Файл: Интеллектуальная собственность ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Моя курсовая работа посвящена праву интеллектуальной собственности. Она является очень важной и актуальной, так как одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту и оценку интеллектуальной собственности.

В условиях современной рыночной экономики в России все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.

Цель написания данной курсовой работы – рассмотреть и изучить такой институт гражданского права, как право интеллектуальной собственности.

Для данной цели в работе выносятся следующие вопросы:

- понятие интеллектуальной собственности;

- авторское право: объекты и субъекты;

- смежные права;

- патентное право: объекты и субъекты;

- право на иные объекты интеллектуальной собственности;

- лицензионный договор: понятие и виды.

1. Интеллектуальная собственность

В соответствии со статьей 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности:

«интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям,

- исполнительской деятельности артистов,

- звукозаписи,

- радио- и телевизионным передачам,

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

- научным открытиям,

- промышленным образцам,

- товарным знакам,

- знакам обслуживания,

- фирменным наименованиям


- коммерческим обозначениям,

- защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Право интеллектуальной собственности - это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью. При этом гражданское право не регулирует непосредственно саму творческую деятельность, ибо процесс творчества остается за пределами действия его норм. Функции гражданского права заключаются в признании авторства на уже созданные результаты творческой деятельности, установлении их правового режима, моральном и материальном стимулировании и защите прав авторов и иных лиц, имеющих авторские права.

Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными, т.е. абсолютными субъективными правами, обеспечивающими их носителям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Исключительные авторские и подобные им права (право на изобретение, промышленный образец, рационализаторское предложение и т.д.) возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежных отношений в духовной сфере, что позволяет ставить знак равенства между исключительным правом и правом собственности.

Однако интеллектуальная собственность имеет свою существенную специфику, заключающуюся в нематериальной природе объектов права интеллектуальной собственности, творческом характере труда по их созданию, т.е. это институт собственности на нематериальные блага его субъектов. И здесь не совсем применима классическая триада правомочий собственника, осуществляющего обычные имущественные права, поскольку, отчуждая, например, объект, своей интеллектуальной собственности, его создатель не лишается тем самым всяких прав на него, а приобретатель не получает возможности по своему усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим. Тем более что, в собственность других лиц переходят, как правило, не объекты права интеллектуальной собственности, а материальные носители научно-технических идей и художественных образов (конкретные картины, издания, техническая документация).

Т.о., сущность права интеллектуальной собственности заключается в нематериальной природе ее объектов.

Содержание права интеллектуальной собственности составляют личные неимущественные (духовная собственность) и связанные с ними имущественные права ее субъектов. Специфика содержания права интеллектуальной собственности состоит в двуединой структуре и в том, что здесь имущественные права не просто связаны с не имущественными, они исходят от неимущественных прав и основываются на духовной собственности создателей.


Объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ и другие результаты интеллектуального труда.

В зависимости от особенностей объектов права интеллектуальной собственности можно выделить четыре ее разновидности: 1) авторское право и смежные права; 2) промышленная собственность (право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, которые называют также патентным правом); 4) другие результаты творческой деятельности, используемые в производстве (право на товарный знак, знак обслуживания, на рационализаторское предложение, фирменное наименование, охрану селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, интересов обладателя “ноу-хау”).

Объекты права интеллектуальной собственности следует отличать от материального носителя, в котором выражено произведение или иной результат интеллектуального труда. Если право на объекты интеллектуальной собственности принадлежит только авторам и их законным преемникам, то право собственности на материальные носители, в которых выражено произведение, может принадлежать неограниченному кругу лиц, но уже не на праве интеллектуальной собственности, а в порядке обычного имущественного права.

2. Промышленная собственность

Изобретения (патенты)

Патент дает собой исключительное право, предоставленное на открытие, которое имеет возможность быть продуктом или же методикой, предлагающую свежее техническое заключение задачи.

Патенты инициируют отдельных лиц, предоставляя им признание их креативного вклада и вещественное вознаграждение за платное внедрение их изобретений. При этом качество жизни людей каждый день улучшается.

Первым шагом на пути к получению патента считается подача патентного заказа. Как правило, патентный заказ имеет заглавие изобретения, а еще директива технической области, к которой оно относится; оно надлежит подключать запрос и описание изобретения, изложенные ясным языком и довольно детально, чтобы личность, имеющий средние познания в предоставленной области, могла применить или же воспроизвести открытие. Описания, как правило, сопровождаются этими зрительными материалами, как чертежи, схемы или же диаграммы, помогающими раскрыть суть изобретения. Заказ еще имеет всевозможные "притязания", то есть информацию, которая определяет размер охраны, предоставляемый патентом.


Товарные символы

Под товарным символом понимается особое обозначение, идентифицирующее конкретные продукты или же предложения, выполняемые или же предоставляемые определенным лицом или же предприятием.

Происхождение товарного символа входит к минувшему времени, когда ремесленники воспроизводили собственные подписи или же «знаки» на сделанных ими художественных или утилитарных изделиях. С течением времени эти символы постепенно оформились в передовую систему охраны и регистрации товарных символов.

Система может помочь покупателям идентифицировать и покупать изделия или же предложения, происхождение и качество коих, удостоверенные отличительным товарным символом, лучшим образом отвечают их необходимостям.

Порядок регистрации товарных символов.

Вначале в отвечающее национальное или же региональное ведомство оформляет заказ на регистрацию товарного символа. Заказ должен содержать точное изображение символа, регистрация которого требуется, охватывая точное проигрывание цвета, формы или же трехмерных составляющих. В заявке еще нужно показать список продуктов или же предложений, для коих испрашивается служба охраны символа. Для получения охраны в качестве товарного или же другого символа сам сигнал обязан удовлетворять конкретным условиям. Он обязан владеть различительной функцией, с тем, чтобы покупатели имели возможность распознавать его как свойственный конкретной продукции и в одно и тоже время не перепутать его с другими товарными символами, идентифицирующими иные продукты. Товарный сигнал не обязан иметь неверной или же вводящей в заблуждение информацией, он еще не обязан возражать социальному порядку или же морали.

III Промышленный образец

Под фабричным прототипом понимается оформительский или же эстетический нюанс изделия. Образец имеет возможность состоять из трехмерных компонентов, таких как конфигураций или же плоскости какого-нибудь изделия или же двухмерного компонента, таких как наброски, эскизы и краски.

Промышленные эталоны используются в широком ассортименте промышленных изделий и произведений ремесленного творчества - от технического и мед оснащения до часов, ювелирных изделий и иных предметов роскоши; от кухонной утвари и домашних электроприборов до транспортных средств и строительных объектов, от рисунков на ткани до предметов досуга.

Географическая директива

Географическое директива - это обозначение, применяемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и владеют свойствами или же репутацией, определяемыми данным пространством происхождения.


Чаще всего географическая директива состоит из наименования пространства происхождения продуктов. Сельскохозяйственные продукты, как правило, имеют качество, которое проистекает из пространства их изготовления и присутствуют под воздействием определенных районных моментов, таких как климат или же грунт.

Вопрос о том, действует ли какой-либо знак в качестве географического указания, относится к компетенции национального законодательства и восприятия потребителя. Географические указания могут использоваться для широкого круга сельскохозяйственных продуктов; например, «Тоскана» для оливкового масла, изготовленного в конкретной области Италии (охраняется, например, в Италии законом № 169 от 5 февраля 1992 г.), или «Рокфор» для сыра, изготовленного во Франции (охраняется например, в Европейском союзе в соответствии с постановлением (ЕС) № 2081/92 и в Соединенных Штатах в соответствии с регистрационной маркой США № 571.798).

Использование географических указаний не ограничено сельскохозяйственными продуктами. Они могут также подчеркивать особые свойства продукта, которые являются результатом человеческих факторов, присущих месту происхождения этих продуктов, в частности таких, как особые навыки и традиции изготовления. Таким местом происхождения может быть поселок или город, регион или страна. Примером последней может служить указание "Switzerland" ("Швейцария") или "Swiss" ("швейцарский"), которое во многих странах воспринимается как географическое указание товаров, изготовленных в Швейцарии, и в частности, в отношении часов.

Наименование места происхождения товаров - это особый вид географического указания, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, в которых производятся такие товары. Концепция географического указания является более широкой, чем наименование места происхождения. Примерами наименований места происхождения, которые охраняются в государствах-участниках Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, являются "Bordeaux" ("Бордо") в отношении вина, произведенного в местности Бордо, Франция (регистрация № 80) "Havana" ("Гавана") в отношении табака, выращиваемого в районе Гаваны, Куба (регистрация № 472) или "Tequila" ("Текила") в отношении спиртных напитков, изготовленных в определенных областях Мексики (регистрация № 669).