Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность (Роль арбитражного суда в делах о банкротстве).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
2.2 Права и обязанности кредитора
Глава 3. Должник как субъект банкротства
3.2 Права и обязанности должника
Глава 4. Физическое лицо как субъект банкротства
4.1 Гражданин как субъект банкротства
4.2 Индивидуальный предприниматель как субъект банкротства
Глава 5. Отсутствующий должник как субъект банкротства
Глава 6. Арбитражный управляющий как субъект банкротства
6.1 Понятие арбитражного управляющего
6.2 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
6.3 Права и обязанности арбитражного управляющего
Введение
В последние четверть века экономические отношения в России претерпели сильнейшие изменения. Это было вызвано не только переходом на новый уклад экономики, но и динамикой ее развития. Как следствие этого, совершенствовалось и законодательство, стремясь упорядочить такие отношения. Появление и развитие частной экономики, частных предприятий нуждалось в правовой основе, способной как регламентировать их правовой статус, так и упорядочить отношения между ними и государством. Предстояло создать «механизм», который обеспечит добросовестное взаимодействие всех субъектов экономических отношений.
Одним из элементов такого «механизма», который способен обеспечить интересы каждого из участников экономических отношений, стали введение определения и процедур банкротства. В настоящее время их роль невозможно переоценить, так как банкротство (несостоятельность) не дает злоупотреблять таким субъектам своими правами, гарантирует исполнения ими своих обязанностей, и поддерживает авторитет государства как арбитра в лице его уполномоченных органов. Все это составляет экономическую значимость гражданских правоотношений, и способствует их нормальному развитию.
В процессе банкротства участвуют большое количество субъектов банкротства, правоспособность которых и предстоит рассмотреть в данной работе. К сожалению, рамки данной работы не позволяют рассмотреть всех субъектов банкротства, поэтому внимание будет уделено лишь наиболее значимым и интересным.
В настоящей работе термины несостоятельность и банкротство понимаются синонимами.
Глава 1. Понятие субъектов банкротства
С развитием экономических отношений и товарооборота в России появилась потребность в модернизации и введении новшеств во многие отрасли права. Устаревшие нормы законодательства стали не способны отвечать потребностям нормального функционирования гражданских правоотношений. Рост экономики все сильнее сказывался на жизни общества, тем самым, подталкивая государство к усилению его влияния в этой сфере. Необъяснимые «прорехи» Федерального закона от 08 января 1998г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» привели отношения в сфере банкротства к регрессу, подрывая авторитет государства и вызывая недоверие к нему у участников рыночных отношений. Необходим был принципиально новый Закон о банкротстве, который должен был быть способен оградить от разорения субъектов предпринимательства и укрепить гарантии прав кредиторов, а также не допустить злоупотребление своими правами участниками рыночных отношений.
В результате принятия Федерального закона от 26 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель чётко определил субъектов банкротства, их права и обязанности. Правовой статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, стал зависеть от многих факторов:
- от характера правомочий, которыми наделяет законодатель данное лицо;
- от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства;
- от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.
Стараясь не повторить ошибки прошлого, законодатель делает серьезный шаг в своем развитии, регламентируя статус и правомочия каждого из субъектов процесса банкротства, что позволяет довольно чётко представить роль участников в каждой из процедур несостоятельности.
Глава 2. Кредитор как субъект банкротства
2.1 Понятие кредитора
Субъект несостоятельности, которому отведена ключевая роль в процедуре банкротства – это кредитор. В отличие от определения кредитора согласно ст.307 ГК РФ, участниками процесса банкротства хозяйствующих субъектов могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющиеся стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту. В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако, не все кредиторы по своей правосубъектности равны. Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве конкурсными кредиторами. Исходя из ст. 2 Закона о банкротстве, конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. В отличие от иных кредиторов конкурсные кредиторы наделены законодателем большим объемом правомочий. Это выражается,
во-первых, в том, что только конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ст. 34);
во-вторых, только конкурсные кредиторы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7);
в-третьих, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются только конкурсные кредиторы (ст. 12).
М.В. Телюкина предлагает классификацию кредиторов по их статусу, выделяя крупных и мелких, в зависимости от суммы требования. Она считает, что эта дифференциация «основывается на оценочных категориях. Крупными являются кредиторы, в силу объема своих требований имеющие возможность реально влиять на положение должника. Это, как правило, юридические лица. Такие кредиторы всегда более организованны и осведомлены, в том числе в экономических и правовых вопросах. Это дает им возможность принимать на собраниях кредиторов решения в свою пользу, подчас в ущерб интересам мелких кредиторов и самого должника. Мелкие же кредиторы, несмотря на свою численность, разобщены и неорганизованны, поэтому не могут в значительной степени воздействовать на положение дел». С точки зрения права, все кредиторы как субъекты процесса банкротства, конечно же, равны между собой и уравнены в правах и обязанностях. На деле же все обстоит иначе, и трудно не признать правоту М.В. Телюкиной. «Мелким» кредиторам сложнее участвовать в процессе банкротства в силу их малобюджетности. Опять получается, что право есть, а возможность им воспользоваться осложнена. Но здесь навряд ли что-то возможно предпринять, так как это уже естественное различие, строящееся на особенности и специфичности каждого из субъектов. С позиции самого процесса банкротства, важнее градация кредиторов по обстоятельствам: является или нет кредитор инициатором процесса банкротства (на этом основании следует различать кредиторов-заявителей и кредиторов, не инициирующих дело о несостоятельности), и в зависимости от порядка удовлетворения требований (очередных и неочередных кредиторов). Как видно из ст. 134 Закона о банкротстве, требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной этим законом очередности. А неочередные кредиторы - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника.
В случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей Закон о банкротстве называет кредиторами налоговые и иные уполномоченные органы (в частности, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и т.д.). Однако данные органы в этом случае выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализующие свои властные функции, а не как кредиторы в собственном смысле этого слова.
В соответствии с положениями действующего Закона о банкротстве государство – это равноправный участник всего процесса несостоятельности. Уполномоченные органы федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наравне с конкурсными кредиторами участвуют в собрании кредиторов с правом голоса, а также во всех других процедурах, предусматривающих участие кредиторов. Следует заметить, что первоочередного удовлетворения требований по налогам и другим обязательным платежам Закон о банкротстве 2002 г. не предусматривает. С этой позицией законодателя нельзя не согласиться. Но хочется сказать несколько слов в защиту должника: по-прежнему остается нерешенным вопрос о защите интересов предприятия-должника, которому угрожает банкротство по вине государства. Речь идет о ситуации, когда выполненный предприятием государственный заказ не оплачен в установленный срок. Это означает порой извлечение из оборота огромных средств предприятия, а иногда приводит к невозможности его дальнейшего нормального функционирования.
В этой связи предлагается на законодательном уровне запретить положение об отложении рассмотрения в арбитражном суде заявления кредитора о признании должника банкротом до момента погашения государством задолженности перед предприятием-должником.
2.2 Права и обязанности кредитора
Итак, как отмечалось ранее, правом на обращение в арбитражный суд пользуется не только должник, но и конкурсный кредитор. Такая система контроля не должна позволять должнику увильнуть от исполнения им своих обязанностей. Заявление кредитора должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодателем к заявлению должника, и, помимо прочего, должно содержать размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пени) и т.д.
Так же, кредитор обязан указать иные сведения, которые характерны только для заявления кредитора, в частности, доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником. Кроме того, кредитор-заявитель должен иметь требования, подтвержденные судебным решением. Иными словами, заявление не может быть принято арбитражным судом, пока заявитель не докажет, что он предварительно предъявлял исковое требование к должнику, получил соответствующее решение суда и не смог его исполнить. В соответствии с положениями ст. 39 Закона кредитор обязан также приложить к заявлению документы, подтверждающие размер задолженности по обязательствам. Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в арбитражный суд с одним заявлением. Пункт 5 ст. 39 Закона указывает, что такое заявление подписывается всеми кредиторами, объединившими свои требования. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Заявление уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора, а также положениям ст. 41 Закона. Кроме того, законодатель наделяет уполномоченные органы правом участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов.
С момента принятия к производству арбитражным судом заявления о банкротстве должника кредиторы не вправе обращаться к должнику с исками, вытекающими из конкретных обязательств. Кредитор в рамках дела о банкротстве должен заявить арбитражному управляющему о том, чтобы его требования были включены в реестр требований кредиторов и в случае признания должника банкротом были удовлетворены в порядке установленной очередности. Кредиторы не вправе осуществлять и иные действия, направленные на удовлетворение их требований по конкретным обязательствам. Для представления и защиты интересов кредиторов созывается собрание кредиторов и создается комитет кредиторов. Собрание кредиторов – это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В сумму требований при определении числа голосов не включаются неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов.
Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов.
Созвать собрание кредиторов, согласно ст. 14 Закона, уполномочены:
- арбитражный управляющий;
- комитет кредиторов;
- конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, права требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее чем 10% от общей суммы требований кредиторов, внесенных в реестр требований кредиторов;
- 1/3 от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов независимо от размера их требований к должнику.