Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность группового поведения
1.1. Групповая динамика. Общее понятие и характеристика группы
1.2. Понятие команды в групповом поведении членов организации
1.3. Организационная культура как фактор группового поведения
1.4. Психологические факторы в управлении групповыми явлениями и процессами
1.5. Методы воздействия на личность
Глава 2. Формирование группового поведения
2.1. Общая характеристика компании «RENAULT»
2.2. Анализ группового поведения в автоконцерне «RENAULT»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1 Памятка работнику
Приложение 2 Направления работы специалиста по внутрикорпоративному PR
1.2. Понятие команды в групповом поведении членов организации
В современном мире быстро возрастает признание необходимости в командной работе организации. До недавнего времени ценность и значимость команд в работе трудовых коллективов недооценивалась. Что же такое команда? Используя термин «команда», зачастую имеют в виду разные, часто противоположные вещи. В русском языке слово «команда» имеет два распространенных значения: команда как приказ и команда как группа людей, организованная для определенной цели. Нас интересует второе значение этого слова. Однако и в этом значении термин «команда» несет разный смысл для разных людей. Одни, услышав это слово, вспоминают только о спорте, о тренировках; другие – о совместной деятельности, связанной с сотрудничеством и помощью друг другу; третьи думают, что любая группа, которая работает вместе – команда; некоторые полагают, что любая управленческая группа – команда. Члены команды взаимозависимы в работе, т.е. для достижения разделяемых целей они нуждаются в работе других членов.
В данных определениях подчеркивается три важных момента, характерных для команд:
1. Взаимозависимость. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся рабочей информацией друг с другом. Члены команды также воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.
2. Разделяемая ответственность. Ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.
3. Результат. Ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.
Таким образом, команда – «это социальная группа людей, которые имеют общие цели, такие навыки, умения и высокий уровень взаимозависимости и разделяют ответственность за достижение конечных результатов этой группы»[13].
«Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергического эффекта»[14]. Организации существуют в широком контексте: содружество, общество, нация или планета. Нарушение баланса между целями, системами и чувством общности между организацией и внешним контекстом ее существования создаст диссонанс и нарушит равновесие. Компании постепенно начинают осознавать это несоответствие, о чем свидетельствует энергичное изучение того, как организация может начать жить в согласии с планетой, а не искать способов управления ею. Системы, организации и взаимозависимые взаимодействия носят сложный характер. Таким образом, это вызов для команды – достижение равновесия в этих, возможно конфликтующих тенденциях. Вызов для лидеров – руководить системами, а не просто «размножать» команды.
Ни одна команда не работает в изоляции. Команды – это микросистемы внутри макросистем. Команда выиграет или проиграет в зависимости от степени согласованности и сотрудничества между ограниченной областью, в которой сфокусированы ее усилия, и большими системами, в которые она включена и с которыми взаимодействует.
По сути, «команды представляют собой рабочие группы, которые создаются для решения определенных задач; им даются все необходимые ресурсы и полномочия для достижения конечного результата, за который они, соответственно, несут полную ответственность»[15]. В качестве примеров команд, которые на слуху у многих. Можно назвать аналитическую команду американского президента, задача которой – моментальное предоставление исчерпывающей и в то же время сжатой информации по любым возникающим вопросам с одновременным предложением вариантов возможных действий; команды, поддерживающие кандидатов на выборные должности, решающие задачи проведения избирательной кампании; «кружки качества» в японских фирмах и на предприятиях и т.п.
Но что будет, если в организации нет команды и никто не собирается ее создавать? Ответ прост: а ничего не будет. Все будет так же, как и было, дела будут идти своим чередом, как шли они и раньше, в том же направлении и с той же скоростью.
Нужно ли в таком случае поднимать вопрос о создании команд в организации? Может быть, это слепое следование заграничной моде, совершенно не подходящее для нашей российской действительности? Наше твердое убеждение, основанное на сегодняшней практике работы с командами разных организаций: команды нужно создавать там и тогда, где и когда они могут дать необходимый эффект, помочь организации в достижении новых уровней развития.
Вопрос о команде в организации можно рассматривать в этом смысле точно так же, как и вопросы о росте профессионализма и квалификации сотрудников, о необходимости проведения маркетинговых исследований или новой рекламной кампании, о возможности получения нового кредита и т.п. Команда – это просто еще один из возможных ресурсов для прорыва на новый уровень развития. Но так же, как и другие ресурсы, он хорошо срабатывает и дает полноценный эффект лишь тогда, когда применяется к месту и ко времени. Не всякий кредит даст эффект, а только тот, который получен вовремя под имеющиеся возможности и который (для современных российских условий) сопряжен с возможностью быстрого оборота средств. Не всякое повышение квалификации пойдет на пользу работающим в фирме сотрудникам. Может случиться и так, что достижение слишком высокой квалификации приведет к тому, что сотрудники потеряют интерес к недостаточно содержательной для них работе.
«Командная работа приводит к значительному изменению качества рабочей силы, поскольку совместная работа требует самоуправления и более широкого информирования членов команды»[16]. Люди в группах различаются по возрасту, полу, образованию, культуре, верованиям и ценностям. Возрастание культурных различий работников требует развития таких важных навыков от членов команд, как способность работать с людьми, которые не похожи на них. Кроме того, развитие образования и технологий требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только умения выполнять 1-2 конкретные операции.
1.3. Организационная культура как фактор группового поведения
Понятие организационной культуры вызвано рассмотрением организаций как групп, имеющих одинаковое понимание целей, ценностей и поведения. Современные организации формируют свой собственный облик, в основе которого лежат качество производимой продукции/услуг, правила поведения на рабочем месте и нравственные принципы сотрудников, репутация и т.п.
Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Характеристика организационной культуры охватывает:
- Индивидуальная автономия: степень ответственности, независимости и возможности выражения инициативы в организации.
- Структура: взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля.
- Направление: степень формирование целей и перспектив деятельности организации.
- Интеграция: степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществление скоординированной деятельности.
- Управленческое обеспечение: степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным.
- Поддержка: уровень помощи, оказываемую руководителями своим подчиненным.
- Стимулирование: степень зависимости вознаграждения от результатов труда.
- Идентифицированность – степень отождествления работника с организацией в целом.
- Управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятия на себя рисков.
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие изменения. Обобщая сказанное, дадим более общее определение организационной культуры. Организационная культура – «это система материальных и духовных ценностей, явлений, представлений, присущих данной организации, которые, взаимодействуя между собой, отражают её индивидуальность и проявляются в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды»[17].
На организационную культуру оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Причем в любой организационной культуре можно увидеть наличие как тех, так и других. Только пропорции и содержание могут быть разными.
Организационная культура имеет субъективные и объективные элементы. Субъективные элементы организационной культуры: истории об организации, о лидерах, организационные обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т.д. Объективные элементы организационной культуры: место расположения организации, дизайн помещений, рабочие места, оборудование и мебель, удобства, комнаты приема, стоянки для автомобилей и т.д.
На формирование организационной культуры влияют: культура общества, внутри которого организация функционирует, культура руководства высшего звена управления организацией, напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии.
Организационная культура поддерживается:
- системой оценки и контроля за деятельностью членов организации;
- способами реагирования на ситуации через установление ролей и обучение персонала;
- кадровой работой (обучение, переобучение, отбор, оценка деятельности, повышение квалификации и т.д.);
- соблюдением ритуалов, обрядов, традиций. Изменение организационной культуры и поведение
- членов организации могут находиться в следующих соотношениях:
- организационная культура может привести к изменению поведения членов организации (и наоборот);
- организационная культура может не привести к изменению поведения членов организации;
- поведение членов организации может измениться без изменения организационной культуры;
- могут измениться поведение членов организации и организационная культура одновременно.
1.4. Психологические факторы в управлении групповыми явлениями и процессами
Чтобы понять сущность психологических факторов в управлении человеческими ресурсами, необходимо рассмотреть как появлялись и объяснялись эти факторы, для чего изучим некоторые психологические направления в науке управления и их вклад в решение этого вопроса.
«Значительная часть руководителей всех рангов отечественных предприятий в своем обыденном сознании слово «производство» ассоциируют, прежде всего, с выпуском продукции, оборудованием, технологическим процессом. При этом на второй план уходят коллективы и отдельные работники. Однако любую технику и производственную продукцию проектируют и изготовляют люди, которые трудятся, как правило, в коллективах»[18]. А потому знание и использование их социально-психологических особенностей позволяют руководителю существенно повысить эффективность производства без капиталовложений, что особенно важно с экономической точки зрения. Эти особенности изучают в основном две ветви социально-психологической науки – промышленная (индустриальная) социальная психология, которая начала развиваться за рубежом с начала XX в., и социальная психология управления, изучением которой занимались с 1960-х годов. В нашей стране внимание этим отраслям психологии стали уделять в 60-80-х годах ХХ столетия.
В теории управления, социологии и психологии существуют разные подходы к объекту управления, что объясняется отличием предметов изучения в каждой науке. Теория управления в качестве объекта управления рассматривает социальную организацию как структуру и систему. Социология и психология рассматривают в качестве объекта управления социальную группу со всеми присущими ей феноменами. Другими словами, социальная организация выступает частным случаем социальной группы с присущими ей особенностями. Для психологии управления, как и для общей теории управления, категория «социальная организация» является ключевой. Это понятие зародилось в недрах гуманитарных наук и вытеснило такие неопределенные термины, как «социальный институт» и «система».
Устоявшимся и общепризнанным является определение организации как специфической формы объединения группы индивидов (двух и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели или целей. Суть социальной организации заключается в том, что у всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов. Люди объединяются в организации во имя целей, которых они не могли бы достичь, действуя в одиночку, иначе как ценой экстраординарных усилий.