Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Как развивается франчайзинг в России: проблемы и перспективы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной конкуренции, насыщенность рынка хозяйствующих субъектов, бизнес не всегда может завоевать место под солнцем. Его новый бизнес, кто хочет стать предпринимателем нужна реальная помощь. И что помощь существует. Франчайзинг-это вид предпринимательства под опекой крупного, уже создана партнера. Довольно новый, но быстро растущий сектор экономики.

Однако для многих экономистов и предпринимателей понятие франчайзинга, из-за своей новизны, не до конца понятно. Этот современный инструмент не всегда успешно использоваться или не использоваться вообще. Мы хотели бы рассмотреть и систематизировать знания о франчайзинге для того, чтобы активно использовать его.

Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить на meteoriticist и специализированных исследований в сфере франчайзинга.

Предмет исследования - история, Экономическая сущность, формы и виды, правовая основа для существования и использование франчайзинга.

Цель исследования-выявить роль франчайзинга в современной экономической жизни России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- чтобы понять сущность франчайзинга;

- изучение правового регулирования франчайзинга;

- выявить и недостатки франчайзинга;

- выявить проблемы франчайзинга в России и пути их решения;

- перспективы развития и совершенствования франчайзинга в России.

Основными методами исследования явились: системный подход, анализ и научного анализа и т. д.

Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1 История франчайзинга

Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия, который, в свою очередь, образован от французского «franchise» - льгота, привилегия. «Привилегия» (от лат. privilegium) означает исключительное право, преимущество. В Оксфордском словаре английского языка «franchising» определяется как «все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной», a «franchises» - «ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли».


Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера[1]. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определенной территории США.

Возникла необходимость организации полноценного сервиса. Создание сервисной системы на такой огромной территории оказалось достаточно сложным и дорогим делом. Чтобы решить эту проблему Исаак Зингер стал заключать договоры с независимыми предпринимателями и компаниями, по которым они получали исключительное право на торговлю продукцией «Singer Sewing machine company» на определенной территории и были обязаны предоставлять сервис конечным покупателям[2].

Первые франчайзинговые договоры, по своей сути и были дистрибьюторскими соглашениями, подразумевающие не только непосредственные продажи, но и дополнительные обязанности дилера: производить обслуживание, ремонт и оказывать сопутствующие сервисные услуги.

Современный франчайзинг испытал настоящий подъем в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Чтобы стать дилером этой компании фирмам необходимо было вложить собственные средства в подтверждение своего серьезного отношения к делу. Также, по договору, дилеры могли торговать машинами только компании «General Motors», были обязаны обеспечивать высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж франчайзер[3]а.

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) позволило мелким розничным торговым организациям дополнительно многочисленные скидки, использовать товарные знаки фирмы и сохранения ее независимости.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появилась первая сеть АЗС, принадлежащих независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический продукт франчайзинга, распространения в системе франчайзер - франчайзер товары и услуги начали развиваться только в 50-х годах прошлого века.


В 1958 году была франшиза Баскин Роббинс. Прежде чем спутники, двоюродные buccinum Берт и ИРВ Роббинс, создатели нового заведения формата кафе-мороженое, стояла задача увеличить прибыльность предприятия. Они столкнулись с тем, что наемные менеджеры не могут управлять кафе так же эффективно, как это делали братья, то есть, владельцы. И тогда Баскин и Роббинс решил продать кафе франчайзи и самим заниматься производством. Идея сработала. Новые владельцы заботятся о прибыли предприятия. В настоящее время сеть "Баскин Роббинс" насчитывает более 6000 кафе в 35 странах.

В последующие годы, франчайзинг быстро развивается в США и Европе. Не обошлось и без неприятных моментов. Появились мошеннические схемы, которые были проданы "дутые" франшизы.

Сегодня доля франчайзинговых предприятий в США составляет более 40% от общего оборота. В Европе этот показатель составляет от 5 до 30%. В первую очередь для распространения франчайзинга в Европе является Франция, за ней следуют Германия и Великобритания[4].

Первым иностранным франчайзером, который начал работать в нашей стране была компания "Пепсико". Это произошло в 1980-х годах в Советском Союзе. В 1993 году мы открыли наш первый франшизу предприятия Баскин Роббинс.

Первая Российская франшиза считается "Док" Владимир Довгань[5].

1.2 Сущность, формы и виды франчайзинга

Как и любой бизнес-процесс франчайзинга является механизм или организация. Который лежит в основе коммерческого взаимодействия, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату право на определенный вид бизнеса, используя установленные правила для своего поведения.

Удобство франчайзинга, его преимущества, о которых мы писали выше, пусть это бизнес-процесс, чтобы получить очень широкое распространение в экономике. Это позволяет нам выявить наиболее частых формах и видах.

Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям. Рассмотрим самые популярные классификации.

1. Согласно продукту, который реализуется через франчайзинговую систему (деятельности), франчайзинг: продажа, обслуживание, промышленный, смешанный.

2. По данным ноу-хау франчайзера: франчайзинг дистрибуции продукта франчайзинг бизнес-формата.

3. По данным организации системы: прямой франчайзинг, развитие территории, subfranchayzinga, мастер-франчайзинга[6].


Торговый франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером. Он также предоставляет право на использование разработанных методов продаж и торговую марку, и есть поддержка в оформлении торговых точек, подбор ассортимента, обучение персонала[7].

Франшиза услуги относится к сфере услуг. Франчайзи покупает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Он становится своего рода филиал и представительство солидной компании. Учитывая, как правило, пакет нескольких запатентованных прав, он обязан инвестировать в рекламной деятельности для продвижения продукции. Эта схема в различных регионах открыть сеть туристических компаний, кафе, бистро[8].

Производственный франчайзинг-это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции, такие как напитки, как Кока-Кола, фанта, спрайт. Фирма с коммерческой тайной и запатентованной технологии, обеспечивает франчайзи сырьем и передает права на использование своей технологии. Наиболее ярким представителем, использующих систему производственного франчайзинга, является компания кока-Кола.

Смешанный франчайзинг сочетает в себе элементы предыдущих типов. Франчайзер может быть производителем товара, а франчайзи продает свои товары через свою точку франшизы и одновременно предоставляет услуги, связанные с использованием этого продукта.

Франчайзинг дистрибуции продукта характеризуется тем, что франчайзер делает ставку на интенсивное количественное развитие франчайзинговой сети, то есть увеличение площади распространения своего продукта. Франчайзи имеет право продавать серии продукции или предоставление услуг под торговой маркой франчайзера[9].

Формат франшизного бизнеса является наиболее полным. Франчайзер передает франчайзи товарный знак, бизнеса, свои конкурентные преимущества и оказывает поддержку на протяжении всего срока действия договора. Бизнес по единой методологии. Полностью identificireba франчайзи с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.

Прямой франчайзинг-это самый простой и наиболее распространенный метод развития сети. Договор на открытие одной точке непосредственно между франчайзером и франчайзи. Контроль, поддержка, предоставление сопутствующих услуг и другие, описанные в договора франчайзером[10].


Развитие территории - в этого типа, франчайзер предоставляет право открыть определенное количество франшизных точек в заданном районе, в установленные сроки. Как правило, участвуют субфранчайзи, которые уже имеют право работать под брендом франчайзера.

В субфранчайзи характеризуется тем, что франчайзер вместе с заключением договора предоставляет франчайзи свои права, например, право продавать франшизу третьим лицам. Передача прав также свидетельствует о переходе ответственности за развитие территории франчайзи.

Мастер франчайзинг предполагает полное делегирование своих полномочий. Франчайзи получает практически те же права и обязанности как франчайзера. Он получает полное право создавать предприятия и продавать франшизу третьим лицам. Как правило, этот вид франшизы имеет очень большой масштаб - территория развития может быть целая страна или несколько стран[11].

Среди выбранных типов франчайзинга наиболее медленного развития рынка соответствует прямому франчайзингу, самые агрессивные методы завоевания рынка, субфранчайзинга и мастер-франчайзинг.

Таким образом, в процессе анализа мы выявили, что развитие производственных отношений, поиска инноваций в конкуренции около 100 лет назад вызвал к жизни новые формы межфирменных отношений, в которые развивающийся рынок фирма (франчайзер) за определенную плату, передали опыт и функции заинтересованному лицу (франчайзи) на право осуществления такой деятельности. Несколько позже указанного бизнес-процесса называется франчайзинг.

Важным элементом суть франчайзинга заключается в ее рамках, которых мы будем обсуждать в следующей главе.

2 Франчайзинг – форма вертикального ограничения

2.1 Формы вертикального ограничения

Формы вертикального контроля весьма разнообразны. Они во многом зависят от информационной среды, которая является производителем. Например, назначая разные цены для потребителей с разной эластичностью, производитель должен быть уверен, что между пользователями нет арбитража, то есть, он должен иметь информацию о продвижении товаров на рынке. Если компании нет, то придется искать другие способы установления контроля в форме вертикальных ограничений.