Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Исследование мотивации персонала методами на примере малого предприятия негосударственное образовательное учреждение Учебный комбинат «Ульяновскавтотранс.

Автошкола – малое предприятие, форма собственности - частная. Негосударственное образовательное учреждение Учебный комбинат «Ульяновскавтотранс» было основано в 2007 году. Вид деятельности – предоставление образовательных услуг. В настоящее время имеет 6 филиалов в пределах города: ул. Ленина, д. 104 а, ул. Корунковой, д. 15, ул. Ефремова, д. 52 В, ул. Пушкинская, д. 4а, офис 317 и один филиал в Новоульяновске, ул. Ульяновская, д. 24., Новый город, ул. 40 лет Победы, д. 7. Коллектив автошколы составляет 55 человек. В основном это люди со средним профессиональным образованием, редко с высшим профессиональным. Коллектив дружный, практикуется взаимопомощь. В настоящее время увольнения в организации редки, конфликты возникают изредка. Увольнения в автошколе незначительны. Основная причина увольнений – собственное желание.

На базе автошколы НОУ УК «Ульяновскавтотранс» было проведено анкетирование на тему «Оценка мотивации персонала». В исследовании участвовали разновозрастные группы - от 21 года до 75 лет, среди них женщин – 13 человек, мужчин – 42 человека. Образование: от среднего полного общего до высшего профессионального, со средним образованием – 8 человек, с высшим образованием – 10 человек, с начальным профессиональным образованием - 7 человек, со средним образованием – 10 человек (см рис.6 ) Всего в опросе участвовало 55 человек, что составляет 100 % опрошенных.

Рисунок.6. Уровень образования сотрудников НОУ УК «Ульяновскавтотранс»

Испытуемые в количестве 55 человек являются членами одного трудового коллектива , стаж совместной работы составляет более 1 года.

Предмет исследования – степень удовлетворенности персонала организации существующим методам мотивации. Участникам опроса была предложена анкета, которая содержала вопросы из «Положения об оплате труда и материальном стимулировании мастеров производственного обучения НОУ УК «Ульяновскавтотранс» на 2010 год», а также вопросы о предпочтениях в видах материального стимулирования и удовлетворенностью своим видом деятельности. Анкетирование проводилось в соответствии с нормами профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик: с соблюдением принципов конфиденциальности получаемой информации , обеспечения права индивида отказаться от участия в обследовании, информирования индивида об использовании получаемой информации. Анкетирование проводили в отсутствии посторонних.


Результаты анкетирования показали, что среди администрации и специалистов довольны видами материального стимулирования – 10 человек (77%) из 13 человек, трое из них (главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, кассир) затруднились ответить, что можно объяснить стабильной выплатой зарплаты, условиями труда; среди мастеров производственного обучения – 7 (20%) человек удовлетворяет существующая система мотивации, 23 (77%) человека – неудовлетворены размерами премий из-за критериев, которые лежат в основе расчета «бонусов» к заработной плате (см. Рис 1.8), среди педагогов – 10 (83%) человек удовлетворены, 2 (16%) человек – неустраивает размеры премий из-за зависимости их от критериев, прописанных в «Положении».

Размерами заработка удовлетворены – 13 (8%) человек из участников опроса – это администрация и специалисты, среди них трое «неудовлетворены»- 2 человека - уборщики производственных помещений, 1 человек – сторож, 10 (18%) человек выбрали ответ «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен» - это преподавательский состав, 7 (3%) человека затруднились ответить, это «новички» среди мастеров производственного обучения,2 преподавателя, 26 (14%) человек выбрали вариант «скорее не удовлетворен, чем удовлетворен», среди них 23 человека – от критериев, прописанных в «Положении» (см. рис 7).

Рисунок.7- Оценка удовлетворения персонала НОУ УК «Ульяновскавтотранс» методами мотивации

Такой разброс в ответах объясняется разными запросами участников опроса, так как людям пенсионного возраста автошкола позволяет получить дополнительный заработок к пенсии, а молодежь вынуждена подрабатывать, находить новые виды деятельности с наиболее высокой оплатой труда. В целом довольны размерами заработной платы 43 человека, что составляет 78 %. В категорию недовольных попали следующие работники: 23 человека – мастера производственного обучения, 3 сторожа, 2 преподавателя, что можно объяснить тем, что у сторожа низкий оклад, надбавок нет, премии отсутствуют, у мастеров и преподавателей наблюдается большая зависимость от разработанных критериев в «Положении» (см. Рис. 8)

Режимом работы удовлетворены 40 (72%) человек из опрошенных, среди них 30 – мастера производственного обучения , 10 преподавателей, что, по-видимому, связано с тем, что у преподавателей занятия начинаются в вечернее время, днем они свободны, у мастеров производственного обучения напротив весь день расписан по часам по заранее составленному графику.


Рисунок. 8- Анализ оценки мотивации мастеров по критериям

Поэтому у преподавателей появляется возможность работать по совместительству в других организациях. 15 человек затруднились ответить.

Из диаграммы « Анализ оценки мотивации мастеров по критериям» видно, что размером заработной платы недовольны 23 человека из 30, что составило 77%, 5 человек (17%) неудовлетворены отношениями с коллегами, еще 5 человек (17%) – неудовлетворены отношениями с руководителем. Поэтому целесообразно для мастеров производственного обучения пересмотреть критерии выплаты заработной платы. Неудовлетворенность 5 человек отношением с коллегами можно объяснить психологической несовместимостью. Неудовлетворенность 5 человек отношениями с руководителем объясняется недоступностью руководителя.

Санитарно-гигиеническими условиями труда удовлетворены 45 (81%) человек, это такие категории персонала, как мастера производственного обучения 30 человек), преподаватели (12 человек), 3 человека – специалисты (юрист, заведующая учебной частью, кассир), 5 (9%) человек выразили мнение – «неудовлетворен», среди них инспектор по учебной работе, заместитель директора по учебной работе, бухгалтер, руководители структурных подразделений, 5 (9%) человек скорее удовлетворены, чем нет, среди них сторожа- 3 человека, уборщики производственных помещений – 2 человека. Как ни странно, в классах покрытие пола из старого линолеума, в туалетах – старая сантехника (см. Рис. 1.10) Уровнем организации труда удовлетворены 40 (72%) человек, среди них 30 человек – мастера производственного обучения, 7 преподавателей, 3 специалиста – юрист, заведующая учебной частью, бухгалтер, 5 (9%) человек затруднились ответить на поставленный вопрос, все они преподаватели, 5 (9%) человек выразили мнение «скорее удовлетворен, чем нет», среди них, кассир, сторожа – 4 человека, 5 (9%) человек оказались не удовлетворены, среди них 2 уборщика производственных помещений, слесарь по ремонту оборудования, руководитель структурного подразделения, инспектор по кадрам. Из диаграммы «Анализ оценки мотивации преподавателей по критериям» видно, что размером заработной платы неудовлетворенны 2 человека из 10 человек, это преподаватели филиала по ул. Ленина. Это связано с набором групп по обучению и зависимостью заработной платы от критериев, прописанных в «Положении», в связи с небольшим набором групп, окончательный заработок преподавателей в филиале по ул. Ленина ниже, чем в других филиалах, режимом работы недовольны 2 человека - в филиале по ул. Ефремова большие группы, преподаватели не всегда успевают читать лекции каждый день, так как они работают в нескольких местах.


Рисунок. 9-. Анализ оценки мотивации преподавателей по критериям

Отношением с руководителем недовольны 2 преподавателя: один недоволен предвзятым отношением, другой – условиями работы (нежелание работать по договору подряда). Всвязи с изложенным, можно предложить нанять еще преподавателя для чтения лекций в главном филиале, либо ввести в комбинате группы дневного обучения в помощь преподавателям в главном филиале.

Отношениями с коллегами удовлетворены 45 (81%) человек, среди них мастера производственного обучения – 25 человек, 12 преподавателей, бухгалтерия, 5 (9% ) человек выбрали ответ «скорее удовлетворен, чем нет», это категория специалистов, 5 (9%) человек оказались неудовлетворенными - мастера производственного обучения : это связано с индивидуальными особенностями отдельных людей (необщительность, наглость).

Отношениями с непосредственными руководителями удовлетворены 40 (72%) человек, это мастера производственного обучения - 25 человек, преподаватели – 10 человек, 5 (9%) человек выбрали ответ «скорее не удовлетворены», среди них 2 преподавателя, бухгалтерия, 5 (9%) человек оказались неудовлетворенными, среди них мастера производственного обучения, 5 (9%) человек затруднились ответить – отдел АХО (см. Рис. 10)

Рисунок. 10- Анализ оценки мотивации администрации и специалистов по критериям

Уровнем технической оснащенности довольны 50 (90%) человек, среди них 30 человек – мастера производственного обучения, 12 преподавателей, 8 человек – бухгалтерия – 4 человека, инспектор по кадрам, заведующая учебной частью, инспектор по учебной работе, юрист из 55 опрошенных. Остальные 5 человек – затруднились ответить, среди них уборщики производственных помещений, сторожа. Действительно, место каждого специалиста оснащено современной офисной техникой, мастера производственного обучения ездят на технически исправных автомобилях, для преподавателей в классы закуплены видеопроекторы, ноутбуки, учебные плакаты, муляжи.

Из диаграммы «Анализ оценки мотивации администрации и специалистов по критериям» видно, что 3 человека (сторожа) недовольны размерами заработка, 5 человек неустраивают санитарно-гигиенические условия – состояние санузла на ул. Ленина, ул. Ефремова. Уровнем организации труда недовольны 5 человек, среди них инспектор по кадрам, которой необходим компьютер, оборудованный программой 1С, оплата услуг сотовой связи, 2 уборщицы, которых вовремя не обеспечивают инвентарем, слесарь по ремонту оборудования, которому не хватает новых инструментов, руководители структурных подразделений, которым необходима компьютерная техника, оплата услуг сотовой связи. Отношением с руководителем недовольны 3 человека – все они работают в бухгалтерии, недовольство связано с трудностями в подписании документов, отсутствием оплаты услуг сотовой связи.


В целом, коллектив доволен существующими методами мотивации персонала. Нематериальным методам мотивации в коллективе уделяется особое внимание. Руководитель каждых полгода вносит изменения в «Положение». В апреле 2012 года мастерам производственного обучения предоставили свободу по заправке учебных автомобилей, рассчитывая таким образом повысить зарплату. Каждый мастер будет заправлять машину исходя из количества курсантов в день за собственные деньги (ранее – по карточкам за счет средств работодателя, если мастер превышал лимит карты, то он вносил деньги в кассу автошколы, получая при этом зарплату ниже обычной). Таким образом, руководитель рассчитывает сэкономить денежные средства организации.

Мотивация сотрудников коллектива зависит и от отношения с коллегами, и от уровня технической оснащенности - у персонала сохраняется устойчивое желание к трудовой деятельности, и, как оказалось из результатов проведенного анкетирования, от санитарных условий.

Применив теорию А. Маслоу к результатам проведенного анкетирования, пирамида потребностей персонала комбината будет иметь следующий вид (Рис. 1.12):

2.3 Выводы и рекомендации по усовершенствованию системы мотивации в НОУ УК «Ульяновскавтотранс»

В автошколе управление мотивационными процессами происходит с использованием пирамиды А. Маслоу, теории ожиданий В.Врума.

При удовлетворении условий труда, санитарно-гигиенических условий, потребности в уважении и признании, самовыражении руководитель обращается к теории А. Маслоу.

Теория ожидания В. Врума просматривается в ожидании вознаграждения за обучение курсантов согласно разработанных критериев как для преподавателей, так и для мастеров производственного обучения, дополнительное денежное вознаграждение за привлечение клиентов.

В автошколе развиты оба метода мотивации: материальный и нематериальный.

Предусмотрен полный компенсационный пакет для сотрудников: гарантии и компенсации согласно ТК РФ, оплата больничных листов, отчисления в пенсионный фонд, обеспечение новогодними подарками, предоставление скидок на обучение, выплата разовых премий к дням рождения, юбилейным датам.