Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организаци.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заработная плата включает две составляющие: основная и дополнительная. К основной заработной плате относится плата, начисленная за отработанное в организации время: оплата по тарифным ставкам и окладам, сдельным расценкам, оплата брака и простоев не по вине рабочих, доплаты за работу в ночное время, премии из фонда оплаты труда, доплата рабочим за работу в выходные и праздничные дни и сверхурочные часы, за обучение учеников и т.д. Дополнительная - оплата, начисленная за неотработанное время: отпуска основные и социальные, льготные часы подросткам, перерывы в работе кормящих матерей, а также вознаграждения за выслугу лет и т.д.

В экономической литературе заработную плату принято подразделять на номинальную и реальную. Под номинальной заработной платой подразумевается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Она характеризует уровень оплаты в принятых денежных единицах Республики Беларусь [7 , С. 45].

По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, но не об уровне потребления и благосостояния работника. Для этого необходимо знать реальную заработную плату - ту массу жизненных благ и услуг, которую можно приобрести за полученные деньги. Ее размер находиться в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

Следует отметить, что центральное место в производственной деятельности любой организации занимают труд и его результаты, так как без коллектива работников не существует организации и без необходимого количества людей определенных профессий и квалификации ни одна организация не может достичь своей цели. В современных условиях хозяйствования правильная организация труда и его оплаты должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду [3, С. 87].

Реформирование организации оплаты труда требует от государства принятия широкой программы действий: предотвращение падения реальной заработной платы, использование различных методов ее индексации, а предпочтительнее - недопущение инфляции [2, С. 88].

Проведенное исследование систем оплаты труда позволяет сделать вывод, во-первых, о многогранности и сложности проблемы формирования эффективной системы заработной платы, во-вторых, о взаимосвязи социально-экономического развития страны и заработной платы, в-третьих, о необходимости реформирования оплаты труда в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта, прежде всего, в части реализации мотивационных принципов организации заработной платы.


1.3 Нормативная база стимулирования труда в Республике Беларусь

В целях совершенствования организации труда и предупреждения нарушения законодательства в сфере трудовых отношений нанимателем, осуществляется регулирование оплаты труда. Регулирование оплаты труда и трудовых отношений осуществляется на государственном уровне и в организации.

Основным документом, регулирующим трудовые отношения между нанимателем и работником, является Трудовой кодекс Республики Беларусь, в котором установлены общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений (заключение, изменение и прекращение трудового договора), особенности регулирования труда отдельных категорий работников, общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, ответственность работников и нанимателей и контроль за соблюдением законодательства о труде.

С этого времени в Беларуси начался массовый перевод работников на контрактную форму найма, включая и тех работников, с которыми ранее были заключены трудовые договоры на неопределенный срок. Контракт - это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный в нем срок, содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривающий конкретную минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника. Контракт заключается на срок не менее одного года, в письменной форме в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон [25 , С. 86].

В современных условиях хозяйствования существует две системы организации заработной платы: тарифная и бестарифная. Наиболее распространенной и традиционной является тарифная система организации заработной платы. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, позволяющих устанавливать и регулировать уровень оплаты труда в зависимости от его сложности и условий. Она включает тарифно-квалификационные справочники, единую тарифную сетку и тарифную ставку первого разряда.

Основная (тарифная) часть заработной платы работников организаций дифференцируется и регулируется Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.


Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей служащих представляют собой систематизированные перечни всех работ и профессий, должностей, содержат необходимые квалификационные характеристики, требования к ним и тарифные разряды работ и рабочих, должностей служащих.

Единая тарифная сетка работников представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный (квалификационный разряд) характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности выполняемых работ, уровня теоретических и практических знаний, а также ответственности работника. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда [25, С. 213].

Тарифная ставка - это абсолютный размер оплаты труда работника в единицу времени. Тарифная ставка первого разряда устанавливается государством и периодически пересматривается с учетом темпов инфляции, величины прожиточного минимума. Тарифная ставка любого разряда определяется произведением тарифной ставки первого разряда и соответствующего тарифного коэффициента [34, С. 22].

Месячные тарифные ставки рассчитывают на основе тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь. Размер тарифной ставки первого разряда повышает Совет Министров в зависимости от появления для этого экономических предпосылок. По данной методике определяют уровни оплаты труда конкретных профессионально-квалификационных групп работников. Республиканские тарифы по оплате являются обязательными для бюджетных учреждений, а также нанимателей, получающих дотации из бюджета.

Государство также регулирует размеры установленных доплат и надбавок и иных условий. Надбавки и доплаты начисляются сверх основной заработной платы.

Индексацию доходов населения хозрасчетные предприятия осуществляют в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и коллективным договором с целью частичного возмещения потерь от инфляции. Индексация доходов населения может производиться путем единовременного пересмотра Советом Министров Республики Беларусь минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, а также государственных пособий [22, С.23].

Оплата труда и премирование работников ОАО «Фирма «Элма»» регулируется также документами локального характера. Рассмотрим некоторые из них:


1. Правила внутреннего трудового распорядка — это установленный работодателем в предусмотренном порядке документ, регламентирующий организацию труда, при помощи которого работодатель обеспечивает трудовую дисциплину и желаемое поведение.

2. Положение об оплате труда. Разрабатывается и вводится с целью создания в коллективе необходимых условий для установления зависимости заработной платы от количества и качества труда работников, конечных производственных результатов, усиления заинтересованности рабочих, руководителей, специалистов и служащих в выявлении и использовании имеющихся результатов, выполнения конкретных задач.

В соответствии с указанным документом при приеме на работу наниматель обязан потребовать, а гражданин представить: личное заявление; трудовую книжку; паспорт; документы, подтверждающие образовательный уровень для замещения должности муниципальной службы; медицинское заключение о состоянии здоровья другие документы, если это предусмотрено соответствующим законодательством.

3.Трудовой договор. Заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматель и работники несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

4.Коллективный договор. Целью договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, продуктивной занятости работников, уровня их оплаты труда, соответствующего текущему уровню цен и стоимости жизни, безопасности условий труда, прибыльной работы организации.

Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Таким образом, организация оплаты труда в организации предполагает, во-первых, разработку системы расчетных тарифных ставок работников; во-вторых, определение форм и систем оплаты труда; в-третьих, выработку критериев и определение размеров доплат, надбавок; в-четвертых, обоснование показателей и системы премирования работников.

В целях расширения прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности, Указом Президента Республики Беларусь №181 от 10 мая 2015 г. Принято постановление «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».


В Указе предоставлено право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.

Таким образом, в ходе проведения теоретического исследования была изучена сущность и содержание стимулирования и мотивации труда, приведена характеристика методов стимулирования труда и мотивации персонала, выявлены критерии оценки эффективности методов стимулирования и мотивации труда персонала, а также факторы, влияющие на эффективность мотивации и стимулирование труда персонала. Знание указанных теоретических аспектов необходимо для проведения полного и достоверного аналитического исследования, которое будет проведено далее.

Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.

Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально-экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. В системе стимулирования труда она так же занимает ведущее место. Поскольку зарплата составляет от 30 до 70% доходов трудящихся, это главный источник повышения их благосостояния.

Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы.

Глава 2. Система материального стимулирования труда (на примере предприятия ОАО «Фирма «Элма»)

2.1 Общая характеристика деятельности и кадровой политики ОАО «Фирма «Элма»

Открытое акционерное общество «Брестская трикотажная фирма «Элма» (краткое название – ОАО «Фирма Элма») создано на базе верхней фабрики верхнего трикотажа, которая была введена в эксплуатацию в 1940 году как артель «Путь социализма». ОАО «Фирма «Элма» на договорных условиях входит в состав концерна «Беллегпром». Общество является коммерческой организацией частной формы собственности без доли государства в его уставном фонде.