Файл: Опекунство (общая характеристика) (Основание установления опеки в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства государственного социума. В данной форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим образом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в сфере опеки.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование опеки.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании общих положений опеки.

Задачами данной курсовой работой являются:

1. исследовать основания, порядок установления и прекращения опеки;

2. охарактеризовать правовое положение и обязанности опекунов;

3. определить, как опекун может распоряжаться имуществом подопечного.

Методы исследования, используемые в работе:

– сравнительно–правовой метод;

– формально-юридический метод;

– метод анализа.

Работы включает введение; две главы; заключение; список литературы.

Глава 1. Правовое регулирование опекунства

1.1. Основание установления опеки в Российской Федерации

Опека – вид семейного устройства несовершеннолетних детей (до 14 лет), оставшихся без родителей по тем или иным причинам, а также форма защиты прав и интересов гражданина признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства. Также опека над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от воспитания либо защиты их прав и интересов[1].

Отсутствие родительского попечения может быть вызвано болезнью родителей, которая препятствует выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей по объективным причинам (например, длительная заграничная командировка, отбывание наказания в местах лишения свободы), признание родителей недееспособными, вредные пагубные привычки (алкоголизм, наркомания)[2].


При выборе опекуна в соответствие с действующим Гражданским кодексом РФ каких-либо возрастных ограничений для нет, однако как опекунами могут быть исключительно совершеннолетние граждане, дееспособность которых сомнению не подлежит, за исключением лиц: лишенных родительских прав; имеющих судимость за совершение умышленных преступлений[3]. В то же время законодательство предусматривает всестороннее рассмотрение качеств потенциальных опекунов, среди которых сам по себе возраст не является основополагающим фактором при принятии решения органами опеки и попечительства[4].

Опекун также, как и попечитель, может быть назначен только с его согласия. При вынесении решения учитываются его личностные и нравственные качества, способность выполнять возлагаемые на него обязанности, а также имеющиеся между ним и нуждающимся в опеке лицом отношения, а при возможности – и желание потенциального подопечного[5].

Опекуны предоставляют свое согласие только на осуществление тех сделок, которые не могут быть совершены их подопечными самостоятельно. Обязанностью опекунов несовершеннолетних граждан является оказание всяческой помощи находящимся под их попечительством лицам в реализации законных прав и в выполнении обязанностей, а также их защита от всевозможных злоупотреблений и неправомерных действий.

Лица, имеющие хронический алкоголизм или наркоманию, имеющие материальные трудности или же болеющие такими заболеваниями, как туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения; инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией, злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения, психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения, заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы[6].

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117.

Также к неспособным стать попечителями (опекунами) относятся лица, находящиеся в однополом браке признанном и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке[7].


Одно и то же лицо имеет право быть опекуном исключительно одного гражданина. Однако при назначении несовершеннолетнего подопечного в семью опекуны (попечители) несут за него ответственность в равной мере.

Обязанности опекунов распределяются в соответствии с постановлением уполномоченного органа и за невыполнение одним из опекунов, ответственность понесут оба гражданина солидарно. Назначение братьев или сестер разным опекунам, как правило, возбраняется, если, конечно, препятствует интересам этих детей[8]. Конечно же, стоит отметить, что бабушки и дедушки, их совершеннолетние дети и совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего гражданина имеют преимущественное право в получение опекунства над оным перед всеми остальными лицами[9].

У лиц, осуществляющих опекунство по отношению к несовершеннолетним гражданам, имеются свои права и обязанности в данных отношениях.

Таким образом, опекуны являются законными представителями своих подопечных и в полном праве выступать в их защиту, их прав и законных интересов в любых отношениях, имение особых полномочий при этом не требуется[10].

1.2. Порядок установления опеки в Российской Федерации

Установление опеки закон связывает с определенным сроком. Они должны быть установлены в течение 1 месяца с момента, когда органам опеки стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. Статья 147 СК РФ[11] устанавливает, что детям, находящимся на полном государственном обеспечении, то есть в учреждениях разных типов, опекуны не назначаются.

Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Опекуну выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов[12].

Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку влекут привлечение к административной ответственности. После совершения сделки, опека может быть отменена при некотором перечне условий. Смерть опекуна или несовершеннолетнего гражданина является основным и безукоризненным условием для прекращения данных отношений[13].


Учитывая узаконенность попечительских отношений могут быть прекращены также и по причине истечения срока действия акта назначения опекуна[14].

Еще одним условием прекращения попечительских отношений является отстранение опекуна от исполнения надлежащих обязанностей. Опекун может быть отстранен от своих обязанностей по нескольким причинам: как обобщенное это ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, а именно нарушение законных прав и интересов своего подопечного, также и осуществление опеки в корыстных целях или несанкционированное оставление несовершеннолетнего гражданина без присмотра на длительный срок[15].

Незаконное посегание опекуном на имущество его подопечного также попадает под перечень условий, которые могут повлечь за собой отмену попечительских отношений. Прекращение попечительских отношений наступает по достижении опекаемым лицом совершеннолетия или же приобретении им в полной мере гражданской дееспособности. Как дополнение, прекращение попечительских отношений, в том числе временное, может наступать при расхождении интересов опекуна и подопечного[16].

В судебной практике наблюдался случай – истец указала, что по ее заявлению приказом Министерства образования науки от 22.01.2016 г. № 56 ей было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, о чем была уведомлена письмом от 27.01.2016 г. № 266. Свой отказ обосновало отсутствием у нее статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, и достижением возраста 23 лет. После установления в судебном порядке статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, она вновь обратилась в Министерство с заявлением о постановке на учет на обеспечение жильем, однако ей было вновь показано во включении в Список (приказ от 03.02. 2017 г. № 71, уведомление от 06.02.2017 г. № 444).

Считает, что указанное решение об отказе ей во включении в Список необоснованно и неправомерно. Она относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, ее мать Камнева Н. В. умерла 05.10.2000 г., отец Камнев В. В. с 1986 г. с их семьей не проживал, после смерти матери и по настоящее время ее судьбой не интересовался и место его проживания неизвестно. После смерти матери она состояла на учете в органе опеки и попечительства администрации г. Черкесска. На момент постановки на учет в городской отдел опеки и попечительства, у должностных лиц администрации имелись сведения о том, что у ее матери не имелось в собственности жилого помещения.


Между тем, должностные лица органа опеки и попечительства администрации г. Черкесска, а также лицея № 7 не разъяснили ей и ее попечителю о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, порядок постановки на учет на получение жилья.

Таким образом, бездействие органа опеки и попечительства привело к существенному нарушению ее жилищных прав и не позволило ей своевременно встать на учет для последующего предоставления жилого помещения.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П).

В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[17]. № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений[18].

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока 12 пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[19].