Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Теоретические основы налогообложения банков РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плательщиками налога на имущество являются коммерческие банки и их филиалы, а также филиалы и представительства иностранных банков, расположенные на территории Российской Федерации. Порядок налогообложения структурных подразделений иностранных банков имеет свои особенности.

Имущество Центрального банка России не облагается данным налогом.

Объектом налогообложения для банков являются их собственные и оборотные средства.

Для целей налогообложения рассчитывается среднегодовая стоимость имущества, определяемая в порядке среднехронологической величины совокупных остатков средств на каждое 1-е число месяца на балансовых счетах первого порядка № 604 «Основные средства банка», № 605 «Основные средства, переданные в пользование организациям банков», № 608 «Лизинговые операции», № 609 «Нематериальные активы», № 610 «Хозяйственные материалы», № 611 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», № 614 «Расходы будущих периодов» [5].

При этом следует учитывать, что если банк учрежден или имущество принято на учет в первой половине квартала (до 15-го числа второго месяца включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества в расчет принимается этот полный квартал. В случае учреждения банка или принятия имущества на учет во второй половине квартала среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом создания банка или принятия имущества на учет.

Данным налогом не облагается имущество банка, используемое исключительно для нужд образования и культуры, в частности дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов, подразделений, ведущих подготовку и переподготовку специалистов, оздоровительных спортивных лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи, библиотек, социально-культурных, специализированных и многофункциональных комплексов, а также имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.

Кроме того, для целей налогообложения рассчитанная стоимость имущества банка уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам): объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе банка; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; путей сообщения (включая автомобильные дороги), линий связи, принадлежащих банку, а также земельных полос вдоль них и сооружений, действующих с целью поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов; спутников связи; земли.


Конкретные ставки налога могут устанавливаться соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, обшей, автономных областей и округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Сумма налога исчисляется банками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года и относится на отдельный лицевой счет.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета.

Излишне внесенные суммы налога могут засчитываться в счет очередных будущих платежей или возвращаются банку в пятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.

Заключение

В процессе развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически. Нарушения в денежном обращении, отраслевые и общехозяйственные кризисы, безработица, а также обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного вмешательства. В связи с этим государственное регулирование экономики, являясь безальтернативным путем поддержания социально-экономической стабильности современной системы рыночной экономики с ее сложными связями и тесной взаимозависимостью отдельных сфер, стало необходимым составным элементом современного развития.

Влияние налогообложения на деятельность банков определило изучение научных трудов по налогообложению видных отечественных и зарубежных теоретиков и практиков (как современных, так и классиков экономической и финансовой науки), что позволило сделать следующий вывод: налоги являются механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. С помощью налогов можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий и организаций на мировом рынке. Налоги создают основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.


Таким образом, учитывая место налогообложения в системе факторов банковской деятельности и роль налогов в экономике в целом, можно сделать вывод о том, что с помощью налогообложения можно воздействовать на деятельность кредитных организаций.

Основная задача налогового воздействия на деятельность коммерческих банков на современном этапе заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности (межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности), финансовое состояние ряда банков неустойчивое в силу кризиса платежей, изменения конъюнктуры на кредитно-денежном рынке и политики (в основном кредитной) самих банков. По оценкам ряда экспертов ЦБ России, более половины банков находятся на грани банкротства. В целях реализации указанной выше задачи налогового воздействия необходимо общее снижение налогового бремени с целью предотвращения банкротства ряда банков (в основном средних и мелких) и недопущения сильной монополизации банковского сектора экономики.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 25 января 2013 г. М.: Эскмо, 2013. 800 с. (законы и кодексы).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 октября 2013 года. Комментарий к изменениям, принятым в 2010-2012 гг. Новосибирск: норматика, 2012. 479 с. (Кодексы. Законы. Норы).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (общая и особенная части): по состоянию на 21 ноября 2013 года.

4. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция от 12.10.2013).

5. N 385 - П положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, (в ред. Указания Банка России от 26.09.2012 N 2884-У).

6. Щегорцов В.А., Таран В.А., Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов. Издательство: Юнити-Дана, 2012.

7. Дадашев А.З., Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации. Учебное пособие. Издательство: Книжный мир, 2008 г.

8. Правовая поисковая система «Консультант плюс».

9. Правовая поисковая система «Гарант».

10. http://www.nalog.ru/.

11.Чучманская А.А. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(21).pdf (дата обращения: 11.06.2018)