Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 1209
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы лидерства и команды
1.2. Специфика и сущность команды как разновидности группы
Глава 2. Проблемы эффективного лидерства в ООО «Компания Холидей»
2.1. Общая характеристика ООО «Компания Холидей»
2.2. Анализ системы управления персоналом в ООО «Компания Холидей»
2.3 Анализ стилей руководства в ООО «Компания Холидей»
2.4. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства ООО «Компания Холидей»
Введение
Актуальность темы. Роль человеческого капитала, безусловно, влияет на успех организации так, как в настоящее время человеческий капитал является фактором конкурентоспособности и развития организации. В связи с этим возникают проблемы с мотивацией сотрудников и, конечно, стиля руководства на предприятии.
В настоящее время в нашей стране идет активное развитие рыночных отношений. В связи с этим происходят изменения в системе управления человеческим капиталом, систем оплаты труда на основе учета рыночной стоимости человеческого капитала, как отдельного региона, так и страны в целом. Также происходят изменения в оценке эффективности труда работников и их квалификации.
Чтобы предприятие эффективно функционировало, необходимо выстраивать организационную иерархию должностей, а также постоянно совершенствовать систему оплаты труда, предусматривая возможность дифференциации оплаты как за уровень выполнения работы, ее качество, так и за достигнутый уровень квалификации, опыта, вклада, что предполагает формирование соответствующего организации стиля руководства.
В настоящих условиях, когда на первое место в функционировании предприятия выходит сотрудник, необходимо учитывать потребности, как предприятия, так и сотрудника, и в связи с этим найти универсальную систему руководства, а также систему мотивации, которая учитывала бы интересы обоих.
Учитывая все вышеизложенное, выбранная тема выпускной квалифицированной работы представляется весьма актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точек зрения.
Объект исследования: ООО «Холидей»
Предмет работы – процесс командообразования в организации.
Цель работы: исследовать процессы командообразования и роли лидера в создании команды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие команды: состав, структура, свойства;
- изучить современные методы и технологии командообразования;
- представить краткую характеристику организации и анализ человеческих ресурсов ООО «Холидей»;
- провести анализ процессов командообразования в ООО «Холидей».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой исследования являются материалы специализированных печатных изданий, таких, как - Управление персоналом. Положения фундаментальных и прикладных научных работ ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики, управления персоналом, теории человеческого капитала, менеджмента, стратегического менеджмента.
Глава 1. Теоретические основы лидерства и команды
1.1 Понятие лидер, лидерство
Для менеджмента первостепенный интерес представляет руководитель организации как человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель – влиять на других людей таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации; способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, возможность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки.
Лидерство – это не занимаемая должность, а выполняемые действия.
Настоящим лидером является тот, кто может четко объяснить людям свое видение и затем добиться того, чтобы люди сделали это видение реальностью.
В любом коллективе существует два лидера – формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке – явление, крайне редкое, практически невозможное.
Формальным лидером зачастую выступает руководитель или начальник, то есть лицо, занимающее главную роль в компании или обществе. Одной из функций формального лидера является управление рабочим процессом, контроль над остальными людьми (сотрудниками, подчиненными).
Неформальный лидер – человек, не имеющий официальных полномочий и должности руководителя, но по причине стечения нескольких факторов (личные качества, модель поведения, опыт и др.) занимает в коллективе положение негласного лидера, «серого кардинала».
Отличия формального и неформального лидера состоят в том, что:
- формальный лидер обладает более высокой должностью и потому, имеет больше властных полномочий, чем неформальный лидер;
- неформальный лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между ними: в трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу. В то время как формальный лидер заботиться лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок;
- формальный лидер в своей деятельности руководствуется нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и т.д.), а неформальный лидер опирается лишь на свой авторитет и отношения с другими людьми.
1.2. Специфика и сущность команды как разновидности группы
Обычно в понятие «команда» вкладывается следующий смысл. Команда — это группа людей, обычно небольшая, порядка 10–12 человек, эффективно взаимодействующая между собой в направлении достижения организационных целей.
Основным условием существования команды считается то, что каждый ее участник направляет свою активность на эффективную работу организационной системы, в которой он участвует[1]. Как правило, считается, что если коллектив называется «команда», то все его члены максимально мотивированы на организационные цели и ценности, и, как правило, получают максимальное удовлетворение от работы в команде. При этом имеется в виду аналогия со спортивной командой со всеми вытекающими из этого аналогиями[2].
Можно дать несколько определений термину команда и выявить их особенности (см. таблицу 1).
Таблица 1
Понятие команды[3]
Определение |
Примечания |
1 |
2 |
Команда - это группа из двух или более людей, которые регулярно взаимодействуют и координируют свою работу для достижения общей цели |
Взаимодействующая группа |
Команда - это формальная группа, которая состоит |
Достижение цели группой |
Команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия, с учетом реальных качеств ее участников |
Достижение цели с учетом |
Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей |
Достижение цели с учетом |
Исходя из этих определений, можно выделить существенные признаки, которые как раз и могут в полной мере дать понимание термина «команда», а именно:
– совместная работа;
– отработанные процедуры взаимодействия;
– участники продуманно позиционированы;
– направленность на достижение общей цели.
В ряде исследований показано, что существует определенное различие в понятии команды в России и на Западе. В России под командой часто понимается сплоченный коллектив, участники которого находятся в дружеских отношениях, доверяют друг другу[4]. Для выделения наиболее важных признаков коллектива как команды часто используются прилагательные «дружная и сплоченная» команда[5]. Основными критериями команды в этом случае считаются дружественность отношений, сплоченность и взаимопонимание. В западной традиции во главу угла обычно ставится организационная эффективность. Коллектив работает как команда, если он показывает высокую эффективность. Основным критерием команды при этом считается эффективное взаимодействие участников команды в направлении достижения организационных целей[6].
Нам наиболее близок второй подход к понятию команды.
Другой аспект деятельности организационного коллектива как команды — это условия, при которых достигается эффективное взаимодействие участников. Анализ условий эффективного взаимодействия показывает, что традиционная схема диагностики и анализа командной деятельности как организационной деятельности, характеризуемой набором вполне определенных характеристик, является ограниченной[7].
Команду характеризует целый ряд признаков:
- команда включает в себя двух и более человек;
- команда имеет свою индивидуальность, которая не совпадает с индивидуальными качествами ее членов;
- команда имеет внешние связи с другими командами и коллективами, а также внутренние - между членами команды;
- команда имеет четкую, упорядоченную структуру;
- команда периодически оценивает свою эффективность;
- цели, которые поставлены перед командой, нем могут быть достигнуты
отдельными ее членами из-за существующих ограничений по времени и ресурсам[8].
Таблица 2
Внутренние и внешние факторы выбора варианта работы[9]
Предпочтительна работа в команде |
Предпочтительна работа в одиночку или в группе |
При решении сложных задач и проблем |
При решении простых задач |
При множестве вариантов решений |
При ограниченном разнообразии мнений |
При необходимости высокой самоотдачи |
При условии срочного выбора решения |
Широкий диапазон компетентности |
Узкий диапазон компетентности |
Командная работа невозможна, если работу нужно сделать за сжатые сроки. Для выработки решений в работе команды нужно больше времени, чем если бы решения принимала группа, так как в команде предполагается постоянное взаимодействие и нахождение консенсуса по принятию решения.
Одно из условий, определяющих разные требования к формированию и существованию команд, — корпоративная культура. Если считать, что основным критерием команды выступает эффективное взаимодействие ее участников, то условия этого эффективного взаимодействия будут различными в разных культурах[10].
В литературе по организационной психологии преобладает подход к анализу команды как организационной системы c определенным набором признаков. Однако, в разных организациях и разных организационных культурах существуют различные подходы к этому вопросу. Так, например, опрос менеджеров разного ранга и сотрудников разных организаций показал, что в организациях с менеджментом западного типа командой называют эффективную организационную структуру, а в организациях, где сильны традиции советского периода, понятие «команда» связывают с понятием «коллектив» [11]. При этом в качестве основных признаков команды называются следующие: 1) мы вместе работаем; 2) у нас хорошие отношения; 3) мы доверяем друг другу. Иными словами, имеют место принципиальные различия между пониманием сущности команды в западной и российской обыденных культурах[12].
Таким образом, понятие команды, требования к ней и процесс ее формирования определяются типом организационной культуры, в которой команда создается[13].
С повышением уровня ответственности понимание команды должно переходить с уровня хороших межличностных отношений на уровень эффективного взаимодействия между сотрудниками[14]. Иными словами, для руководителей организации и топ-менеджеров в большей степени свойственно понимание команды как коллектива людей, эффективно взаимодействующих между собой в направлении достижения организационных целей, а для рядовых работников — как коллектива людей, между которыми установились теплые межличностные отношения[15].
Командообразование - это процесс, в ходе которого оценивается поведение членов команды по отношению друг к другу и разрабатываются методы, ведущие к повышению эффективности деятельности группы. При управлении командой следует уделять внимание профессиональному уровню ее членов, их компетенцию[16].