Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности..pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Внешние проявления функциональных состояний человека
1.2 Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Виды экстремальной деятельности человека
2.2 Особенности поведения человека в процессе экстремальной деятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Психология безопасности в труде. http://bookitut.ru/Psikhologiya-truda-konspekt-lekczij-2.34.html
По мнению В.Г. Андросюк, к позитивным изменениям необходимо отнести:
«- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций.
- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости, повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям, проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается;
- активизация деловых мотивов, чувства долга;
- активизация познавательной деятельности: человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.
- проявление интереса, энтузиазма»[17].
С учетом полученных знаний о содержании, причинах и последствиях деятельности человека в экстремальных условиях (так называемой экстремальной деятельности), исследователи обозначают потенциальную возможность противостоять чрезвычайной ситуации, которая содержит три составляющие:
«физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);
психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);
психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)»[18].
При этом необходимо учесть, что представленные составляющие предоставят возможность получить оптимальный результат (то есть избежать нарушений в функционале человеческого организма) только при их максимальном объединении. То есть наличие одного из трех показателей никак не гарантирует сохранения здоровья человека, оптимального состояния его психики.
Таким образом, готовность и возможность человека осуществлять экстремальную деятельность в обязательном порядке должна рассматриваться с различных сторон, с учетом многообразия функций организма, так как негативные факторы воздействия, представленные выше, значительно затрудняют процесс трудовой деятельности и особенно – сохранения жизни и здоровья человека, находящегося в данных обстоятельствах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сложных и экстремальных видах человеческой жизнедеятельности, безусловно, постоянно присутствует вероятность возникновения критических и опасных для человека обстоятельств, которые не только создают разнообразные проблемы, но одновременно с этим приводят человека к необходимости проявления стремительных, точных и правильных реакций на окружающие чрезвычайные обстоятельства. При этом не уменьшается количество видов профессиональной деятельности, которая по своей направленности уже позиционируется как экстремальная. Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. Чрезвычайное усилие при использовании физиологических и психологических возможностей человека признается потенциальным источником порождения самых разнообразных отклонений в здоровье.
В данной курсовой работе согласно поставленной цели и обозначенным задачам рассмотрены главные психогенные признаки чрезвычайной ситуации и их краткие характеристики. Кроме того, проанализированы виды экстремальной деятельности человека, а также их воздействие и потенциальная опасность для функционального состояния челоевка.
Кратко рассмотрены возможные действия человека для защиты организма от негативного влияния экстремальной деятельности, а также – виды адаптации личности, подвергшейся длительному воздействию экстремальных обстоятельств.
Отдельное внимание уделено влиянию чрезвычайной (экстремальной) деятельности и особенностям поведения человека в процессе такой деятельности.
Таким образом, поставленные перед данной курсовой работой цель и обозначенные задачи достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. - Киев, 1990. – 196 с.
Душков А.Б. Основы инженерной психологии. – М.: Академический Проект, 2002. – 324 с.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
- Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
- Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 582 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - С.-Пб.: Питер, 2002. - 103 с.
- Методы психологического исследования / сост. З.А. Киреева. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 186 с.
- Немов, Р.С. Общая психология : краткий курс / Р.С. Немов. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с.
- Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : Юрайт, 2011. – 639 с.
- Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
- Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : КНОРУС, 2014. – 720 с.
- Общая психология. Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
- Общая психология. Максименко С.Д. - М.: Рефл-бук, 2004 – 528 с.
- Островский, Э.В. Психология и педагогика : учеб пособие / Э.В.Островский, Л.И.Чернышова; под ред. Э.В.Островского. - М. : Вузовский учебник, 2007. - 384 с.
- Психология : учебник / под ред. Б.А.Сосновского. - М. : Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
- Психология управления. Урбанович А.А. Мн.: Харвест, 2003 – 640 с.
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
- Субботина Л.Ю. Психология труда: рабочая тетрадь/Л.Ю.Субботина; Яросл.го.ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 40 с.
- Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
Интернет-источники
- Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html
Психология безопасности в труде. http://bookitut.ru/Psikhologiya-truda-konspekt-lekczij-2.34.html
-
Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. – с. 145. ↑
-
Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - С.-Пб., 2002. - с. 49. ↑
-
Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – с. 79. ↑
-
Душков А.Б. Основы инженерной психологии. – М.: Академический Проект, 2002. – с. 96. ↑
-
Субботина Л.Ю. Психология труда: рабочая тетрадь/Л.Ю.Субботина; Яросл.го.ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – с. 12. ↑
-
Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : КНОРУС, 2014. – с. 185. ↑
-
Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : КНОРУС, 2014. – с. 192. ↑
-
Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : Юрайт, 2011. – с. 164. ↑
-
Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. – с. 132. ↑
-
Психология безопасности в труде. http://bookitut.ru/Psikhologiya-truda-konspekt-lekczij-2.34.html
-
Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html
-
Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html ↑
-
Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - С.-Пб.: Питер, 2002. – с. 61. ↑
-
Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с. 53. ↑
-
Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с. 61. ↑
-
Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html ↑
-
Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. - Киев, 1990. - с. 14.
-
Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с. 85.. ↑