Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине на месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

Если гражданин безвестно отсутствует не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что объявлению гражданина умершим всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим.

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они должны совпадать с теми, которые имеют место при фактической смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.

Таким образом, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим играет большую роль в гражданских правоотношениях и исследуемая тема достаточно актуальна.

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  •  исследовать общую характеристику безвестного отсутствия и его последствий;
  •  рассмотреть основания объявления гражданина умершим;
  •  рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим   или умершим и некоторые проблемы последствий;
  •  изучить процедуру судебного разбирательства.

Безвестное отсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленных судом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.

Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебной практике. Так, Прянишников С.П. полагает, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими или умершими.1   

Существует также мнение о том, что признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими служит изменению, прекращению правового статуса граждан.2 

Данная точка зрения более точно отражает сущность изучаемого института, однако требует определенного уточнения. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, то его правовой статус относителен. Поскольку судебная практика и гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин может фактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом ни суду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданина умершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовом статусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различных правоотношениях.

В случае длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания и неизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность, последствиями которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. С целью устранения неопределенности в субъекте отношений, суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия. Также заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.


Ст. 42 ГК РФ определяет порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства, когда к рассмотрению принимается не иск, а заявление гражданина.

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим – лицо, обратившееся в суд с заявлением.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах ЗАГС по заявлению второго супруга (ст. 19 СК РФ).

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в этой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина, во-вторых, длительность - в течение 1 года - такой неизвестности, в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.


Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина, с чем мне сложно согласиться, так как при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, так как нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.3

Наиболее обоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что при признании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизни или смерти лица.

Глава 1. Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим.

    1. 1.1 Понятие безвестного отсутствия

Безвестное отсутствие — юридический термин, означающий отлучку лица из места его жительства, продолжающуюся долгое время без получения кем-либо известий о месте его пребывания. Юридические отношения пропавшего без вести лица, если у него осталось семейство или имущество, остаются в положении неопределенном. Неопределенность эта устраняется при посредстве предположений о смерти лица, пропавшего без вести. Эти предположения в различных кодексах были неодинаковы. Некоторые законодательства государств принимали во внимание возраст лица, так, например, в германском праве 70-летний возраст считался за крайний срок человеческой жизни, и как скоро безвестно отсутствующий по расчету времени достигал этого возраста, он считался умершим. Другие же законодательства, в том числе и наше, исходя их тех соображений, что при обосновании предположений о смерти безвестно отсутствующего лица на его возрасте правоотношения заинтересованных лиц остались бы слишком долго неопределенными, ограничивались назначением определенного срока, по истечении которого допускалось изменение в сфере правоотношений безвестно отсутствующего лица.


Безвестному отсутствию издавна в праве уделялось особое внимание. Такого рода случаи были нередки в практике государств из-за банальных частых войн и эпидемий, уносивших миллионы жизней. Вплоть до XIX века исчезнувшие граждане именовались безвестно отсутствующими.

    1. 1.2 Развитие института о признании лица без вести пропавшим в истории российского гражданского права.

В русском законодательстве определение безвестного отсутствия впервые было помещено в ст. 7 законов о состояниях (Св. Зак., т. IX). По силе этой статьи "лица свободных состояний, не записанные в податной оклад, считаются безвестно отсутствующими, если по отлучке их из местожительства не будет получено о месте пребывания их никаких сведений в течение 10 лет. Сверх того считаются безвестно отсутствующими, ввиду правительства, из свободных состояний те, которые отлучаясь за границу с узаконенными паспортами, останутся там на жительство, без особого на то разрешения, более пяти лет". Таким образом, русский закон различал, с одной стороны, безвестное отсутствие лиц свободного состояния, влекущее лишь гражданские последствия, если оно не сопряжено с отсутствием из пределов государства, от отсутствия лиц податного состояния, которые, кроме этих гражданских последствий, подвергались еще на основании 3 примечания к 7 ст. зак. о сост. (Св. Зак., т. IX) ответственности как за побег, установленной Уставом о паспортах; с другой же стороны, простому или частному безвестному отсутствию, заключающемуся в продолжающейся в течение определенного законом срока отлучке из места жительства без доставления о себе каких-либо сведений, противопоставлялось отсутствие"в виду правительства", состоящее в пребывании за границей более пяти лет без особого на то разрешения или в неявке в отечество по вызову правительства. В последнем случае лица, виновные в неявке, подлежали уголовной ответственности, именно: если они в назначенный по усмотрению суда срок не могли доказать, что невозвращение их в отечество произошло по не зависевшим от них или по крайней мере уменьшающим их вину обстоятельствам, то беглецы приговаривались к лишению всех прав состояния и к вечному изгнанию из пределов государства, а дотоле считались безвестно отсутствующими, и имение их передавалось в опекунское управление (Свод Законов, т. XV; Улож. о наказ., ст. 326 и 327) Гражданские последствия одинаковы для всех видов безвестного отсутствия и касались семейных и имущественных прав отсутствующего, причем разница между этими последствиями заключалась, между прочим, и в моменте их наступления, а именно: для изменения семейных правоотношений был установлен пятилетний срок, а для имущественных — срок земской давности, т. е. десятилетний. Порождаемое безвестным отсутствием изменение семейно-юридической сферы заключалось в разрешении оставшемуся супругу просить свое духовное начальство о расторжении брака и дозволении вступить в новое супружество, причем для лиц лютеранского исповедания срок безвестного отсутствия одного из супругов полагался только годичный (Св. Зак., т. Х, ч. 1, ст. 54 и т. XI ч. 1, Уст. иностр. испов., ст. 256, п. 5). Имущественные последствия заключались во взятии имущества безвестно отсутствующего в казенный присмотр и в возможности предъявления к этому имуществу наследственных прав. Что касалось порядка признания лица безвестно отсутствующим, то ввиду особой важности последствий этого состояния Судебными Уставами императора Александра II был установлен особый, заменивший существовавшее прежде удостоверение безвестного отсутствия чинами от присутственных мест и полиции, порядок охранительного производства путем объявлений и вызовов, помещаемых в губернских ведомостях, и признание лица безвестно отсутствующим путем общего тяжебного порядка судопроизводства. Согласно новым правилам "об удостоверении в безвестном отсутствии" лица, имеющие основание считать лицо, к имуществу которого они имеют законное притязание, находящимся в безвестном отсутствии, а равно и чины прокурорского надзора могли просить окружной суд, в ведении которого находится это имущество, об учинении публикации и принятии мер к охранению этого имущества, причем при этом они должны были доказать, что отсутствующий выбыл из места своего жительства, посредством представления засвидетельствованной копии с явочного о выбытии прошения или другим способом, а также свои права на имущество безвестно отсутствующего и представить определенное количество денег на публикацию, неисполнение чего влекло за собой отказ в принятии иска. Затем окружной суд, признав представленные доказательства достаточно подкрепляющими предположение безвестного отсутствия, делал постановление о троекратной публикации о безвестно отсутствующем в трех следующих один за другим номерах Сенатских Объявлений и издаваемых в России иностранных газет, одной французской и одной немецкой, а равно о назначении опекуна для защиты его прав и охранения его имущества. Попечители составляли реестр охраняемого имущество и пытались разыскать безвестно отсутствующего посредством публикаций в Губернских Ведомостях и Сенатских Объявлениях, повторяемых каждые полгода. С истечением пяти лет после первой публикации окружной суд по просьбе лиц, возбудивших это производство или явившихся по вызову наследников, приступал к рассмотрению дела, о чем в то же время издавал публикации Ведомостях.