной цепью.

Выходное напряжение в переходной цепи снимается с резистора. Цепь RC будет переходной при выполнении условия:

t>>tи.

При прохождении импульсного напряжения через переходную цепь в ней происходит поочерёдный заряд и разряд конденсатора С. На рис.11.3 приведены графики напряжений на входе и на выходе переходной цепи.

Рисунок 11.3 Переходная цепь: а – схема; б – графики напряжения на её входе и выходе


Спад вершины выходного импульса является следствием заряда конденсатора С. Чем больше постоянная времени цепи t, тем меньше заряд конденсатора и тем меньше искажения импульса. Основное требование к переходной цепи - минимальные искажения формы передаваемого напряжения.


Переходная RC-цепь обеспечивает передачу переменной составляющей импульсного напряжения и разделение каскадов по постоянной составляющей.


    1. Задание на экспериментальное исследование линейных формирующих цепей.


    1. Получить кратковременные остроконечные импульсы из прямоугольных импульсов сравнительно большой длительности.

    2. Рассчитать параметры выходных импульсов, сравнить расчетные параметры с параметрами реальных импульсов и пояснить причины их расхождения.

    3. Получить импульсы пилообразной формы из прямоугольных импульсов.

    4. Рассчитать параметры выходных импульсов и сравнить расчетные параметры с полученными в реальной интегрирующей цепи.

    5. Получить импульсы на выходе переходной цепи.

    6. Сравнить форму импульсов на выходе переходной цепи с формой их на входе.


  1. Экспериментальное исследование дистанционной линейных формирующих цепей


    1. Подготовка к работе.

    2. Исследование дифференцирующей цепи.

  1. Собрать схему дифференцирующей цепи (рис.11.4). Установить С1 в положение 2200 пФ.


Рисунок 11.4. Схема дифференцирующей цепи.


      1. Опробовать схему исследований. Для этого, включив генератор и осциллограф в сеть, подать на вход осциллографа импульсы с выхода генератора при отключенной RC-цепи. Получить устойчивое изображение импульсов на экране осциллографа. Зарисовать осциллограмму импульсов и измерить их параметры - амплитуду и длительность.

      2. Подключить RC - цепь к выходу генератора импульсов. Получить на экране осциллографа изображение входных импульсов и сравнить их с импульсами, полученными в п.5.2.2. Проанализировать влияние нагрузки на параметры импульсов генератора.

      3. Зарисовать импульсы на входе дифференцирующей цепи. Измерить их параметры. Результаты измерений записать в таб.11.1.

      4. Подключить осциллограф к выходу дифференцирующей цепи. Получить на экране осциллографа устойчивое изображение выходных импульсов, зарисовать осциллограмму их и измерить параметры. Данные измерений записать в таб.1.1.

      5. Изменяя величину сопротивление R переключателем ,проделать то же, что и в п.5.2.5.

      6. Увеличить масштаб развертки и растянуть на экране осциллографа фронт выходного импульса. Сравнить реальный импульс с идеальным.

Таблица 11.1

R, кОм

С, пФ

UВХ, В

Tи.вх, сек

UВЫХ

Tи.вых, сек

1


2200





2


22000





      1. Выключить генератор и отключить от его выхода дифференцирующую цепь;

      2. По данным значениям R и С произвести расчет длительности импульсов и сравнить их с полученными экспериментально.

    1. Исследование интегрирующей цепи.

      1. Собрать интегрирующую цепь по схеме, приведенной на рис.11.5.


Рисунок 11.5. Интегрирующая цепь.


      1. Включить генератор импульсов и осциллограф. Зарисовать осциллограмму импульсов на выходе генератора. Измерить амплитуду импульсов.

      2. подключить входные зажимы интегрирующей цепи к выходу осциллографа. Измерить амплитуду напряжения на выходе.

      3. Зарисовать полученную осциллограмму.

      4. Изменяя величину ёмкости С, зарисовать полученные осциллограммы.

      5. Выключить приборы и разобрать схему.

    1. Исследование переходной цепи.

      1. Собрать переходную цепь по схеме, приведенной на рис.11.4. Установить С1 в положение 10,0х16В.

      2. Включить генератор импульсов. зарисовать осциллограмму импульсов на выходе осциллографа.

      3. Подключить входные зажимы переходной цепи ко входу импульсного генератора, а выходные - ко входу осциллографа.

      4. Получить осциллограмму импульсов на выходе переходной цепи и зарисовать ее в масштабе.

      5. Измерить амплитуду выходных импульсов и сравнить ее с амплитудой.

      6. Изменить величины R и С и проделать указанное в пп.5.4.4 и 5.4.5.

      7. Сравнить осциллограммы входных и выходных импульсов.

      8. Выключить приборы и разобрать схему.



  1. Вопросы для проверки практических навыков


    1. Последовательность действий при исследовании дифференцирующей цепи.

    2. Влияние изменения емкости на выходной сигнал дифференцирующей цепи.

    3. Последовательность действий при исследовании интегрирующей цепи.

    4. Влияние изменения сопротивления на выходной сигнал интегрирующей цепи.