Файл: "Понятие о гражданском праве".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая из отраслей права имеет свою систему, состоящую из следующих структурных подразделений: правовых норм, институтов и подотраслей.

Особенная часть гражданского права включает отдельные виды обязательств (этот раздел наиболее обширен ввиду разнообразия договорных обязательств), авторское и патентное право, Наследственное право.

Такое построение системы гражданского права позволяет вынести в общую часть правовые предписания общего характера и не повторять их в Особенной части. Однако, в соответствии с общепринятыми правилами толкования правовых норм, когда норм Особенной части необходимо учитывать действие положений ее Общей части, например, нормы об исковой давности, представительстве и т. д.

Понятие и виды источников гражданского права. Система гражданского права

Исторически к основным источникам гражданского права относят нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент.

Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах Континентальной правовой системы, где основным источником права признается нормативно-правовой акт. "Нормативный правовой акт-официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением процедуры, установленной законом, содержащие обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенное количество лиц и многократное применение"[3]. Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, составляют систему гражданского законодательства.

Система гражданского законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативно-правовых актов.

Согласно статье 3 Гражданского кодекса гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

• законодательные акты;

• декрет Президента;

• постановления Правительства, выданные в соответствии с законодательными актами;

• акты Конституционного Суда, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией и принятыми в соответствии с ним другими законодательными актами;

• акты министерств, других республиканских органов государственного управления, местных органов власти и самоуправления, выданной в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.


В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. "о применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР" акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения, которые не противоречат законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия законодательства Республики[4].

Определяя формальные границы гражданского законодательства, следует также иметь в виду, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 1998 года "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров"[5], а Гражданский кодекс (статья 6), действующих на территории Республики Беларусь гражданского законодательства являются общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь вступил в силу. Они применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного правового акта.

Таким образом, в гражданском праве включает три группы норм: законодательных актов, других актов гражданского законодательства, гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь.

В системе гражданско-правовых актов объективно доминирующее место занимает Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года)[6] Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией (статья 137 Конституции). В случае расхождения нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

Положения Конституции разработаны и детализированы в другие акты гражданского законодательства, перечисленные в статье 3 Гражданского кодекса.

Вопрос об иерархии актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Из-за большого количества нормативно-правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники, бывают ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают одну и ту же проблему. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.

Иерархии актов гражданского законодательства, основанные на статье 137 Конституции, статья 3 Гражданского кодекса и статьи 10 Закона "О нормативных правовых актах".


Все гражданские акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативно-правовых актов. На втором уровне иерархии является Гражданский кодекс, который имеет преимущественную силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Третий этап-дополнительные коды, содержащими нормы гражданского права (например, кодекс о браке и семье, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс о земле и т. д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Четвертую позицию занимают гражданские законы.

Положение декреты и указы Президента Республики Беларусь в иерархии нормативно-правовых актов зависит от формы декрета и Указа. Если декрета или Указа Президента Республики Беларусь издан в соответствии с полномочиями, предоставленными их опубликования закона (части 1, 2 статьи 101 Конституции Республики Беларусь) указ, а указ надо выполнять с Гражданским Кодексом или другим законом. В случае конфликта, Гражданский кодекс или другой закон имеют верховенство над декретом или приказом.

Если разрешение на выдачу декрета или Указа не были предоставлены законом и принятыми в соответствии с требованиями статьи 85 и части 3 статьи 101 Конституции Республики Беларусь верховенство над Гражданским Кодексом и законом будет указ или декрет. В данном случае, наличие расхождения декрета или Указа с Кодексом или другим законом, должны применяться, указ или декрет "как акт высшей юридической силы по отношению к Кодексу или другому закону независимо от даты вступления в силу Указа или декрета до вступления в силу Кодекса или после"[7].

Подчиненное положение занимают постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, иные акты законодательства.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам, других республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. На нижнем уровне в иерархии актов гражданского состояния - это акты органов местного управления и самоуправления.

Центральное место в системе гражданского права от отраслевых кодифицированных нормативно – правовой акт - Гражданский кодекс Республики Беларусь (принят палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь от 28 октября 1998 года, одобрен Советом 19 ноября 1998 года, подписан президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 года, вступила в силу 1 июля 1999 г. (ст. 1136 ГК РФ), за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Таким образом, Глава 4 "юридические лица" вступила в силу со дня его официального опубликования, т. е. с 5 марта 1999 года).


Отдельная сфера общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, регулируются кодифицированными актами: Жилищным кодексом Республики Беларусь от 22 марта 1999[8], Кодекс о браке и семье от 9 июня 1999, [9], Кодексом о Земле от 4 января 1999 года[10], воздушным кодексом от 11 января 1999 года [11], Кодекс торгового мореплавания от 15 ноября 1999 года[12], инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001[13]. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000[14] и т. д. Так, Кодекс о Земле помимо прочих регулирует отношения, возникающие при осуществлении права частной собственности на землю, наследство на землю, оформление сделок с землей и т. д. Отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения, регулируются Жилищным кодексом Республики Беларусь (статья 642 Гражданского кодекса РФ). Однако, Гражданский кодекс содержит ряд норм, регулирующих семейные, земельные, трудовые отношения. Так, статьями 32 до 34 ГК РФ содержит правила об опеке и попечительстве детей. В статьях главы 17 Гражданского кодекса регулирует отношения по правам собственности на земельный участок. Правила СН. 58 ГК, в частности, регулируют отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса, семейных, трудовых, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающее признакам отношений, регулируемых гражданским законодательством, гражданское законодательство применяется только в случаях, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.

2. Предмет, метод и принципы гражданского права

2.1 Предмет и метод гражданского права

Согласно статье 2 ГК РФ предметом гражданского права являются три группы общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, неимущественные отношения О защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ.


Как составная часть предмета гражданского права имущественные отношения. Они в первую очередь определяют структуру и содержание гражданских правоотношений, вытекающих из правового регулирования. Подавляющее большинство гражданского права, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актов, направленных на регулирование имущественных отношений[15].

Под собственностью обычно понимают такие общественные отношения которые возникают по поводу различного рода материальных благ, т. е. вещей, работ, услуг и иного имущества в широком смысле этого слова[16].

Эти отношения называются несвободными, поскольку они непосредственно связаны с имуществом, работами и услугами, которые могут быть оценены в денежном выражении. В условиях существующей в России рыночной экономики имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, в подавляющем большинстве платные. Вместе с тем, Гражданское право включает нормы об имуществе Грант отношений (дарение, безвозмездное пользование имуществом, наследование и т. д.). Но в этих случаях возможность денежной оценки имущества, работ и услуг не утрачивается, что необходимо для применения норм налогового права и других правовых норм, касающихся расчетных операций.

Не все имущественные отношения регулируются гражданским правом. Чтобы быть субъектом гражданского права, имущественные отношения должны основываться на равенстве, автономии воли и имущественную самостоятельность их участников (статья 2 ГК РФ).

Под равенством в данном случае понимается юридическое равенство участников имущественных отношений. Экономически, участниками таких отношений могут быть неравными. Один из них может быть директоров крупнейших акционерных обществ, в другом положении оплачиваемых работников в сфере культуры. Для заключения действительного договора между ними важно, чтобы второй участник не находился в административном или любое другое подчиненное первому, т. е. на правом одинаково подходит к определению статуса.[17] Под автономией воли понимается воля участников имущественных отношений на совершение определенных юридических действий, свободная от произвольного вмешательства со стороны других лиц, государства и муниципальных образований в процесс его формирования.[18] В данном случае речь идет о конкретных имущественных отношений, связанных с конкретным человеком. Однако, положения статьи 2 Гражданского кодекса РФ О регулировании имущественных отношений, связанных с автономией воли участников, можно понимать в более широком смысле. Имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, в целом как специфическую форму общественных отношений, имеет волевой характер. Выступая в качестве целостной системы образования, они происходят по воле людей во время их фактического рождения, или позже как результат деятельности законодателя.