Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Теоретические основы налогообложения банков РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;

— некомпенсированные потери от стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий;

— отрицательные курсовые разницы по операциям банка в иностранной валюте, включая нереализованные отрицательные курсовые разницы по открытой валютной позиции;

— убытки, понесенные банком по фальшивым авизо;

— судебные издержки и арбитражные расходы;

— убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены (просчеты, хищения, растраты по кассовым операциям, кроме валютных операций);

— убытки по иностранным операциям и валютным ценностям;

— принятые неплатежные и фальшивые денежные билеты;

— хищения, растраты и другие злоупотребления по инкассации и перевозке ценностей и по прочим операциям;

— утрата ценностей при пересылке;

— суммы, выплаченные по претензиям клиентов.

Операции банков с ценными бумагами. Коммерческие банки получают разнообразные доходы от своей деятельности на фондовом рынке.

В состав доходов, полученных от операций с ценными бумагами, входят:

— процентные доходы по долговым обязательствам (облигациям, векселям);

— доходы от перепродажи и переоценки ценных бумаг;

— дивиденды и комиссии, полученные по операциям с ценными бумагами.

Суммы начисленных и уплаченных процентов по собственным долговым обязательствам, выпушенным банком (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя), а также суммы отрицательной разницы (дисконта) между ценой реализации и номиналом обязательства включаются в состав расходов банка при исчислении налогооблагаемой базы налога на прибыль в размере ставки рефинансирования плюс 3%.

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается бан-ками-эмитентами с номинальной суммы выпуска в размере 0,3%. В случае отказа от регистрации эмиссии налог не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами уплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.

Если при формировании уставного капитала банк реализует собственные акции по цене выше номинала, возникающая разница рассматривается как добавочный капитал и не включается в доход банка, подлежащий налогообложению. Расходы по организации выпуска ценных бумаг, в том числе расходы по подготовке проспекта эмиссии, изготовлению бланков, относятся на расходы банка.

Дивиденды выплачиваются собственникам акций банка за счет чистой прибыли после уплаты налогов. В срок 10 суток после объявления размера дивидендов банк должен представить в налоговые органы расчет по налогу на дивиденды, а в последующие пять суток — уплатить этот налог.


По ценным бумагам, приобретенным банком, положительные курсовые разницы от их реализации включаются в состав доходов банка, а отрицательные — в состав расходов.

Полностью освобождены от налогов следующие виды доходов банков по операциям с государственными ценными бумагами:

— доходы банка, полученные за работу в качестве посредника по размещению (продаже первым владельцам) государственных ценных бумаг;

— проценты, полученные по государственным ценным бумагам;

— суммы разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций с учетом переоценки, включая вторичный рынок.

Доходы, получаемые банками в виде процентов и дивидендов по прочим ценным бумагам (акциям, облигациям, депозитным сертификатам и процентным векселям), облагаются у источника этих доходов по ставке 15% годовых[4].

В состав доходов, полученных по операциям с иностранной валютой и валютными ценностями, входят:

— комиссия по обменным операциям и по операциям на валютных биржах;

— доходы от переоценки валюты;

— доходы от операций с драгоценными металлами.

Одна из главных функций налоговых органов — контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками Все указанные виды доходов включаются в состав доходов при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль. Доходы в валюте подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях, и пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на день получения доходов.

Банки также уплачивают членские взносы биржам и комиссионные посредникам на фондовом и валютном рынках.

Помимо перечисленных банки платят в федеральный и местные бюджеты другие налоги и сборы: налог на рекламу, сбор за парковку автомобилей, за уборку территории населенных пунктов и др.

налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью данным органам предоставлен ряд полномочий по контролю за совершением налогоплательщиками операций по банковским счетам и вкладам. Объем этих полномочий различен по отношению к налогоплательщикам банка.

Кроме поступления налогов от банковской деятельности, налоговые органы, контролирующие банки, интересуют:

— сведения об открытии (закрытии) счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, которые банки представляют в налоговые органы в соответствии со ст. 86 «Банковские счета» НК РФ;

— сроки исполнения платежных поручений клиентов на перечисление налогов и инкассовых поручений налоговых органов (в соответствии со ст. 60 НК РФ банку на это дается один операционный день, следующий за днем получения поручения);


— своевременное исполнение банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам организаций и др.

Особое место в налоговом законодательстве отведено ответственности коммерческих банков за нарушение налоговых обязанностей. В частности, если банк открывает счет налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам этого лица и налагает на коммерческий банк штраф в соответствии с НК РФ. Если банк совершил действия по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа, то на банк налагается штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы налогов. В том случае если у банка имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а банк исполнил его поручение на перечисление средств с этого счета, то это влечет взыскание штрафа с банка в размере 20% суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика.

Неисполнение банком в установленный срок инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пеню, влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Так же, как и с налогоплательщика, взыскание налоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда.

Полномочиями по проведению проверок, связанных с перечислением платежей в бюджет и внебюджетные фонды, помимо налоговых органов обладают органы федерального казначейства и пенсионного фонда[5].

2.Особенности налогообложения коммерческих банков в  Российской Федерации

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства, в связи, с чем система налогообложения должна строиться на выборе наиболее эффективных концепций. [1]

Воздействие государства на банки, в реализуемой смешанной модели, осуществляется различными методами: изменением налоговых ставок, налоговых баз, предоставлением или отменой льгот.  [1]
Коммерческие банки могут выступать в качестве:


1. самостоятельных налогоплательщиков;

2. налоговых агентов;

3. посредников между государством и налогоплательщиками [2]

Банки являются плательщиками следующих налогов:

Налог на прибыль. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль согласно главы 25 НК РФ [2]

 Налог на добавленную стоимость. Данный вид налога является на сегодняшний день одним из самых противоречивых в профессиональной банковской деятельности. Он регламентируется 21 главной НК РФ, в соответствии с которой в качестве налогооблагаемой базы выступают материальные объекты и услуги, не относящиеся к финансовой сфере. Поэтому в НК РФ предусмотрено освобождение банков от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ. [2]

Транспортный налог. Кредитная организация обязана уплатить транспортный налог за каждое зарегистрированное транспортное средства, за исключением тех ТС, которые упомянуты в п.2 ст. 358 НК РФ. Банк – налогоплательщик самостоятельно рассчитывает сумму налога и подает налоговую декларацию в соответствии с требованиями НК РФ, как правило, данный налог уплачивает авансовым методом ежеквартально. [2]

Налог на имущество.  Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, которым владеет банк. [2]

Земельный налог. Еще одной разновидностью налога, который платит банк, является земельный налог. Данный вид налога уплачивается в случае, когда банк имеет в собственности или арендует здание (помещение). [2]

Налогом облагаются операции коммерческих банков с использованием ценных бумаг. [2]

Особое значение с точки зрения налогового регулирования на деятельность банков оказывает налог на прибыль, т.к. именно данный налог влияет на чистую прибыль полученную банками.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль банком признаются доходы, которые указаны в статьях 249 и 250 НК РФ, а так же учитываются доходы, которые указаны в статье 290 НК РФ, являющиеся характерными именно для банков. [2]

Полученные доходы банками уменьшаются на сумму осуществленных расходов по статьям 254-269 НК РФ, помимо этого, учитываются расходы по статье 291 НК РФ. [2]

В современных условиях при налогообложении коммерческие банки сталкиваются со многими трудностями, которые связаны с неразрешенностью и противоречивостью множества положений законодательства о налогах.

Одной из трудностей в настоящий период является вопрос отнесения расходов или доходов банков к расходам или доходам от реализации или внереализационным расходам или доходам, которые относятся или не относятся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. [2]


Это обусловлено тем, что в статьях 290 и 291 НК РФ не конкретизируется то, какие доходы для банковских организаций представляют собой доходы от реализации, а какие являются внереализационными. [2]

В ходе рассмотрения данной проблемы возникает вопрос, к какому виду для налогообложения прибыли стоит относить расходы и доходы, ведь от этого зависит корректность определения прибыли.

Необходимость перспективного развития налогообложения коммерческих банков Российской Федерации обусловлена современным статусом банков для налоговых правоотношений.

Реформирование налоговой системы в настоящее время продолжается, но все еще остаются нерешенными ряд проблем, связанные с налогообложением банковской деятельности.

В современных экономических условиях приоритетным является построение эффективной и стабильной системы налогообложения банков, направленной на создание благоприятных условий для осуществления деятельности, сохранение данных субъектов экономики в качестве одних из крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающих доходность бюджетов разных уровней страны. [3]

Проведя сравнительную характеристику установленной процентной ставки по налогу на прибыль уплачиваемого Российскими и зарубежными  баками можно сделать вывод, что в России зафиксирована минимальная процентная ставка по налогу на прибыль.
Одной из самых серьезных проблем при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является право, коммерческих банков уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений, которые идут в резервы на возможные потери по ссудам. В нестабильных рыночных и экономических условиях, в которых работают кредитные организации, возникает основная масса рисков.

Проведя ряд мероприятий по оптимизации российской системы налогообложения банковского сектора, государство и кредитные организации придут к гармонии в области налогообложения. Банк будет удовлетворять свои интересы как коммерческая организация, государство будет получать своевременное пополнение бюджета, клиенты смогут уверенно пользоваться услугами банка-лидера на выгодных условиях.

Все это сможет в будущем вывести отечественную экономику на новый уровень, так как коммерческие банки играют немаловажную роль в финансово-экономической политике государства.

3.Особенности налогообложения имущества банков