Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы контроля на предприятии
1.1. Сущность, структура и назначение внутреннего контроля
1.2. Значение контроллинга в системе управления предприятием
1.3. Инструменты контроллинга в системе управления предприятием
2. Анализ контроля финансовых рисков в деятельности ПАО «Космос»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Контроллинг финансовых рисков в деятельности предприятия
3. Направления эффективного контроллинга финансовых рисков ПАО «Космос»
3.1. Проблемы управления рисками на предприятии ПАО «Космос»
Введение
Для эффективного функционирования на рынке, в условиях обострения конкуренции, стремительного развития информационных технологий и усложнения бизнес процессов, предприятиям необходим комплексный подход к стратегическому и оперативному управлению на всех уровнях организации ведения бизнеса.
Внутренний контроль призван обеспечить максимально эффективное использование как финансовых, так и других видов ресурсов организации. Внутренний контроль содействует реализации экономической политики, выработанной руководством, позволяет систематизировать финансовые и информационные потоки, вооружить управленческий персонал реальным видением процессов, происходящих в организации для принятия оптимальных управленческих решений.
Эффективная система контроллинга давно стала гарантией успешной деятельности предприятия. На сегодняшний день система контроллинга довольно популярна, о чем свидетельствует огромное количество публикаций. Контроллинг, как система экономического управления деятельностью, активно используется большими и малыми предприятиями практически всех экономически развитых стран. В России контроллинг как система управления стал активно внедряться относительно недавно, но уже целый ряд компаний имеет успешный опыт ее применения.
Система контроллинга объединяет в себе управленческий учет, планирование, маркетинг и другие инструменты и методы в единую многофункциональную систему, для успешного функционирования предпрития в долгосрочной перспективе в условиях нестабильной внешней среды. в которой четко определяются цели предприятия, принципы управления и способы их реализации.
Система контроллинга представляется важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет решать целый ряд вопросов: воплощение в жизнь целей, задач и стратегии развития предприятия, стабильность бизнеса и финансовых показателей, выявление и эффективное использование внутренних резервов, оперативное внедрение инноваций и многое другие.
Цель курсовой работы состоит в разработке теоретических и методических подходов внутреннего контроля как инструмента повышения эффективности деятельности организации (на примере ПАО «Космос»).
Задачи, поставленные в работе, в соответствии с намеченной целью включают:
- Рассмотреть теоретические основы контроля на предприятии;
- Провести анализ контроля финансовых рисков в деятельности ПАО «Космос»;
- Разработать направления эффективного контроля финансовых рисков в ПАО «Космос».
Объектом исследования является ПАО «Космос».
Предметом исследования выступает внутренний контроль как фактор, определяющий эффективность управленческой деятельности в организации.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории, методологии и организации управления, аудита и контроля, финансового менеджмента, экономического и финансового анализа.
В процессе выполнения курсовой работы были применены следующие методы: горизонтальный, вертикальный, сравнительный и факторный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы контроля на предприятии
1.1. Сущность, структура и назначение внутреннего контроля
В процессе любой работы возникают просчеты и ошибки. Для их обнаружения и исправления применяются три типа контроля – внутренний, государственный и независимый (аудит).
Целью внутреннего контроля является поиск и устранение допущенных недостатков на стадии, пока они ещё не оказали заметного влияния на финансовую деятельность компании. [3, с. 8]
Рассмотрим назначение, структуру и особенности внутреннего контроля, как начального этапа проверки деятельности организации.
Задачи внутреннего контроля – повышение эффективности работы и предупреждение проблем с правоохранительными органами. [3, с. 9]
Основные нарушения, связанные с деятельностью фирмы, могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные нарушения связаны с неквалифицированно подготовленной документацией (отчеты, бухгалтерские документы, бизнес-планы) и несовершенством принятой на предприятии системы документооборота.
К преднамеренным нарушениям относятся:
-
- искажения при оформлении документов, призванные скрыть кадровые или финансовые злоупотребления;
- неправильно подготовленные отчеты, ставящие целью сокрытие хищений или недостачи продукции и имущества фирмы;
- фактическое отсутствие собственности предприятия, обнаруживаемое при проведении инвентаризации. [9, с. 10]
Злоупотребления со стороны сотрудников снижают экономический результат деятельности и могут стать причиной административного или уголовного преследования со стороны правоохранительных органов.
Раннее выявление и предупреждение нарушений в осуществлении трудовой, финансовой и бухгалтерской деятельности относится к первоочередной задаче внутреннего контроля. [7, с. 213]
Еще одной функцией внутренних проверок является дополнительный финансовый анализ и мониторинг текущей ситуации на предприятии. Выявление чрезмерных затрат на маловажные потребности позволяет сократить расходы и перенаправить их в другое русло. [7, с. 214]
Особенности внутреннего контроля:
-
- проводится на средства организации, включаемые в планы финансовых затрат заранее или выделяемые при необходимости;
- бывает плановым и внеплановым. Внеплановый контроль может быть вызван информацией о грядущей проверке со стороны правоохранительных органов или необходимостью выяснить реальное экономическое состояние предприятия;
- результаты проведенной работы доступны лишь для руководящего состава. До низовых звеньев итоги проверки доводятся лишь в случаях выявленных нарушений со стороны конкретных сотрудников. [13, с. 145]
В структуру контроля входит анализ документации, наличия материальных ценностей и активов предприятия.
Основными структурными элементами проверки являются:
-
- контроль инвестиций – заключается в выявлении и минимизации источников финансовых оттоков, связанных с инвестированным капиталом. По итогам может быть принять решение о проведении сбалансированной политики компании. В её состав обычно включается перенаправление средств на другие промышленные или хозяйственные нужды. Одним из путей уменьшения затрат за счет выплаты дивидендов является упорядочивание структуры расчетов и отсеивание ненадежных акционеров, не вносящих вовремя взносы в уставной капитал;
- контроль сохранности активов – включает в себя выявление злоупотреблений и реальный учет изношенности фондов. Своевременная замена материальной базы предприятия является гарантом успешной работы;
- контроль структуры капитала – относится скорее к регулятивной политике компании. Определение фактических притоков и оттоков позволяет более эффективно распределять средства на расширение производства, выплату процентов по кредитам и др.;
- контроль процессов снабжения, производства и продажи – выявляет малоэффективные звенья в цепочках обеспечения производственных и хозяйственных нужд, выпуска продукции, маркетинговых исследований и логистики. Важным этапом является оценка эффективности расходования ресурсов и сырья, оказывающих преимущественное влияние на величину себестоимости; [13, с. 146]
- контроль соблюдения законодательства РФ – ставит целью исключить негативные последствия по результатам проверки правоохранительными органами;
- контроль учетной и бухгалтерской документации – предотвращает намеренные и случайные ошибки и позволяет дополнительно контролировать составленную отчетность. [5, с. 81]
На этапе становления фирмы в состав проверяющей комиссии включаются отдельные работники и доверенные лица собственников или руководителей.
При расширении производства и штата сотрудников возникает необходимость создания отдельной контрольно-ревизионной службы, независимой от всех подразделений предприятия. [5, с. 82]
Способом свести количество проверок к минимуму и ограничиться наведением порядка перед визитом независимых аудиторов или налоговой инспекции является продвижение корпоративной культуры. Оптимальный путь развития компании заключается в стимулировании сотрудников к качественной и продуктивной работе, одновременно повышающей их благосостояние и развивающей компанию.
1.2. Значение контроллинга в системе управления предприятием
Сегодня современный экономический мир характеризуется нестабильной конъюнктурой рынка, глобализацией мировой экономики, а также влиянием различных внешнеэкономических и внутренних факторов. Управление бизнесом существенно усложнилось, и повысилась значимость информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к контроллингу как концепции управления, обеспечивающую постоянную информационную и организационную интеграцию процессов планирования и контроля. [10, с. 89]
Контроллинг создает единую информационную систему управления организацией, внедряет, координирует выполнение функций менеджмента и обосновывает принятие управленческих решений. [10, с. 90]
Наиболее точное определение контроллинга звучит так: контроллинг – это система, ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления во всех функциональных сферах и процессах посредством измерения ресурсов и результатов деятельности. [5, с. 211]
Концепция контроллинга не содержит новые знания экономики предприятия, а лишь использует инструментарий, известный экономистам из других управленческих дисциплин. Поэтому есть смысл говорить о контроллинге не как о системе определенных знаний, а скорее, как о философии или об идеологии управления компанией. Контроллинг базируется на стратегичсеком и финасовом менеджменте, экономиччеком анилизе, операционном, производственном, инвестиционном менеджменте и других научных дисциплинах, относящихся к управлению предприятием.
Людей, осуществляющих функцию контрроллинга на предприятии называют контроллерами. Концепция контроллинга неосуществима без взаимодействия контроллеров с руководителями предприятий. Руководитель ведет бизнес и отвечает за результат деятельности, в то время как контроллер отражает экономическое содержание деятельности и отвечает за прозрачность результатов. [12, с. 152]
Опираясь на данный подход, контроллинг рассматривают как сервис для руководителей, то есть система контроллинга создается для обеспечения руководителя информационной и аналитической поддержкой, необходимой для подготовки и принятия эффективного управленческого решения.
Потребность в привлечении к работе контроллеров, а также в создание системы контроллинга на предприятии возникает когда:
-
- руководителю или топ-менеджеру недостаточно собственных знаний и интуиции для принятия эффективного управленческого решения;
- специалисты предприятия недостаточно компетентны и подготовлены в локальных функциональных областях деятельности предприятия;
- издержки принятия неверных решений превышают издержки создания системы контроллинга на предприятии. [12, с. 153]
Не каждая международная и отечественная компания имеет систему и службу контроллинга. Очевидно, что на крупных и средних предприятиях необходимость в создании системы контроллинга выше, так как увеличение и развитие предприятия предполагает увеличение объема и системной сложности задач управления, а также повышения качества и обоснованности управленческих решений. [7, с. 214]
Исходя из концепции контроллинга, можно выделить основные его функции в управлении предприятием:
-
- установление целей развития предприятия, процессов стратегического и оперативного планирования;
- формирование критериев и требований к информационной системы предприятия с целью получения необходимой информации для решения задач контроллинга; [2, с. 43]
- контроль реализации планов, сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели;
- аналитическая оценка процессов, проведение план-факт-анализа значений показателей и выяснение причин отклонений, выработка рекомендаций руководству;
- разработка возможных вариантов управленческих решений и оценка возможности их реализации;
- координирование работы подразделений предприятия в процессе реализации управленческих решений. [2, с. 44]
Если сформулировать определение контролинга ненаучным языком, то контроллинг представляет собой систему проверки того, насколько успешно предприятие двигается к достижению своих целей. В случае отклонений от намеченной цели необходимо принимать корректирующие действия, здесь на помощь приходят инструменты и методы контроллинга. Существует множество концепций контроллинга и авторы каждой концепции определяют цель контроллинга по-разному. Проанализировав различные формулировки целей, можно вывести наиболее общее и полное определение цели контроллинга. [4, с. 75]