Файл: Авторское право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использованные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научного произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, создаваемые компьютерной программой, имеют черты художественного произведения.

База данных — это воплощенные на материнском носителе совокупности данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.

База данных может включать не только любую информацию, но и охраняемые и неохраняемые произведения, объекты смежных прав и промышленной собственности. Базы данных широко распространены и включают как частный случай сборники, составные и делимые совместные произведения.

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном материальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ. Предшественниками мультимедийных произведений считаются анимационные, или мультипликационные, фильмы (рисованные и кукольные). В 80-е гг. XX в. появились компьютерные игры, которые привнесли интерактивный элемент в мультимедийные произведения. Человек перестал быть простым зрителем и слушателем, а превратился в непосредственного участника виртуального действа, создающего иллюзию, виртуальность реальности. В 90-е гг. появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т. д.

Сетевые произведения — это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ.

Сетевые произведения, по существу, представляют собой сайты, размещенные в компьютерных сетях, и они в полной мере отвечают признакам охраняемых авторским правом произведений.

Одной из особенностей сетевых произведений является то, что они используются в качестве средства электронной торговли.

Программное обеспечение — это воплощенная на материальном носителе упорядоченная совокупность команд и данных для получения какого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

Закрытая информация — необнародованные сведения о результатах интеллектуальной деятельности или сами эти результаты.

Термин «закрытая информация» используется в Соглашении ТРИПС, но определение термина не дано. В нем лишь заявлено, что закрытая информация является ценной и секретной. Необходимо особо подчеркнуть, что такое понимание закрытой информации или секретов производства является неполным. Дело в том, что к закрытой информации могут относиться и сами результаты интеллектуальной деятельности. Например, научно-исследовательским институтом выполнена работа, которая позволила не только получить ценные теоретические результаты, но и разработать методы синтеза новых веществ. Если разработчики не желают обнародовать полученные результаты, то они оказываются закрытой, секретной или нераскрытой информацией (undisclosed). Такими результатами могут быть научно-технические произведения, чертежно-конструкторская документация, изобретения, промышленные образцы и т. д. Другими словами, закрытой информацией может быть любой результат интеллектуальной деятельности, который его обладатель не считает необходимым обнародовать. Подобные результаты (отчеты, описания, документация, чертежи и т. д.) всегда выражены в материальных носителях и, несомненно, являются результатом творческого труда. Такие научно-технические произведения становятся охраняемыми с момента создания, т. е. оказываются необнародованными объектами авторского права. Следовательно, если закрытая информация воплощена даже в единственном экземпляре на материальном носителе, она является объектом авторского права. Кстати, любое произведение литературы, науки и искусства может считаться закрытой информацией до тех пор, пока оно не будет обнародовано. Положение с результатами технического творчества аналогичное. Сведения о любом изобретении, промышленном образце, топологии интегральной микросхемы, селекционном достижении могут считаться закрытой информацией до тех пор, пока они не будут переданы патентному ведомству для получения охранного документа. С этого момента информация перестает быть закрытой, что подтверждается существованием уголовного наказания за разглашение информации, содержащейся в заявке. После опубликования сведений о заявке, информация о результатах технического творчества становится доступной неопределенному кругу лиц, т. е. закрытая информация становится открытой и общедоступной. При подготовке заявки на получение охранного документа заявитель не стремится полностью раскрыть свое достижение. Очень важные особенности достижения, особенно относящиеся к его реализации в производстве, заявители предпочитают скрывать, т. е. продолжают сохранять как закрытую информацию, секреты производства или ноу-хау. Именно эта закрытая информация представляет наибольшую ценность, и именно ее разработчики берегут особенно тщательно. Во многих случаях без такой закрытой информации использовать описания патентов, публикуемые в официальных бюллетенях патентных ведомств, невозможно. С формальной точки зрения на такую закрытую информацию распространяется действие как национального законодательства, так и некоторых международных договоров, прежде всего Соглашения ТРИПС. Однако наличие охраны de jure не означает наличия охраны de facto. С другой стороны, закрытая информация может быть настолько ценной, а наказание за ее похищение и использование столь мягким, что обеспечение охраны закрытой информации обычными правовыми методами оказывается неэффективным. Все вышесказанное означает, что любая правовая охрана не может обеспечить сохранность этой информации, если ее правообладатель или владелец не предпримет специальных и действенных мер для ее действительной защиты. Поэтому никакие нормы международных договоров и национального законодательства не могут надежно защитить закрытую информацию. В национальном законодательстве об интеллектуальной собственности одни объекты охраняются авторским правом, другие — патентным и т. д. Поэтому объекты, охраняющиеся, например, патентным правом, являются неохраняемыми объектами авторского права. Однако есть объекты, которые могут охраняться как авторским, так и патентным правом, например, произведения прикладного искусства, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и т. д. Именно поэтому в рамках системы авторского права устанавливается перечень неохраняемых объектов, которые могут охраняться иным законодательством. С другой стороны, законодательство об авторском праве не признает охрану некоторых произведений, несмотря на то, что они могут соответствовать условиям охраноспособности.


В законодательстве об авторском праве неохраняемыми, как правило, признаются две категории таких объектов:

1. Произведения, правовая охрана которым не предоставляется;

2. Объекты, которые могут охраняться иным законодательством.

Конкретный список объектов, подпадающих под первую и вторую категории неохраняемых объектов, зависит от особенностей национального законодательства в целом и может существенно различаться в разных странах. Произведения, правовая охрана которым не предоставляется. В Российской Федерации к ним относятся:

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- произведения народного творчества.

К объектам, которые могут охраняться иным законодательством, в Российской Федерации относятся:

- государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

- идеи, концепции, принципы и т. д.;

- сообщения о событиях и фактах.

Официальные документы. Бернская конвенция разрешает своим членам не охранять официальные тексты законодательного, административного и судебного характера и официальные переводы таких текстов. Отказ от правовой охраны официальных документов делается ради общественных интересов, поскольку любая охрана ограничивает доступ к таким произведениям. Следует отметить, что личное неимущественное право (право авторства) может предоставляться разработчикам официальных документов.

4. Срок действия авторских прав.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства) — п. 1 ст. 1265 ГК РФ; право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя) — п. 2 ст. 1265; право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) - ст. 1268 ГК РФ; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения) — ст. 1266 ГК РФ.

Автор в соответствии со ст. 1269 ГК РФ имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений, программ для ЭВМ, произведений, вошедших в сложный объект, данные правила не применяются.


Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение, т. е. изготавливать экземпляры произведения (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения (право на распространение);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
  • осуществлять прокат оригинала или экземпляров произведения (право на прокат);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение, переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на перевод или иную переработку);
  • право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта (право на практическую реализацию);
  • право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре (ст. 1294 ГК РФ). Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Автор произведения изобразительного искусства также вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (так называемое право доступа) - ст. 1292 ГК РФ. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.


В соответствии со ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный сап он, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ. Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

В перечне исключительных прав автора не названо право автора на получение вознаграждения за использование его произведения. Однако данное право в ряде случаев также предусмотрено законом (ст. 1243, 1295 ГК РФ). Закон с учетом принципа сочетания частных интересов автора и общественных интересов устанавливает возможность определенного ограничения исключительных авторских прав. Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение в личных целях правомерно обнародованного произведения. Данное правило не применяется к воспроизведению произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведению баз данных или существенных частей из них; воспроизведению программ для ЭВМ; репродуцированию книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведению аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях. ГК РФ предусмотрен и ряд других случаев использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения (ст. 1274-1280). В частности, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-то- чечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Существуют и иные ограничения, в том числе предусматривающие выплату авторского вознаграждения.

В соответствии со ст. 1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о сроке действия авторского права. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лег после смерти последнего автора, пережившего других соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти. Авторское право на произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.). Исключительное авторское право переходит по наследству.

5. Заключение.

В заключение выполненной курсовой работы можно сделать вывод, что целью данной работы не являлось рассмотрение всего авторского права. В работе ничего не сказано об авторском договоре, носящем гражданско-правовой характер и являющимся самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.