Файл: Управление миграционными процессами (Сущность миграции населения и особенности управления миграционными процессами)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние годы миграция все больше становится вызовом, иногда угрозой безопасности личности, общества, государства. Миграция привела к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В принимающих странах начала приобретать силу ксенофобия. Не случайно на рубеже веков проблема миграции стала центром общественного внимания. Она выполняет важные общественные функции, связанные не только с перераспределением трудовых ресурсов, но и с трансляцией культуры, преодолением существенных различий между городом и селом, сближением народов.

Миграция стала спутником индустриального общества и все меньше поддается привычным ранее формам воздействия. Каждодневно из СМИ получаем информацию о росте миграционных потоков в страны Евросоюза. Государственные структуры Евросоюза теряют контроль над обострившимся миграционным кризисом: буквально сотни тысяч нелегалов пытаются проникнуть на территорию стран ЕС, чтобы получить в них убежище.

Кардинальные преобразования в развитии государств на постсоветском пространстве, упрощение порядка въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ привели к увеличению миграционных процессов. Большое количество иммигрантов въезжают в страну из государств ближнего зарубежья. Отсутствие эффективного иммиграционного контроля за передвижением иностранцев не позволяет назвать конкретную цифру нелегальной миграции. Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую и социальную обстановку в стране. При этом легальная миграция для страны необходима, так как позволяет замещать непопулярные трудовые функции в экономике.

Сложность миграционных процессов, необходимость совершенствования миграционной политики на федеральном и региональном уровне обусловила актуальность и значимость темы исследования.

Объектом исследования выступают миграционные процессы, а предметом исследования - регулирование миграционных процессов в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне.

Цель исследования - выявить природу и особенности миграционных процессов, обосновать необходимость совершенствования государственной миграционной политики.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и перечислить виды миграции населения.

2. Изучить современные особенности миграционной политики России и проблемы, возникающие в ходе миграционных процессов.


3. Обосновать направления совершенствования миграционной политики на региональном уровне.

4. Изучить статистические данные, характеризующие развитие миграционных процессов в России в 2016 г., сделать выводы о закономерностях и трендах в этой области.

В качестве теоретической основы исследования послужили труды таких современных авторов, как А.С. Ахиезер, О.М. Горева, О.Р. Гулина, Е.А. Иванова, Е.С. Мальцева, Э.А. Мамонтова, Н.В. Михайлова.

Методологической основой исследования стал системный подход к исследованию проблем, связанных с миграцией населения. В качестве основных научных методов применялись: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнительный, системный подходы, статистический метод.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении студентами миграционных процессов а также в качестве основы для написания дипломной работы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Сущность миграции населения и особенности управления миграционными процессами

1.1. Понятие и виды миграции населения

Миграция населения - один из самых многоаспектных социальных процессов - стала характерным признаком современного образа жизни. Она выполняет важные общественные функции, связанные не только с перераспределением трудовых ресурсов, но и с трансляцией культуры, преодолением существенных различий между городом и селом, сближением народов.

Слово «миграция» происходит от латинского migration - переселение. В Большом словаре иностранных слов миграция определяется как переселение, перемещение населения.[1] Сегодня все больше термин «миграция» приобретает универсальный характер. А.С. Ахиезер исходит из того, что миграция населения представляет собой изменяющийся по постоянной сменой мест проживания и труда, а также насильственное переселение людей.[2] В свою очередь О.М. Горева отмечает, что «миграция населения - это изменение положения людей в географическом пространстве в связи с постоянным или временным переходом из одной социально-экономической общности в другую, с возвращением в общность или с изменением пространственного перемещения общности в целом».[3]


Рассматривая миграцию как многомотивное явление ярко выраженного общественного характера, как естественное проявление мобильности человека, С.К.Бондырева и Д.В.Колесов дают следующее определение миграции. «Миграция - это пространственная активность индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства».[4] Так, с точки зрения демографии, миграция рассматривается как фактор повышения численности населения, как один из компонентов формирования трудовых ресурсов.[5]

В рамках экономико-социологического подхода миграция рассматривается через призму усиления безработицы, вывоза капитала, ухудшения социально-экономической ситуации в стране, увеличения числа нелегальных мигрантов.[6]

Сегодня все больше термин «миграция» приобретает универсальный характер. На основе проведенного анализа можно выделить четыре подхода к определению понятия «миграция» (табл.1).

Таблица 1

Подходы к определению миграции

Миграция

это своеобразная подвижность населения, его перемещение внутри страны с последующим отраслевым, территориальным, профессиональным и социальным перераспределением

это совокупность механических, профессиональных и отраслевых перемещений и изменений пространственного положения мигрантов относительно территориально закрепленных структур населения

это массовый, в количественном отношении, и сложный в функционально­структурном о тношении, социально-демографический процесс

это фактически любое перемещение в пространстве и способ массового реагирования населения на сложившуюся ситуацию

Таким образом, несмотря на разнообразие определений, все подходы к пониманию сущности миграции рассматривают ее через призму перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительное время.

Классификация миграций базируется на четырех категориях, обусловленных факторами: по направленности, продолжительности, организации, мотивам.[7]

Рис. 1. Классификация миграций населения

Рассмотрев понятие миграции населения, ее виды, перейдем к особенностям современной миграционной политики в России.


1.2. Нормативные основы управления миграцией и роль муниципалитетов в этой сфере

Одним из конструктивных векторов миграционной политики Российской Федерации является система нормативных актов целиком и полностью соответствующих нормам международного права.

Общие задачи миграционной политики определены Концепцией, утвержденной Указом Президента РФ от 13 июня 2012 года.[8]

Миграционная политика в Российской Федерации, с одной стороны, проводится как открытая, при которой передвижение рабочей силы не ограничивается, с другой, - и как протекционистская, при которой осуществляется защита населения своей страны на трудовом рынке. При этом строго учитывается, что цель миграционной политики РФ - это достижение экономического и демографического роста, устранение диспропорций и соблюдение основ национальной безопасности.

Одной из основных задач миграционной политики Российской Федерации, отмеченных в Концепции, является формирование системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, в том числе стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изучению русского языка, истории России, основ законодательства Российской Федерации, совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества.

С учетом этого в стране значительно расширилось правовое поле, вносящее новые элементы в законодательные акты в отношении мигрантов.

В частности, была упрощена процедура привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий. Соответствующие изменения в законодательство РФ были вынесены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 13а Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Большие изменения, касающиеся привлечения к трудовой деятельности мигрантов, были внесены также в Трудовой кодекс Российской Федерации, который был дополнен новой главой 50 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства».[9]


Вместе с этим, с целью совершенствования миграционного контроля установлена правовая ответственность за организацию незаконной миграции и незаконное привлечение к труду иностранных граждан. Одновременно был принят ряд мер в целях поддержки легальной миграции. В частности, упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в том числе квалифицированных работников. Проведено замещение системы квот на патенты трудовых мигрантов, въехавших в Россию в безвизовом режиме.

Сегодня в России заметно увеличивается число стран, участвующих в миграции, растет скорость миграции и, что особенно тревожит, увеличивается количество нелегальных мигрантов. Серьезной проблемой при этом является инертность внутренней миграции, низкая подвижность рабочей силы. При этом в ряде регионов (Северный Кавказ) остается критический уровень безработицы.

Учитывая современную демографическую ситуацию, миграцию можно считать определяющим источником возмещения нехватки трудовых ресурсов в малонаселенных районах Российской Федерации. Это подтверждается статистическими данными ФМС России. Так, в 1994 году было зарегистрировано миграционными службами страны 129 тыс. легальных трудовых мигрантов, в 2008 г. - 2, 4 млн., в 2013 г. - 2,7 млн., а в 2014 году уже более 10 млн. мигрантов.[10] При этом свыше 1,3 млн. из них работали законно, 3,8 млн. прибыли в гости, а 4,4 млн. въехали в страну нелегально. Большинство из прибывших - граждане стран СНГ.[11]

Вопросы учета и законодательного регулирования миграции являются мировой проблемой. В развитых странах, как правило, вводятся строгие санкции к работодателям, использующим нелегальную рабочую силу.[12] Сравнительный анализ этого опыта показывает, что западно-европейское и американское законодательство в борьбе с нелегальной занятостью опирается на такие эффективные формы как установление строгой ответственности представителей малого, среднего и крупного бизнеса, руководителей предприятий за вовлечение в трудовую деятельность лиц, не имеющих разрешения на пребывание в стране и на работу, вплоть до дисквалификации и наказания в виде исключения из системы государственных закупок, программ господдержки бизнеса для предприятий и индивидуальных предпринимателей.[13]

Этот опыт должен быть востребован в нашей стране и, главное, скоординирован с государствами постсоветского пространства, поскольку именно они являются главными поставщиками трудовой миграции, а также экономическим и демографическим потенциалом развития России. По сути эти задачи взаимосвязаны и в то же время они требуют не только четкого правого регулирования, но и кропотливой воспитательной работы, достижения согласия с целью вовлечения мигрантов в активную культурную и политическую жизнь страны. Важно, чтобы и мигранты, и принимающая сторона понимали взаимовыгоду, а она действительно во многом присутствует. По сведениям экспертов более 20% ВВП Грузии и 30% ВВП Молдавии, Таджикистана и Киргизии составляют финансовые переводы из России.[14]