Файл: Опекунство (общая характеристика)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После предоставления всех необходимых документов соответствующие органы, рассмотрев все обстоятельства, оформляют опекунство над ребенком. Выплаты, которые государством определены ежемесячно на содержание каждого подопечного, зависят от региона, где проживает семья. Средний размер пособия на каждого малыша составляет около двенадцати тысяч рублей. Именно столько он будет получать до своего совершеннолетия. Кроме того, воспитателю одноразово выплачивается немного больше одиннадцати тысяч рублей. В некоторых регионах предусмотрена и компенсация за коммунальные услуги в размере восьмисот рублей. В отличие от усыновления, к желающим оформить опекунство над ребенком применяются менее строгие требования относительно доходов и вопросов жилья. Соответствующие органы регулярно контролируют те условия, в которых живет и воспитывается ребенок. А по достижении совершеннолетия опекаемый, если у него нет жилья, получает его.

Опека - это процесс, к которому требуется подойти с ответственностью. При подаче заявления установленного образца нужно приложить, как уже было сказано, определенный пакет документов.

Что к ним относят? Требуется принести:

•удостоверение личности заявителя;

•справки о доходах за год;

•заключение от врача о состоянии здоровья будущего опекуна;

•свидетельство о браке/разводе (если есть);

•согласие от всех членов семьи на проживание подопечного с ними (если кто-то живет вместе с потенциальный опекуном);

•автобиографию.

Дополнительно могут запрашивать любые выписки, которые подтверждают благосостояние гражданина. Это нормальное явление. Как правило, данного пакета документов достаточно, чтобы органы опеки вынесли то или иное решение.

2 Уполномоченные органы в сфере опеки

Вопрос опеки и попечительства сегодня считается одним из актуальных в России. На каждом историческом этапе развития общество должно создавать условия для жизнеобеспечения людей, гарантировать защиту их интересов. В особенности это касается граждан, не способных самостоятельно о себе позаботиться. К ним относят людей преклонного возраста и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Забота о таких людях должна осуществляться государством. Для этого формируются соответствующие службы. Рассмотрим далее деятельность органов опеки и попечительства[3].


Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах. Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних. Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления. Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.

Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.

Если писать каждый день, произойдут удивительные вещи Как стоит мыслить, чтобы стать богатым? Как повысить женское либидоРезультаты преобразований

Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами. Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории. После изменения отечественного законодательства была полностью трансформирована сложившаяся схема разграничения полномочий в рассматриваемой области, были преобразованы существовавшие органы опеки и попечительства. Москва стала первым городом, в котором была проведена полномасштабная реформа.


2.1 Функциональные обязанности органов опеки и попечительства

В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:

1.Назначить помощника дееспособному совершеннолетнему лицу, не способному в силу состояния здоровья самостоятельно защищать и реализовывать свои интересы, а также выполнять обязанности по ст. 41 ГУ.

2.Исполнять работу попечителя/опекуна по отношению к гражданам, забота о которых своевременно не была установлена. В этих случаях службы также несут имущественную ответственность в установленных законом случаях за действия указанных лиц.

3.Назначать попечителей и опекунов.

4.Выступать в судебном органе за расширение или ограничение дееспособности граждан 14-18 лет в вопросе самостоятельного распоряжения их доходами.

5.Подавать заявление на регистрацию подкинутого/найденного ребенка в порядке, установленном в законодательстве.

6.Контролировать соблюдение прав граждан, которые находятся на попечении.

7.Давать согласие на проведение психиатрического освидетельствования несовершеннолетних и помещение их в соответствующий стационар. Заключение органа опеки и попечительства является неотъемлемым условием для осуществления данной процедуры.

8.Обеспечивать контроль над условиями содержания, образования и воспитания лиц, пребывающих в лечебных и прочих учреждениях, а также защищать интересы выпускников этих заведений.

9.Принимать решение по вопросам помещения недееспособных и несовершеннолетних в психоневрологические учреждения для социальной реабилитации.

10.Давать согласие в установленном порядке на перевод сирот и оставшихся без попечения родственников из одного учебного заведения в другое до получения воспитанниками общего (основного) образования, на исключение указанных граждан из них. Если разрешение органов опеки и попечительства не будет получено, перевод либо отстранение от учебы будут незаконными.

11.Контролировать выезд несовершеннолетних к новому месту проживания, в том числе за рубеж, а также регистрацию этих лиц.

Имущественные отношения

В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

1.Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.

2.Разрешать опекуну совершать, а попечителю - соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.

3.Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.


4.Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.

5.Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.

6.Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.

7.Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений[4].

8.Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

2.Обеспечивать сохранение права ребенка быть воспитанным в семье; защищать его интересы и свободы.

3.Осуществлять обследование условий, в которых пребывает ребенок и лицо, претендующее на роль его воспитателя.

4.Предоставлять акт осмотра и заключение органа опеки и попечительства в суд.

5.Рекомендовать методы воспитания.

6.Направлять иски о лишении/ограничении родителей прав или отмене усыновления.

7.Обязывать воспитателей не препятствовать общению несовершеннолетнего с родителем, проживающим отдельно, а также прочими родственниками.

8.Давать согласие на контакт ребенка с отцом/матерью, ограниченными в правах.

9.Разрешать споры между несовершеннолетними родителями и воспитателем их ребенка.

10.Участвовать в разбирательстве дел о признании брака, который заключен с не достигшим соответствующего возраста или недееспособным лицом, недействительным.

11.Предоставлять заключения об обоснованности процедуры усыновления и ее соответствия интересам ребенка, давать согласие на ее осуществление.

12.Участвовать в рассмотрении дел, связанных с порядком реализации родительских прав лица, проживающего отдельно, восстановления этих прав, а также установления и отмены усыновления.

13.Выявлять несовершеннолетних, которые остались без попечения родственников, вести учет этих граждан, выбирать форму их устройства.

14.Выбирать приемных родителей, заключать с ними соответствующие договоры о передаче ребенка в семью, исполнять условия соглашения, принимать в случае необходимости меры по расторжению документа, контролировать исполнение приемными родителями их обязанностей.


15.Направлять иски в суд о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних, признании соглашений об их уплате недееспособным либо несовершеннолетним недействительными.

16.Назначать выплаты попечителям/опекунам на содержание воспитанников.

Воспитание ребенка

Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки. Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.

При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя. Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка[5].