Файл: Баланс и отчетность (Методология составления бухгалтерского баланса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Денежного выражения - показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.

2. Обособленного предприятия - бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности.

3. Действующего предприятия - период времени, в течение которого будет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается (имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидации предприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса).

4. Учета по себестоимости - активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).

5. Двойственности - концепция двойственности очевидна из того факта, что активы на левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.

Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности.

Пользователи финансовой отчетности вообще и бухгалтерского баланса в частности, подразделяются на две группы: внутренние и внешние. К первой относится, прежде всего, руководство, администрация предприятия. Руководители на основе данных баланса получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием; аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента; аналитики определяют направления финансового анализа.


Внешними пользователями являются инвесторы, кредитные учреждения и кредиторы, поставщики и заказчики, органы законодательной и исполнительной власти. Каждого из этих пользователей, вне зависимости от того, носит ли его интерес прямой или косвенный характер, интересует информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества. Необходимо отметить, что чаще всего пользователя интересует не структура актива и пассива, а сведения, получаемые путем анализа этой структуры, разного рода способами для нахождения ответов на очень широкий круг вопросов.

Разумеется, каждая категория пользователей предъявляет свои требования к составу информации, содержащейся в форме №1. Так, например, поставщики и кредитные учреждения в основном интересуются платежеспособностью предприятия (текущей или перспективной), потенциальных инвесторов интересует деловая активность предприятия и, в особенности, показатели эффективности его деятельности (прибыльность), внутренних пользователей, кроме вышеперечисленных, регулярно занимает проблема оценки финансового состояния, т.е. способности предприятия формировать свои запасы и затраты (финансовая устойчивость), скорости оборота оборотных средств предприятия.

Для ответов на свои вопросы каждый пользователь финансовой отчетности должен проанализировать информацию, содержащуюся в балансе. В зависимости от категории пользователей и целей, стоящих перед ним, анализ баланса можно осуществлять по двум следующим этапам: экспресс-анализ и детализированный анализ. Экспресс-анализ - обобщающая оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Анализируются ресурсы и их структура, результаты хозяйствования, эффективность использования собственных и заемных средств. Определяется соотношение отдельных статей актива и пассива, их удельный вес в валюте баланса, рассчитываются суммы отклонений в структуре основных статей баланса по сравнению с предшествующим периодом. Общая сумма изменения валюты баланса расчленяется на составляющие, что позволяет сделать предварительные выводы о характере сдвигов в составе активов, источниках их формирования и взаимообусловленности. Так, изменения в составе внеоборотных и оборотных активов рассматриваются в связи с изменениями в обязательствах предприятия. Результатам расчетов должна быть дана предварительная экономическая интерпретация: оценка соотношения собственных и заемных средств предприятия с позиций его финансовой устойчивости и кредитоспособности, общее заключение относительно платежеспособности и ликвидности предприятия, характеристика наметившихся тенденций изменения финансового положения предприятия, а также факторов, их определяющих.


Детализированный анализ - наиболее подробная черта имущественного и денежного положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности и способностей развития в возможности, в процессе которой аналитик использует в дополнение к балансу и первичными документами. Детализированный анализ баланса подключает характеристику единой направленности финансово-хозяйственной деятельности и обнаружение “нездоровых” статей отчетности. Нужно узнать характеристики развития компании по последующим направлениям:

1) Анализ имущественного расположения предприятия (величина главных средств и их доля в активах, расчет коэффициентов износа, сумма хозяй-ственных средств в постановлении компании, доля функциональной части в ос-новных средствах, коэффициенты износа, обновления и выбытия, анализ высококачественных сдвигов в имущественном расположении)

2) Анализ денежного положения компании (размер и доля личных средств, в т.ч. главных и используемых, маневренность действующего капитала, коэффициенты ликвидности - совместный коэффициент покрытия и коэффициент покрытия запасов, коэффициент стремительной и безусловной ликвидности, коэффициенты сосредоточении собственного капитала, денежной зависимости, доля в пассиве компании долговременных заемных средств, соответствие собственных и заемных средств)

3) Анализ дебиторско-кредиторской задолженности ( конструкция, доля сомнительной дебиторской задолженности, степень срочности выполнения обязательств, баланс завлеченных и абстрактных средств).

4) Тест “нездоровых” статей баланса (наличие и величина ущербов, займов и ссуд, не погашенных в срок, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, а еще просроченных векселей).

Не считая этого, в сочетании с иными формами отчетности и первичными документами бухгалтерский баланс дает информацию о признаках деловой активности (соответствие выручки компании с теми либо другими статьями баланса), рентабельности (соответствие балансовой, налогооблагаемой, чистой либо же нераспределенной выгоды со статьями баланса), расположении компании на рынке ценных бумаг (соответствие с балансовыми показателями акционерного капитала и номинальной цены акции) и т.д.

При этом главную роль играет не только расплата количественных характеристик и коэффициентов, но и их высококачественная черта, т.е. сознание финансового значения, отношения к хорошим и критическим признакам, а еще обнаружение положительных либо негативных веяний.


Различие бухгалтерского баланса от других форм отчетности состоит, прежде всего, в его универсальности. Информация, в нем содержащаяся, используется во всем диапазоне изучений положения компании, всеми категориями пользователей. Разумеется, существуют потребители, информации которых один только баланс, ввиду требуемой глубины изучения и нужных для него этих, удовлетворять не имеет возможность, потому, эти формы №1 очень часто дополняют данными остальных форм отчетности и признаками, рассчитанными на их базе.

Но и сам по себе баланс способен дать сведения для глубочайшего и многопланового рассмотрения деятельности компании. Это разнообразие в освещении сильных и слабых сторон объекта изучения, его потенциал и вероятных опасностей на пути становления. Более отличительная черта, разительно отличающая данную форму отчетности от других. Именно благодаря ей, решения, приобретенные на базе изучения характеристик равновесия, используют традиционно высоким уровнем доверия.

Анализ бухгалтерского баланса может ставить пред собой наиболее различные задачи в зависимости от того, кто, зачем и с какой степенью компетентности исследует эти данные. Информация, приобретенная в итоге анализа баланса, работает основой для принятия решений как внутренними пользователями (сообразно управлению предприятием и улучшению характеристик его деятельности), так и наружными (по кредитованию, инвестированию и т.п.).

С помощью данной формы отчетности основывается экономическое планирование, на ее базе оцениваются платные опасности, ориентируются возможности управляющих компаниq сохранять и собирать имущество данного предприятия, согласовывать деятельность хозяйств, Функции, исполняемые балансом совсем разнообразны, а его характеристики обусловили отношение к нему пользователей, отношения, которым сейчас не может располагать ни 1 иная форма отчетности. Все это дает преимущество на фразу, которая очень буквально охарактеризовывает отнощения баланса и пользователей: «баланс есть зерно предприятия».

2. Методология составления бухгалтерского баланса

2.1 Модели бухгалтерского баланса

Модели бухгалтерского баланса классифицируют в зависимости от возникающих в хозяйственной жизни целей (рис. 1):


1) по источникам;

2) по срокам;

3) по объему;

4) по процедурно-организационным мероприятиям;

5) по характеру деятельности;

6) по полноте;

7) по способу представления;

8) по содержанию;

9) по формату;

10) по целям оценки статей;

11) по реформированию;

12) по времени;

13) по формам собственности.

Классификация по источникам предусматривает три источника данных для построения баланса:

- данные инвентаризационной описи (инвентарный баланс);

- данные счетов главной книги (книжный баланс);

- статистические данные (актуарный баланс).

По признаку источника составления можно выделить также генеральные балансы, сочетающие в себе инвентарный и книжный.

В первом случае баланс основан на принципе верификации (контроля). Инвентарные балансы составляются только на основании инвентаризации имущества, средств в расчетах, обязательств. Во втором - баланс основан на принципе регистрации и представляет перечень сальдо счетов Главной книги.

В третьем случае баланс представляет следствие использования принципа квантификации, так как и актив, и пассив заполняют по данным, собранным по статистике страховых, торговых и прочих организаций.

В основу генерального баланса положены текущие учетные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей. Таким образом, инвентарный баланс трактуется как уточнение баланса книжного.

Классификация по срокам задана жизненными обстоятельствами и представляется основополагающей. Некоторые специалисты объединяют по этому признаку следующие балансы.

Начинательный баланс - свидетельство о возникновении организации. С него начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Он составляется или после регистрации устава организации, или после внесения в уставный фонд активов.

В отличие от начинательных балансов, которые составляются только один раз (в момент создания организации), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и в конце финансового года. При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. Коллация (тождественность) преемственных данных обязательна.