Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что законодатель отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, однако не раскрывает понятие контррекламы как таковой. В своих трудах А.А. Гогин указывает, что «контрреклама это специфическая санкция, направленная на опровержение ненадлежащей рекламы и не относящаяся к какому-либо традиционному виду юридической ответственности, поэтому ее следует считать особой формой юридической ответственности, хотя ни в одном нормативном правовом акте законодатель не говорит об этом конкретно»[10].

Выглядит убедительной позиция о том, что с точки зрения гражданско-правовой ответственности здесь контрреклама выполняет компенсационную функцию, а с точки зрения административного воздействия выполняет защитную функцию. Из чего следует, что под контррекламой следует понимать опровержение недостоверной рекламы, направленное на ликвидацию вызванных ею последствий для частных и общественных интересов.

2.2. Административная ответственность

Что же касается административной ответственности, то законодатель в части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» указывает, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. В роли государственно-властного органа в сфере рекламы выступает Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

В Федеральном законе «О рекламе» законодатель предусмотрительно выделяет субъектный состав участников по производству, размещению и распространению рекламы. Такое различие в субъектном составе участников этих правоотношений и различие в объекте рекламирования, к которому формируется и поддерживается интерес, позволяет отграничивать одну рекламу от другой и давать ей самостоятельную правовую оценку. Из этого следует, что за совершение нескольких административных правонарушений виновное лицо привлекается к административной ответственности за каждый факт ненадлежащей рекламы конкретного товара отдельно.


Особый интерес вызывает часть 5 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», где законодатель указывает, что федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. В соответствии с этим закономерно возникает вопрос: какие иные меры законодатель имеет в виду, формулируя указанную правовую норму? На наш взгляд, здесь речь ведется об уголовной ответственности. Однако необходимо помнить, что ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации, но Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за заведомо ложную рекламу исключена.

Вероятно, следует понимать, что наличие комментируемой нормы подразумевает под собой возможность введения уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства о рекламе с целью получить прибыль, причинившее существенный ущерб государственным или общественным интересам. Возможно, тем самым законодатель подчеркивает значимость социальной ответственности, которую должны нести субъекты рекламной деятельности за последствия своих противоправных действий. Представляется убедительной позиция о том, что законодателю необходимо изменить данную норму и возвратить уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. В своих трудах М.В. Баранова указывает, что «сохранение уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу выступит мощным профилактическим средством, действенным «стопором» совершения наиболее опасных посягательств на потребительские права граждан»[11]. Из изложенного выше следует, что ч. 5 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» требует дополнительной доработки законодателем. Кроме того, как нам представляется, можно предложить внесение такого дополнения в статью 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: «Контрреклама -это официальное опровержение недостоверной рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий».

Заключение

На основании проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов.

В соответствии с действующими законами за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе субъекты рекламной деятельности несут гражданскую и административную ответственность.


Под гражданской ответственностью следует понимать негативные последствия, которые возникают в результате гражданского правонарушения. Такие последствия предусматривают обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие, здесь речь идет о возмещении убытка и уплате неустойки, вышеуказанное действие всегда направлено на удовлетворение законного интереса лица, чье право было нарушено, либо о лишении определенных гражданских прав правонарушителя.

Законодатель отождествляет опровержение недостоверной рекламы с контррекламой, однако не раскрывает понятие контррекламы как таковой. В своих трудах А.А. Гогин указывает, что «контрреклама это специфическая санкция, направленная на опровержение ненадлежащей рекламы и не относящаяся к какому-либо традиционному виду юридической ответственности, поэтому ее следует считать особой формой юридической ответственности, хотя ни в одном нормативном правовом акте законодатель не говорит об этом конкретно»[12].

Выглядит убедительной позиция о том, что с точки зрения гражданско-правовой ответственности здесь контрреклама выполняет компенсационную функцию, а с точки зрения административного воздействия выполняет защитную функцию. Из чего следует, что под контррекламой следует понимать опровержение недостоверной рекламы, направленное на ликвидацию вызванных ею последствий для частных и общественных интересов.

Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. В роли государственно-властного органа в сфере рекламы выступает Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

В Федеральном законе «О рекламе» законодатель предусмотрительно выделяет субъектный состав участников по производству, размещению и распространению рекламы. Такое различие в субъектном составе участников этих правоотношений и различие в объекте рекламирования, к которому формируется и поддерживается интерес, позволяет отграничивать одну рекламу от другой и давать ей самостоятельную правовую оценку. Из этого следует, что за совершение нескольких административных правонарушений виновное лицо привлекается к административной ответственности за каждый факт ненадлежащей рекламы конкретного товара отдельно.

Особый интерес вызывает часть 5 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», где законодатель указывает, что федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. Представляется, здесь речь ведется об уголовной ответственности. Однако необходимо помнить, что ранее статьей 182 Уголовного кодекса Российской Федерации была установлена уголовная ответственность за использование в рекламе заведомо ложной информации, но Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ указанная статья признана утратившей силу и уголовная ответственность за з ложную рекламу исключена.


Представляется убедительной позиция о том, что законодателю необходимо изменить данную норму и возвратить уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. Из изложенного выше следует, что ч. 5 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» требует дополнительной доработки законодателем. Кроме того, как нам представляется, можно предложить внесение такого дополнения в статью 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»: «Контрреклама -это официальное опровержение недостоверной рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий».

Список литературных источников

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
  2. Российская Федерация. Законы. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 1994. № 32. Ст. 3301
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 2006. № 41. Ст. 4575
  4. Агарков, М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву [Текст] / М.М. Агарков.: М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940
  5. Баранова, М.В. «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. 2005. № 2.
  6. Гогин, А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. 2004. № 5.
  7. Ломтева, И.М. Предпринимательское право [Текст] / И.М. Ломтева. М.: Юристъ, 2012. 183 с.
  8. Медин, Д.В. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности и агитации в сети Интернет [Текст] / Д.В. Медин. М.: Юристъ, 2017. 143 с.
  9. Стельмах, Ю.С. Правовое регулирование рекламной деятельности [Текст] / Ю.С. Стельмах. М.: Изд-во МЭСИ, 2016. 310 с.
  10. Ухваткина, Ю.М. Предпринимательское право [Текст] / Ю.М. Ухваткина. М.: Юристъ, 2015. 214 с.
  11. Юрова, И.М. Предпринимательское право [Текст] / И.М. Юрова. М.: Юристъ, 2016. 250 с.
  1. Агитация и реклама // Товарищ Терентий. Екатеринбург, 1923. №14. С.57

  2. Дейян А.Реклама. М.: Прогресс Универа. 1993. С. 23.

  3. Спиридонова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 10.

  4. Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.А. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг: учебное пособие. М., 2002. С. 29.

  5. Ридель Л.Н., Фельк С.И. История рекламы в России // Теория и история: Научный журнал. 2005. С.93.

  6. Теория и практика рекламы. Учебник /под ред.В.В.Тулупова. СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2006. - С.21.

  7. Эннс, И.М. Предпринимательское право [Текст] / И.М. Эннс. М.: Юристъ, 2015. – С. 19

  8. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 2006. № 41. Ст. 4575

  9. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1940. – С. 44

  10. Гогин А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. 2004. № 5. – С. 32

  11. Баранова М.В. «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. 2005. № 2. С. 462

  12. Гогин А.А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О рекламе» // Право и политика. 2004. № 5.