Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Оценка налоговой системы Российской Федерации на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на доходы физических лиц – это прямой федеральный налог, который является одним из наиболее важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы Российской Федерации.

Помимо фискальной функции, данный налог позволяет регулировать объемы доходов населения, управлять сбережениями граждан, регулировать ряд социальных вопросов, стабилизировать расслоение между бедными и богатыми и др.

Актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования механизма налоговой системы в связи с сглаживанием слоёв населения по уровню дохода, что приведёт к уменьшению потери потенциального дохода, так же уменьшение уровня бедности и исключение неравенство в налогообложении.

Проблема определена как несовершенство текущей системы обложения доходов физических лиц, а именно неактуальности применения плоской шкалы налогообложения и необходимость перехода к прогрессивным ставкам.

Объектом исследования является система подоходного налогообложения физических и юридических лиц.

Предмет исследования – предоставление вариантов совершенствование налоговой системы в Российской Федерации, основным вариантом является анализ актуальности перехода от плоской шкалы налога на доходы физических лиц к прогрессивной.

Целью курсовой работы является обоснование необходимости модернизации подоходного налога путем введения прогрессивной ставки.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- изучить исторический опыт налогообложения граждан;

- выявить основные элементы налога на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе;

- ознакомиться с мировым опытом применения подоходного налога;

- проанализировать налоговые поступления в соответствующие бюджеты и определить значение налога на доходы физических лиц в общей структуре налоговых платежей;

- оценить уровень жизни населения путем анализа социально-экономических показателей;

- определить основные проблемы налогообложения доходов физических лиц;

- найти пути совершенствования механизма обложения налогом доходов граждан и обосновать их актуальность.

В случае реализации проекта, изложенного в данной работе, можно будет достигнуть дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации, сгладить социальное расслоение, достичь социальной справедливости, сократить уровень бедности.

В работе использовались следующие методы исследования: монографический, сравнительного анализа, структурно-функциональный, экономико-статистические методы.


Практическая значимость работы обусловлена в возможности реализации предложенных результатов исследования с получением положительных эффектов в виде роста поступлений бюджетной системы Российской Федерации, повышение уровня жизни граждан и стабилизация социально-экономической обстановки в стране.

Работа выполнена по материалам ФНС России, УФНС России по городу Москва, Министерства финансов РФ, Министерства финансов города Москвы, Федеральной службы государственной статистики, научной литературы и публикаций в периодической печати. В работе использованы данные за 2016-2018 гг. 

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Первая глава «Теоретические основы налоговых систем» отражает историю развития подоходного налога, основные элементы НДФЛ в Российской Федерации в настоящее время и зарубежный опыт налогообложения доходов граждан.

Вторая глава «Оценка налоговой система на современном этапе» представлена анализом налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет города Москвы.

Третья глава «Предложения по совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации» содержит в себе основные проблемы подоходного налогообложения на современном этапе и пути их решения, в том числе, разработанные автором.

При выполнении работы были использованы нормативные документы, научные и периодические издания, а также электронные ресурсы.

1. Теоретические основы налоговых систем

1.1 Основные элементы налоговой системы

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.


В экономической литературе также рассматриваются и разные принципы построения системы налогообложения (таблица 1).

Таблица 1 - Принципы построения налоговой системы.

Автор

Принципы

А. Смит

1) принцип справедливости;

2) принцип определенности;

3) принцип удобства для налогоплательщика;

4) принцип экономичности взимания.

А. Вагнер

1) принципы финансовой политики;

2) экономические принципы;

3) принципы справедливости;

4) принципы управления.

Дж. Стиглиц

1) экономическая эффективность;

2) административная простота;

3) политическая ответственность;

4) справедливость;

5) гибкость.

К. Менгер, Ф. Визер,

Э. Бём-Баверк

1) принцип прогрессивности в налогообложении;

2) принцип необлагаемого минимума.

Впервые принципы построения налоговой системы сформулировал Адам Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, характеризующиеся следующим:

    1. налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. "каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку";
    2. обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
    3. взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
    4. издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Развитие данные принципы получили в работе А. Вагнера. Он выделял следующие группы принципов построения налоговой системы:

  1. принципы финансовой политики: налоги должны удовлетворять требованиям достаточности и подвижности - обеспечивать средства для покрытия государственных расходов как в данный финансовый период, так и на длительный период;
  2. экономические принципы: надлежащий выбор источников налогов, достаточность обложения для покрытия финансовых потребностей общества, экономичность обложения и прочие;
  3. социальные принципы: всеобщность налогов, их прогрессивность, а также равномерность и соразмерность обложения с платежеспособностью;
  4. принципы управления: определенность обложения, его удобность, стремление к минимизации издержек взимания (таблица 1).

Джозеф Стиглиц разработал пять принципов налоговой системы (таблица 1):

  1. следование эффективному распределению ресурсов;
  2. простота и дешевизна административной системы налогообложения;
  3. направленность системы на удовлетворение предпочтений государства и общества;
  4. соблюдение справедливости к субъектам налоговой системы;
  5. быстрое реагирование налоговой системы на изменяющиеся экономические условия.

Исследования представителей маржиналистской школы в области налогообложения привели к обоснованию таких принципов, как:

  1. прогрессивность в налогообложении, что подразумевает изменение ставки налога по мере изменения дохода налогоплательщика;
  2. необлагаемый минимум - доход, не облагаемый налогом, используемый для исправления непропорциональности обложения.

В настоящее время в Российской Федерации налоговая система основывается на принципах, закрепленных в налоговом кодексе, а именно:

    1. всеобщность и равенство: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
    2. толерантность: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
    3. единство экономического пространства: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, создающие препятствия легальной экономической деятельности физических лиц и организаций;
    4. экономическая обоснованность: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
    5. ясность и точность: акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Типы налоговых систем и их характеристика:

1. Англосаксонская (США, Австралия, Великобритания, Канада):

  • Преобладание прямых налогов;
  • Незначительная доля косвенных налогов;
  • Преобладание налогообложения физ. лиц.

2. Евроконтинентальная (Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия):

  • Высокая доля отчислений на социальное страхование;
  • Преобладание косвенных налогов;
  • Незначительная доля прямых налогов.

3. Латиноамериканская (Чили, Боливия, Перу)

  • Обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики;
  • Преобладание косвенного налогообложения;
  • Незначительный уровень прямых налогов.

4. Смешанная (Россия и многие др. страны)


  • Сочетает черты разных моделей;
  • Позволяет избежать зависимости бюджета от отд. вида или группы налогов;
  • Вводится для диверсификации структуры доходов.

1.2 Налоговые системы зарубежных государств

I. Налоговая система Германии.

В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане и не граждане Германии Вам будут сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов — обычное дело в Германии. Новым предпринимателям и иностранным предпринимателям, а также тем, кто получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется обратиться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).

Сводный, бюджет Германии разделяется на три уровня: - Центральный (государственный) бюджет (доходы и расходы всей страны) — 48% всех налоговых поступлений. - Бюджеты 16-ти федеральных земель. Бюджеты разных земель неодинаковы, зависят от экономических факторов регионов — 34% всех налоговых поступлений - Бюджеты городских и сельских громад — 13% всех налоговых поступлений. Дополнительно в госбюджет входят доходы немецкого Центробанка и госпредприятий. Бюджеты земель, изначально неравномерные, распределяются вертикально и горизонтально для финансовой «равности» — от высокодоходных регионов (авария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) в пользу «менее развитых экономически (Саксония, Шлезвиг-Голштейн) проходит перераспределение налоговых сборов, дополнительно финансово «слабые» земли получают государственные дотации.

Общие правила налогообложения в Германии регулируются Законом «Порядок взимания налогов» — Abgabenordnung.

Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».

Всего в Германии 45 видов налога, включая такие как налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие.