Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До 2016 года лигатурное золото в качестве добытого полезного ископаемого - полупродукта не числилось. С 1 января 2016 года среди полупродуктов отдельно выделены лигатурное золото (сплав золота с другими химическими элементами) и концентраты (поди. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 г. № 319-ФЗ). Лигатурное золото добывается при помощи особых технологий из золотосодержащей руды, является золотосодержащим концентратом и теперь признается отдельным видом добытого полезного ископаемого. Ранее налоговики настаивали на том, что исчислять НДПИ следует с золотосодержащей руды.

Установлен коэффициент экспортной доходности. Этот же Закон № 325-ФЗ уточнил порядок расчета базового значения единицы условного топлива (Еут), используемого в формуле расчета налоговой ставки при добыче газа горючего природного (кроме попутного) и газового конденсата (ст. 342.4 НК РФ). При расчете данного коэффициента с 1 января 2016 года будет использоваться коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность, в размере 0,7317, однако для некоторых плательщиков НДПИ он будет равняться 1. Это как организации - собственники объектов Единой системы газоснабжения, так и некоторые организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения[6].

НДФЛ Продажа доли в российском ООО со сроком владения более пяти лет облагается налогом по ставке 0%. Норма (аналогично налогу на прибыль) введена еще Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 395-ФЗ, но практически начинает действовать только с 1 января 2016 года (п. 17.2 ст.217 НК РФ).

С 1 января 2016 года предоставляют имущественный налоговый вычет:

  • при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества;
  • при выходе из состава участников общества;
  • при передаче средств (имущества) участнику в случае ликвидации общества;
  • при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества;
  • при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством).

Облагаемые НДФЛ доходы можно уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав). Это расходы в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала, и расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества. Если расходы на приобретение доли в уставном капитале общества документально не подтверждены, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере не более 250 000 рублей за налоговый период (ст. 220 НК РФ в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 146-ФЗ)[7].


В перечень не облагаемых НДФЛ доходов включен новый пункт. Доходы в виде возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде, не облагается НДФЛ (п. 61 ст. 217 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 г. № 320-ФЗ). Поправка начала действовать с 23 ноября 2015 года. Поэтому, если выплата производилась по 22 ноября 2015 года включительно, и если сумма НДФЛ в судебном решении выделена, ее следует удержать. При расчете фиксированного размера авансового платежа, который уплачивается иностранцами, работающими в России по найму на основании патента, используется коэффициент-дефлятор, значение которого в 2016 году составит 1,514 (в 2015 - 1,307). Фиксированный платеж установлен в размере 1200 рублей (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). С учетом коэффициента-дефлятора в 2016 году платить нужно будет 1817 рублей в месяц (приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. № 772).

С 1 января 2016 года социальные вычеты на лечение и обучение по письменному заявлению сотрудник может получить у работодателя. Но в инспекцию все равно придется обращаться за уведомлением, подтверждающим право на получение социальных вычетов. Получить их можно будет начиная с месяца обращения работника (п. 2 ст. 219 НК РФ в редакции Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 85-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 27 октября 2015 года № ММВ-7-11/473@.

С 1 января 2016 года увеличивается размер вычета на ребенка-инвалида, причем в зависимости от того, на чьем обеспечении находится ребенок. Для родителя, усыновителя, супругов родителя вычет составит 12 000 рублей в месяц. Для приемного родителя, опекуна, попечителя, супругов приемного родителя - 6000 рублей в месяц (поди. 4п. 1 ст. 218 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 г. № 317-ФЗ)[8].

Этим же Законом № 317-ФЗ увеличен предельный размер дохода, по достижении которого вычет не предоставляется. С 1 января 2016 года он составит 350 000 рублей. Введена новая форма 3-НДФЛ которую нужно применять с отчета за 2015 год. В ней учтены изменения ставки налога с дивидендов, особенности налогообложения доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, сумм прибыли контролируемых иностранных компаний. Также отражен новый порядок предоставления налоговых вычетов, включая социальные вычеты по расходам на лечение и образование (приказ ФНС России от 25 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/544@).


Также произошли некоторые изменения в трудовом законодательстве. Так, например, введен запрет заемного труда. С 1 января 2016 года вступил в силу закон, описывающий условия и порядок заимствования персонала у других работодателей. (Федеральный закон от 05.05.2014 года № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").

Новый закон устанавливает понятие заемного труда и запрещает его использование. Согласно введенному в трудовой кодекс РФ определению, заемный труд - это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Вместе с тем законом предусмотрена новая процедура - осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), а именно направление временно работодателем своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников, для выполнения работниками функций, определенных их трудовыми договорами, в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.

По новым правилам временно предоставлять персонал смогут только:

  • частные агентства занятости (организации, прошедшие аккредитацию Роструда для осуществления данного вида деятельности);
  • организации, при направлении работника к аффилированному лицу или в организацию, являющуюся стороной акционерного соглашения.

Компания Antal Russia Staffing Solutions (дочерний бренд Antal Russia) уже получила официальную аккредитацию Роструда и может оказывать услуги по предоставлению персонала в соответствии с законодательными нормами, вступившими в силу в новом году.

В 2016 году по сравнению с прошлым годом размер МРОТ увеличится на 4% и составит 6204 руб. в месяц. Ранее он составлял 5 965 рублей и планируется повышение до 7500 рублей.

База для начисления страховых взносов проиндексирована. Коэффициент индексации для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, устанавливается в размере 1,072. Коэффициент индексации для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, - 1,8.

В 2016 году лимит для начисления страховых взносов в ФСС составит 718 000 рублей (в 2015 году - 670 000 руб.), а база для начисления взносов в ПФР— 796 000 рублей (в 2015 году - 711 000 руб.).

Налоговые вычеты можно оформлять по месту работы. С 1 января 2016 года у каждого работника появится право официально получить социальный налоговый вычет на лечение или обучение по месту работы и до окончания налогового периода.


Для этого сотрудник должен представить работодателю письменное заявление и подтверждение права на получение данных вычетов, составленное налоговым органом по форме, которая утверждается ФНС России. ИФНС обязано такой документ предоставить физлицу не позднее 30 календарных дней со дня обращения. Месяц даты обращения физлица в ИФНС считается началом предоставления вычетов. (Соответствующие изменения внесены в статью 219 НК РФ Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ)[9].

Профессиональные стандарты станут обязательными. С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты станут обязательными для применения работодателями, при условии, что Трудовым кодексом (или другими федеральными законами/нормативными правовыми актами РФ) будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (например, квалификационные требования к медицинским работникам). В остальных случаях профстандарты будут применяться в качестве рекомендательной основы для определения требований к квалификации работников. (Статьи 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная политика направлена на реорганизацию бюджетной системы, налоговой системы и системы бухгалтерского учета компаний. На состояние экономики, бюджетной системы и отдельных предприятий существенно влияют изменения в налоговом законодательстве. Повышение налоговой нагрузки и частые изменения ставок налогов создают сложности для планирования развития бизнеса. Настоящее исследование посвящено анализу причин появления бюджетных проблем в Российской Федерации на современном этапе, возможностей использования повышения налоговой нагрузки для их решения, а также оценке влияния изменений в налоговом законодательстве на перспективы экономического роста в России, в том числе на динамику инвестиций, потребления, доходов населения, а также на инфляцию.

2.2 Ключевые аспекты налогового регулирования в Российской Федерации в современных условиях

Российская налоговая система с самого начала своего становления находится в состоянии постоянной трансформации, выражающейся в изменениях налогового законодательства, ставок различных видов налогов и условий их взимания. Изменения налоговой системы, осуществленные с 2000 года, касались ее радикального реформирования, и были направлены на значительное улучшение налогового климата в стране и создание более благоприятных деловых условий для хозяйствующих субъектов, включая и малый бизнес. Налоговая система была значительно упрощена с уменьшением количества налогов и налоговых льгот, снизилась налоговая нагрузка, сократилась задолженность по налогам, повысилась налоговая дисциплина. В развитии национальной налоговой системы наблюдается определенная предсказуемость благодаря обнародованию основных направлений налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную (трехлетнюю) перспективу. Это позволяет бизнес-сообществу, отдельным предприятиям скорректировать экономическое поведение в инвестиционной и финансовой сферах деятельности.


Несмотря на указанные изменения, хозяйственная практика требует дальнейших новаций. Состояние экономики резко ухудшилось в 2015 году, что было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки, последовавшими за событиями в Украине и присоединением Крыма к составу Российской Федерации. Кризис в России 2015, 2016 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

Недополучение бюджетом денежных средств привело к обесцениванию рубля и росту инфляции и, в значительной, степени сказалось на бюджете страны. Правительство попыталось восполнить потери путем увеличения налогового бремени. Например, в несколько раз выросли взносы в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Это повлекло массовые ликвидации ИП. В итоге бюджет опять недополучил финансы в виде налогов.

В России на данный момент происходит падение национальной валюты - рубля, отток капитала и полное падение импорта. Ослабление национальной валюты привело к снижению потребительского спроса, который долгое время уберегал Россию от кризиса. Помимо этого, падение рубля оказывает влияние и на инвестиционную активность.

Набирающая обороты инфляция и спад производства, спровоцировали рост безработицы в стране и снижение уровня жизни населения. Большое число предприятий, относящихся к сектору малого бизнеса, прекратили свое существование.

Тесная взаимосвязь со структурой экономики ориентирует налоговые преобразования на цели экономического развития. Потому в периоды кризисов, среди прочих мер, не менее значимыми являются меры дискреционной стимулирующей налогово-бюджетной политики (фискальной экспансии), предполагающей снижение налогов и увеличение государственных расходов. В долгосрочной перспективе фискальная экспансия может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Такой подход лежит в основе выработки экономической политики налогообложения, основывающейся на макроэкономической закономерности, подтвержденной статистикой разных стран, чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. И наоборот, чем меньше налоговая нагрузка, тем больше возможности экономического роста как на микро-, так и на макроуровне.

Адаптивный механизм налогового регулирования в период кризиса должен включать следующие меры:

  1. Уменьшение ставок косвенных налогов и налога на прибыль. Данная мера оказывает влияние на затраты и прибыльность производства. В результате увеличиваются равновесные объемы предложения, снижается уровень цен, растет производство, увеличивается спрос на ресурсы, капитальные блага и труд, решается проблема безработицы.