ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2020
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
Применение мультимедиа в образовании
Мультимедиа -это
-
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
-
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
-
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
-
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
-
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
В широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации. Интерактивность — это способность информационно-коммуникационной системы, без участия человека, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Различают три основных типа интерактивности, используемых образовательными мультимедиа-средствами:
-
реактивное взаимодействие: учащиеся проявляют ответную реакцию на представляемые им ситуации. Последовательность заданий жестко фиксирована и возможности управления мультимедиа-программой незначительны;
-
активное взаимодействие: учащиеся контролируют мультимедиа-ресурс. Школьники сами решают, в каком порядке выполнять задания, и по какому пути изучения материала следовать в рамках работы с мультимедиа- средством;
-
двустороннее взаимодействие: обучаемые и мультимедиа-ресурсы способны взаимно адаптироваться друг к другу.
Интерактивность мультимедийных средств подразумевает широкий круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны пользователя, в числе которых:
-
манипулирование экранными объектами;
-
линейная навигация - скроллинг в рамках экрана;
-
иерархическая навигация - выбор содержательных подразделов с помощью иерархически организованной системы меню;
-
функция интерактивной справки, наиболее распространена контекстно-зависимая справка;
-
взаимодействие с пользователем, когда средство обладает возможностью ответа на запросы и действия пользователей;
-
конструктивное взаимодействие, когда мультимедийное средство предоставляет возможность создания или конфигурирования экранных объектов;
-
рефлективное взаимодействие, когда мультимедийное средство учитывает действия пользователя для последующего анализа
-
симулятивная интерактивность в том случае, когда экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их "поведение";
-
неуглубленная контекстная интерактивность, благодаря которой учащийся вовлекается в различные виды деятельности, имеющие неявное дидактическое значение;
-
углубленная контекстная интерактивность, сводимая к специфике функционирования систем виртуальной реальности.
Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных более выразительных, чем текст формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
-
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
-
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
-
видео, сложные видеоэффекты;
-
анимации и анимационное имитирование.
Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
-
"манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
-
контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
-
деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
-
дискретная подача аудиовизуальной информации;
-
тонирование изображения;
-
фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";
-
многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть;
-
демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени.
Модели педагогических сценариев применения мультимедиа
-
Сценарий 1: использование мультимедиа с линейным представлением учебных материалов
-
Сценарий 2: использование гипертекстовых мультимедиа
-
Сценарий 3: использование мультимедийных интерактивных учебных пособий
-
Сценарий 4: создание мультимедиа (инструменты и компоненты)
Сценарий 1: использование линейных мультимедийных ресурсов
Линейная последовательность изложения особенно рекомендуется в тех случаях, когда обучаемые имеют весьма ограниченные знания в изучаемой области, нуждаясь в обзорном изложении изучаемого материала. Такую методику изложения также рекомендуют при формировании начальных знаний в какой-то области.
Эти ресурсы могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Жестко структурированное представление материала при использовании Сценария 1 имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимущества: структурированное представление материала способствует концентрации внимания обучаемых, не требует большого умения использования ИКТ.
Недостатки: ограниченные возможности в управлении последовательностью представления материала, ограниченность материала, невозможность его дополнения.
Сценарий 2: использование гипертекстовых мультимедиа (с нелинейным представлением учебных материалов)
«Гипертекст» – нелинейная организация блоков информации, объединенных между собой направленными связями. Термин «гипертекст» введен Тедом Нельсоном в 1965 г.
«Гипермедиа» – более поздний термин, близкий к «гипертексту», но он включает ссылки между нетекстовыми компонентами (анимацией, звуком, видео и виртуальной реальностью).
«Гипермедиа» – совокупность мультимедийных объектов, объединенная направленными связями.
В одном гипермедиа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества использования разнотипной информации.
Сценарий 2 рекомендуют использовать, когда пользователь уже обладает общими или отдельными познаниями в изучаемой области необходимыми для того, чтобы самостоятельно ставить перед собой вопросы и решать задачи.
Преимущества использования сценария 2: высокая степень управления подачей материала, гибкая навигация; высокая степень интерактивности; гибкое и индивидуализированное использование учебных материалов; доступ к различным внешним базам данных.
Недостатки: риск запутаться в структуре материала без руководства; для эффективного использования требуются стратегии информационного управления.
Сценарий 3: использование мультимедийных интерактивных учебных пособий.
Применение сценария 3 рекомендуется в тех случаях, когда обучаемому предстоит практиковаться в применении полученных знаний (практическое закрепление полученных знаний). Такие мультимедийные продукты содержат не только учебную информацию, но и включают в себя упражнения для самоконтроля, средства реакции приложения на ответы пользователя, основанные на принципе множественного выбора, а также в случае необходимости дополнительные ссылки на интернет-сайты.
Преимущества использования сценария 3: Обучаемые могут изучать материал в приемлемом для них темпе, приспосабливая приложения к своим образовательным потребностям; наличие интерактивного взаимодействия с преподавателем; игровые методы мотивации; содержание структурировано в виде учебных заданий.
Недостатки: строгий контроль над навигацией.
Сценарий 4: создание мультимедиа (инструменты и компоненты)
В сценарии 4 обучаемый является создателем, автором мультимедиа приложений, а не пользователем. Он применяет средства создания мультимедиа для демонстрации своих знаний или предоставления информационных ресурсов другим обучаемым, либо как средство общения, выражения своих идей. Рекомендуется применять когда обучаемые должны показать и структурировать знания, продемонстрировать критическое, созидательное и неординарное мышление, способность рассуждать и решать задачи.
Преимущества использования сценария 4: вовлечение обучаемых в активное обучение путем предоставления им возможности для самостоятельного создания материалов и представления собственной концепции; развитие мышления и навыков решения практических задач, высокая степень мотивации.
Недостатки: от обучаемых требуется профессиональное владение ИКТ; необходимы средства разработки, высокие аппаратные и программные требования; ресурсоемкость.
Выделим дидактические возможности современных систем мультимедиа, предназначенных для образовательных целей:
функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью интерактивного доступа к любому кадру сюжета и «продвижение в глубь» выбранного кадра, а также «выхода» из него, перемещение по кадрам рассматриваемого сюжета;
представление и «манипулирование» текстовой, графической, аудиовизуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана;
интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами предметной среды;
демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма) с возможностью «наложения» графической, аудиовизуальной информации, вкрапления анимационных эффектов, в том числе любого виртуального сюжета;
обеспечение доступа к любым зафиксированным в системе текстовым, графическим, звуковым видеоданным;
присвоение действия (анимация, видеофрагмент, звук) текстовым и графическим объектам;
дифференциация представляемой аудиовизуальной информации адекватно выбранным признакам;
ранжирование, иерархизация представляемой визуальной информации адекватно установленным правилам;
создание виртуального образа объекта, процесса, явления, адекватно отражающего существенные признаки его реального аналога, наделение его динамикой развития, адекватно отражающей закономерности реального развития
Можно выделить следующие требования к структуре и содержанию учебного материала мультимедиа-ресурсов:
-
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов
-
использование слов, сокращений и мультимедиа-объектов, знакомых и понятных школьнику
-
отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности)
-
наличие кратких и "емких" заголовков, маркированных и нумерованных списков, таблиц, схем
-
вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;
-
каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста или мультимедиа-объект;
-
основная идея абзаца должна находиться в самом начале абзаца
-
мультимедиа-объекты должны органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала
-
инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования
-
эмоциональный фон, повышенная эмоциональность мультимедиа-информации придают ей дополнительную ценность
-
вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок
-
желательно одновременно задействовать все каналы восприятия информации.
Педагогико-эргономические требования к мультимедийным средствам обучения
1. Общие требования к мультимедийным формам представления информации
1.1. Мультимедийные средства обучения целесообразно использовать в учебном процессе, если учебный материал имеет высокую степенью наглядности и объяснить его обучающимся при помощи только вербальных форм представления информации нельзя, а также материал, требующий образного, эмоционального восприятия (увидел и понял).
1.2. Формы подачи мультимедийной информации могут опираться на определенные сценарные приемы: наличие сюжетной линии, занимательность изложения, использование сравнения, сопоставления, специальные виды съемки (замедленная, ускоренная) и звукозаписи.
1.3. В мультимедийной форме рекомендуют отражать такую учебную информацию об изучаемых объектах, событиях, процессах и явлениях, которую трудно наблюдать в реальном мире (сверх быстрые или сверх медленные процессы микро и макро мира, обобщенные модели и т.п.).
1.4. Мультимедийная информация должна соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.
2. Требования к шрифтовому оформлению
2.1. Выбор гарнитуры:
-
Основной текст пишется рублеными шрифтами без засечек типа Arial, Verdana, Tahoma.
-
Короткие заголовки можно выполнять шрифтами с засечками, например Times New Roman.
2.2. Размер шрифта:
Минимальные размеры букв должны обеспечивать чтение текста без напряжения (при мультимедийной лекции – с расстояния 7,5 м от экрана).
-
до 12 лет — примерно 14 пунктов;
-
13-17 лет — примерно 12 пунктов;
-
18-45 лет — примерно 10 пунктов.
-
Старше 45 лет - 12 пунктов и больше
2.3. Длина строки:
-
14 пунктов – не более 64 знаков с пробелами.
-
10 пунктов – не более 50 знаков с пробелами.
Слишком большая длина строк затрудняет работу глаза и снижает темп чтения.
При необходимости использовать большой объем информации – правильнее располагать текст в колонках.
2.4. Выделения в тексте:
-
Для основного текста – шрифт прямого (обычного) начертания.
-
Для выделения дополнительных коротких текстовых элементов – полужирный шрифт или курсив, иногда – заглавные буквы.
Слишком декоративные или рукописные шрифты тяжело читаются и могут не поддерживаться некоторыми браузерами.
Использование заглавных букв ассоциируется с повышением голоса, такой стиль используется для акцента, заголовка, ухудшает восприятие большого объема информации.
2.5. Форматирование абзаца:
-
Текст выравнивается по левому краю, правый край – «рваный» (флаговый способ).
-
«Красная строка» не используется.
-
Абзац от абзаца отделяется пустой строкой.
Выравнивание по правому краю и центру затрудняет поиск начала следующей строк
2.6. Заголовки:
-
Заголовки располагаются или по центру, или с выравниванием по левому краю.
-
Заголовки одного и того же уровня должны быть оформлены одинаково и отличаться от заголовков других уровней.
-
Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию страницы (экрана).