Файл: Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (Анализ обеспеченности доходами бюджета Воронежской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективное выстраивание бюджетных расходов - это важнейший критерий, по которому можно судить о качестве государственного управления. Налоговая политика в области должна стремиться к обеспечению справедливых принципов регионального налогообложения, направленных на достижение социальной или бюджетной эффективности.

В связи с завершением 1 июля 2017 года переходного периода введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг нужно заблаговременно принять все необходимые для этого решения, качественно сформировать государственные задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового обеспечения.

Система методов обеспечения бюджетной сбалансированности Воронежской области в настоящее время включает в себя следующие элементы управления:

планирование основных показателей бюджета;

мероприятия по повышению доходной базы и оптимизации расходов бюджета;

целевое финансирование;

управление государственной собственностью;

секвестрирование расходов бюджета, финансово-бюджетный контроль;

внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств;

совершенствование межбюджетных отношений;

управление государственным долгом.

Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодоление несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Воронежской области через межбюджетные отношения. В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджета Воронежской области формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных "сверху" расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных "сверху" доходных источников.

В области межбюджетных отношений в Воронежской области основными направлениями должны стать:

1. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований для предоставления базовых бюджетных услуг, позволяющих при формировании эффективной бюджетной инфраструктуры, реализовать полномочия по решению вопросов местного значения без образования просроченной кредиторской задолженности.

2. Обеспечение единых принципов индексации фондов оплаты труда работников как государственных, так и муниципальных учреждений исходя из разграничения ответственности за расходные полномочия регионального и муниципального уровней и методологии межбюджетного регулирования.


3. Достижение вертикальной сбалансированности бюджетной системы, подразумевающей соответствие доходных потенциалов бюджетов расходным обязательствам, в связи с передачей полномочий в сфере здравоохранения с муниципального на региональный уровень путем перераспределения отчислений от налога на доходы физических лиц.

4. Совершенствование методики расчета налогового потенциала муниципальных образований, применяемого при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

5. Изменение методики расчета субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере общего образования исходя из нормативных показателей количества учителей, приходящегося на фактическую численность обучающихся, соотношения педагогического и прочего персонала, соотношения окладной и стимулирующей частей заработной платы, материальных затрат и фондов оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.

Таким образом, соблюдение баланса бюджета нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на региональном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.

Для этого необходимо:

создавать благоприятный инвестиционный климат, для чего необходимо ввести налоговые льготы;

развивать наукоемкие отрасли и ускорять развитие экономики;

перестраивать систему экспортной ориентации с экспорта сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

необходимо не просто закрывать дыры в бюджете, а вкладывать средства так, чтобы в дальнейшем они приносили прибыль.

Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета области в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности бюджета.

Итак, по данной главе можно сделать следующие выводы:

В целях реформирования механизмов управления доходами и расходами бюджета Воронежской области с целью снижения бюджетного дефицита должны способствовать следующие меры по стабилизации ситуации в экономике области в посткризисный период, усилению ее инвестиционной направленности.


1) Продолжить практику осуществления согласованных действий исполнительных органов власти области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по улучшению собираемости доходов, поиску дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты области.

2) Необходимо обеспечить повышение эффективности администрирования доходов. Особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета. Следует повысить ответственность главных администраторов доходов, являющихся органами исполнительной власти Воронежской области, за качество осуществления бюджетных полномочий по администрированию доходов и выполнение плановых показателей по закрепленным доходным источникам.

3) Продолжить сотрудничество Правительства Воронежской области с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории области.

4) Продолжить практику ограничения доступа неплательщиков к мерам государственной поддержки. Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Действия по умышленному уклонению от уплаты налогов должны жестко пресекаться

В условиях нестабильной экономической ситуации своевременная реализация мероприятий по развитию собственного доходного потенциала, экономии и оптимизации бюджетных расходов позволит сохранить устойчивость бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.

Заключение

По результатам проделанной работы следует отметить, что региональный бюджет как финансовая категория - это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, предназначенного для удовлетворения потребностей социально - экономического развития данного субъекта и финансовой поддержки его административно-территориальных единиц.

Важную роль в бюджетной системе РФ играют региональные бюджеты. Доходы региональных бюджетов - это финансовые ресурсы, сформированные при реализации определенных нормами права финансово-экономических отношений между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами относительно поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для выполнения функций и задач.


К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, на мой взгляд, следующие:

имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

является средством регулирования местных бюджетов.

В результате анализа состава и структуры доходов и расходов

На мой взгляд, можно выделить несколько путей увеличения доходного потенциала региона.

1) существенно расширить полномочия региональных органов по установлению обязательных элементов соответствующих налогов, сократив полномочия в этой области федеральных органов, усовершенствовать процесс распределение налоговых полномочий между уровнями власти;

2) при составлении регионального бюджета его доходная структура должна полностью (или хотя бы в ощутимой степени) контролироваться властями соответствующего уровня, т.е. она должна формироваться преимущественно за счет региональных и местных налогов;

3) рассмотреть вопрос о переводе налога на доходы физических лиц в состав региональных налогов, а в дальнейшем необходимо сделать его местным налогом;

4) предоставить законодательным органам субъектов РФ право устанавливать отдельные элементы налогообложения и налоговые льготы по налогу на прибыль (в части, зачисляемой в соответствующий бюджет) и по налогу на доходы физических лиц.

5) введение единого налога на недвижимость позволит объединить налоги на имущество юридических и физических лиц, а также земельный налог.

6) рассмотреть возможность вхождения в земельный фонд земель муниципальной собственности в целях привлечения дополнительных инвестиций в районы Воронежской области.

В условиях нестабильной экономической ситуации своевременная реализация мероприятий по развитию собственного доходного потенциала, экономии и оптимизации бюджетных расходов позволит сохранить устойчивость бюджетной системы региона, обеспечит социальную стабильность, а также создаст условия для восстановления и дальнейшего роста региональной экономики.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015г.)
  3. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (13.07.2017)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 243-ФЗ (ред.29.06.2017)
  5. Анисимов, С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики// Финансы. - 2014. - №11. - С.24-28.
  6. Анисимов, С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. - 2015. - №1. - С.22-24.
  7. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник.- М.: Дашков и Ко, 2016. - 488с.
  8. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2016. - 605 с.
  9. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. - 567 с.
  10. Брызгалина, А.В. Налоги и налоговое право: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 466 с.
  11. Белозеров, С.А. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 512 с.
  12. Бегчин, Н.А. Проблемы оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в условия кризиса / Н.А. Бегчин // Финансы и кредит. - М., 2014. - № 32 (368). - С.78-85.
  13. Бегчин, Н.А. Современный взгляд на управление расходами бюджетов субъектов федерации // Вестник Финансовой академии. - М., 2016. - № 5 (59). - С.61-65.
  14. Врублевская, О.В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2016. - 838 с.
  15. Гаскаров, А.Р. Финансовая устойчивость экономики региона - субъекта Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования. - М.: ИЭ РАН, 2015. - 222 с.
  16. Гиляровская, С.В. Самостоятельность территориальных бюджетов в контексте реализации принципов бюджетной системы РФ // Вестник СГСЭУ. - 2015. - №15 (1). - С.102-108.
  17. Иптышева, Н.С. Бюджет субъекта федерации как инструмент социально-экономического развития региона: дис. канд. экон. наук / Н.С. Иптышева. - Москва, 2016. - 157 c.
  18. Корчагин Ю.Д. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения. - Воронеж: ЦРЭИ, 2015. - 146 с.
  19. Макаров, А.В. Цели и задачи бюджетной политики государства. - М.: Юрист, 2016. - №10. - С.26-28.