Файл: Мультимедиа_конспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение мультимедиа в образовании

Мультимедиа -это

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

В широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации. Интерактивность — это способность информационно-коммуникационной системы, без участия человека, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.

Различают три основных типа интерактивности, используемых образовательными мультимедиа-средствами:

  • реактивное взаимодействие: учащиеся проявляют ответную реакцию на представляемые им ситуации. Последовательность заданий жестко фиксирована и возможности управления мультимедиа-программой незначительны;

  • активное взаимодействие: учащиеся контролируют мультимедиа-ресурс. Школьники сами решают, в каком порядке выполнять задания, и по какому пути изучения материала следовать в рамках работы с мультимедиа- средством;

  • двустороннее взаимодействие: обучаемые и мультимедиа-ресурсы способны взаимно адаптироваться друг к другу.

Интерактивность мультимедийных средств подразумевает широкий круг возможностей воздействия на процесс обучения и содержание учебных материалов со стороны пользователя, в числе которых:

  • манипулирование экранными объектами;

  • линейная навигация - скроллинг в рамках экрана;

  • иерархическая навигация - выбор содержательных подразделов с помощью иерархически организованной системы меню;

  • функция интерактивной справки, наиболее распространена контекстно-зависимая справка;

  • взаимодействие с пользователем, когда средство обладает возможностью ответа на запросы и действия пользователей;

  • конструктивное взаимодействие, когда мультимедийное средство предоставляет возможность создания или конфигурирования экранных объектов;

  • рефлективное взаимодействие, когда мультимедийное средство учитывает действия пользователя для последующего анализа

  • симулятивная интерактивность в том случае, когда экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их "поведение";

  • неуглубленная контекстная интерактивность, благодаря которой учащийся вовлекается в различные виды деятельности, имеющие неявное дидактическое значение;

  • углубленная контекстная интерактивность, сводимая к специфике функционирования систем виртуальной реальности.


Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных более выразительных, чем текст формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

  • видео, сложные видеоэффекты;

  • анимации и анимационное имитирование.

Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

  • "манипулирование" (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

  • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

  • деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

  • дискретная подача аудиовизуальной информации;

  • тонирование изображения;

  • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения "под лупой";

  • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть;

  • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени.

Модели педагогических сценариев применения мультимедиа

  • Сценарий 1: использование мультимедиа с линейным представлением учебных материалов

  • Сценарий 2: использование гипертекстовых мультимедиа

  • Сценарий 3: использование мультимедийных интерактивных учебных пособий

  • Сценарий 4: создание мультимедиа (инструменты и компоненты)

Сценарий 1: использование линейных мультимедийных ресурсов

Линейная последовательность изложения особенно рекомендуется в тех случаях, когда обучаемые имеют весьма ограниченные знания в изучаемой области, нуждаясь в обзорном изложении изучаемого материала. Такую методику изложения также рекомендуют при формировании начальных знаний в какой-то области.

Эти ресурсы могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Жестко структурированное представление материала при использовании Сценария 1 имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества: структурированное представление материала способствует концентрации внимания обучаемых, не требует большого умения использования ИКТ.


Недостатки: ограниченные возможности в управлении последовательностью представления материала, ограниченность материала, невозможность его дополнения.

Сценарий 2: использование гипертекстовых мультимедиа (с нелинейным представлением учебных материалов)

«Гипертекст» – нелинейная организация блоков информации, объединенных между собой направленными связями. Термин «гипертекст» введен Тедом Нельсоном в 1965 г.

«Гипермедиа» – более поздний термин, близкий к «гипертексту», но он включает ссылки между нетекстовыми компонентами (анимацией, звуком, видео и виртуальной реальностью).

«Гипермедиа» совокупность мультимедийных объектов, объединенная направленными связями.

В одном гипермедиа-ресурсе сочетаются и возможности перехода по гиперссылкам, и преимущества использования разнотипной информации.

Сценарий 2 рекомендуют использовать, когда пользователь уже обладает общими или отдельными познаниями в изучаемой области необходимыми для того, чтобы самостоятельно ставить перед собой вопросы и решать задачи.

Преимущества использования сценария 2: высокая степень управления подачей материала, гибкая навигация; высокая степень интерактивности; гибкое и индивидуализированное использование учебных материалов; доступ к различным внешним базам данных.

Недостатки: риск запутаться в структуре материала без руководства; для эффективного использования требуются стратегии информационного управления.

Сценарий 3: использование мультимедийных интерактивных учебных пособий.

Применение сценария 3 рекомендуется в тех случаях, когда обучаемому предстоит практиковаться в применении полученных знаний (практическое закрепление полученных знаний). Такие мультимедийные продукты содержат не только учебную информацию, но и включают в себя упражнения для самоконтроля, средства реакции приложения на ответы пользователя, основанные на принципе множественного выбора, а также в случае необходимости дополнительные ссылки на интернет-сайты.

Преимущества использования сценария 3: Обучаемые могут изучать материал в приемлемом для них темпе, приспосабливая приложения к своим образовательным потребностям; наличие интерактивного взаимодействия с преподавателем; игровые методы мотивации; содержание структурировано в виде учебных заданий.

Недостатки: строгий контроль над навигацией.

Сценарий 4: создание мультимедиа (инструменты и компоненты)

В сценарии 4 обучаемый является создателем, автором мультимедиа приложений, а не пользователем. Он применяет средства создания мультимедиа для демонстрации своих знаний или предоставления информационных ресурсов другим обучаемым, либо как средство общения, выражения своих идей. Рекомендуется применять когда обучаемые должны показать и структурировать знания, продемонстрировать критическое, созидательное и неординарное мышление, способность рассуждать и решать задачи.


Преимущества использования сценария 4: вовлечение обучаемых в активное обучение путем предоставления им возможности для самостоятельного создания материалов и представления собственной концепции; развитие мышления и навыков решения практических задач, высокая степень мотивации.

Недостатки: от обучаемых требуется профессиональное владение ИКТ; необходимы средства разработки, высокие аппаратные и программные требования; ресурсоемкость.

Выделим дидактические возможности современных систем мультимедиа, предназначенных для образовательных целей:

функционирование базы данных аудиовизуальной информации с возможностью интерактивного доступа к любому кадру сюжета и «продвижение в глубь» выбранного кадра, а также «выхода» из него, перемещение по кадрам рассматриваемого сюжета;

представление и «манипулирование» текстовой, графической, аудиовизуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (следующего) экрана;

интерактивное взаимодействие с виртуальными объектами предметной среды;

демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма) с возможностью «наложения» графической, аудиовизуальной информации, вкрапления анимационных эффектов, в том числе любого виртуального сюжета;

обеспечение доступа к любым зафиксированным в системе текстовым, графическим, звуковым видеоданным;

присвоение действия (анимация, видеофрагмент, звук) текстовым и графическим объектам;

дифференциация представляемой аудиовизуальной информации адекватно выбранным признакам;

ранжирование, иерархизация представляемой визуальной информации адекватно установленным правилам;

создание виртуального образа объекта, процесса, явления, адекватно отражающего существенные признаки его реального аналога, наделение его динамикой развития, адекватно отражающей закономерности реального развития

Можно выделить следующие требования к структуре и содержанию учебного материала мультимедиа-ресурсов:

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов

  • использование слов, сокращений и мультимедиа-объектов, знакомых и понятных школьнику

  • отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности)

  • наличие кратких и "емких" заголовков, маркированных и нумерованных списков, таблиц, схем

  • вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;

  • каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста или мультимедиа-объект;

  • основная идея абзаца должна находиться в самом начале абзаца

  • мультимедиа-объекты должны органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала

  • инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования

  • эмоциональный фон, повышенная эмоциональность мультимедиа-информации придают ей дополнительную ценность

  • вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок

  • желательно одновременно задействовать все каналы восприятия информации.


Педагогико-эргономические требования к мультимедийным средствам обучения

1. Общие требования к мультимедийным формам представления информации

1.1. Мультимедийные средства обучения целесообразно использовать в учебном процессе, если учебный материал имеет высокую степенью наглядности и объяснить его обучающимся при помощи только вербальных форм представления информации нельзя, а также материал, требующий образного, эмоционального восприятия (увидел и понял).

1.2. Формы подачи мультимедийной информации могут опираться на определенные сценарные приемы: наличие сюжетной линии, занимательность изложения, использование сравнения, сопоставления, специальные виды съемки (замедленная, ускоренная) и звукозаписи.

1.3. В мультимедийной форме рекомендуют отражать такую учебную информацию об изучаемых объектах, событиях, процессах и явлениях, которую трудно наблюдать в реальном мире (сверх быстрые или сверх медленные процессы микро и макро мира, обобщенные модели и т.п.).

1.4. Мультимедийная информация должна соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.

2. Требования к шрифтовому оформлению

2.1. Выбор гарнитуры:

  • Основной текст пишется рублеными шрифтами без засечек типа Arial, Verdana, Tahoma.

  • Короткие заголовки можно выполнять шрифтами с засечками, например Times New Roman.

2.2. Размер шрифта:

Минимальные размеры букв должны обеспечивать чтение текста без напряжения (при мультимедийной лекции – с расстояния 7,5 м от экрана).

  • до 12 лет — примерно 14 пунктов;

  • 13-17 лет — примерно 12 пунктов;

  • 18-45 лет — примерно 10 пунктов.

  • Старше 45 лет - 12 пунктов и больше

2.3. Длина строки:

  • 14 пунктов – не более 64 знаков с пробелами.

  • 10 пунктов – не более 50 знаков с пробелами.

Слишком большая длина строк затрудняет работу глаза и снижает темп чтения.

При необходимости использовать большой объем информации – правильнее располагать текст в колонках.

2.4. Выделения в тексте:

  • Для основного текста – шрифт прямого (обычного) начертания.

  • Для выделения дополнительных коротких текстовых элементов – полужирный шрифт или курсив, иногда – заглавные буквы.

Слишком декоративные или рукописные шрифты тяжело читаются и могут не поддерживаться некоторыми браузерами.

Использование заглавных букв ассоциируется с повышением голоса, такой стиль используется для акцента, заголовка, ухудшает восприятие большого объема информации.

2.5. Форматирование абзаца:

  • Текст выравнивается по левому краю, правый край – «рваный» (флаговый способ).

  • «Красная строка» не используется.

  • Абзац от абзаца отделяется пустой строкой.

Выравнивание по правому краю и центру затрудняет поиск начала следующей строк

2.6. Заголовки:

  • Заголовки располагаются или по центру, или с выравниванием по левому краю.

  • Заголовки одного и того же уровня должны быть оформлены одинаково и отличаться от заголовков других уровней.

  • Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию страницы (экрана).